УИД 42RS0011-01-2020-003100-94
Гражданское дело № 2-1623/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 20 октября 2020 года
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Орловой Н.В.,
при секретаре Бикеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ролина Е. С., Ролиной Т. В. к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ролина Т.В., Ролин Е.С. обратились в суд с вышеуказанным иском, просят обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение для 2 человек взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим. Указано, что истцы проживают одной семьей в квартире по адресу: <адрес>. Дом признан аварийным и подлежит сносу. Решениями суда от <дата> и <дата> истцы признаны приобретшими право пользования указанной квартирой на условиях договора социального найма. В предоставлении жилого помещения взамен подлежащего сносу жилищно-бытовой комиссией было отказано.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представитель ответчика Карелина Е.О., действующая на основании доверенности, согласно письменному ходатайству просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что иск ответчиком признан.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Положениями ч.4 ст.15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в перечне объектов муниципального жилищного фонда социального использования Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от <дата> по делу <номер> постановлено признать Ролину Т. В. приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма жилого помещения.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от <дата> по делу <номер> постановлено признать Ролина Е. С., <дата> года рождения, приобретшим право пользования на условиях социального найма жилым помещением по адресу: <адрес>.
Данные решения суда являются вступившим в законную силу.
Вместе с тем по результату рассмотрения судом дела <номер> и дела <номер> в удовлетворении требования о понуждении Управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа к заключению с Ролиными договора социального найма жилого помещения на квартиру по адресу: <адрес> вышеуказанными решениями суда было отказано, в связи с тем, что дом по вышеуказанному адресу был признан аварийным и подлежащим сносу на основании акта межведомственной комиссии от <дата>, а анализ совокупности норм права (ч.1 ст.62, ч.1 ст.15 ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47) позволяет сделать вывод о том, что заключение договора социального найма после признания дома аварийным и подлежащим сносу не допускается в силу прямого запрета закона.
В квартире по указанному адресу до настоящего времени проживают истцы, которые также зарегистрированы по данному адресу как по месту жительству, что подтверждено документально и данное обстоятельство никем не оспорено.
Согласно региональной адресной программе "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2025 годы, утв. Коллегией Администрации Кемеровской области от 29.03.2019, принятой в целях создания безопасных условий проживания граждан, место жительства которых находится на территории Кемеровской области - Кузбасса, и реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", планируемая дата окончания переселения граждан из жилого дома по <адрес> - <дата>.
Согласно п.3 ч.2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда – это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец Ролин Е.С. обращался к ответчику за предоставлением жилого помещения для него и его матери Ролиной Т.В. ввиду предстоящего сноса аварийного дома по адресу: <адрес> в <адрес>, но согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии <номер> от <дата> ему отказано в предоставлении жилья в связи с тем, что им не представлены документы, подтверждающие право на вселение на условиях социального найма. Суд считает, что данный отказ неправомерен.
Так, дом по адресу: <адрес> признан межведомственной комиссией не пригодным для дальнейшего проживания и подлежащим сносу по признаку его аварийности, при этом жильцы данного дома подлежат переселению из аварийного жилья при формировании вышеуказанной адресной региональной программы.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п.1 ч.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст.51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст.50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как установлено судом и что не было оспорено, жилой дом, в котором проживают истцы в квартире <номер>, был признан в установленном порядке не пригодным для проживания, иного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, истцы не имеют, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что у истцов имеется объективная нуждаемость в получении жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного и сносимого и право истцов на предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного и подлежащего сносу является бесспорным.
Отсутствие у истцов договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> не может умалять право истцов на владение и пользование в отношении данного жилого помещения на условиях социального найма, установленного судебными актами, обязательными к исполнению на основании ч.2 ст.13 ГПК РФ. Договор социального найма на данное жилое помещение не мог быть заключен лишь потому, что истцы обратились за его заключением в судебном порядке уже после признания дома аварийным и подлежащим сносу, хотя их право владения и пользования на данное жилое помещение на условиях социального найма возникло задолго до этого. Договор является вторичным по отношению к праву, договор мог бы удостоверять такое право, но в данном случае в силу отсутствия договора такое право удостоверяет вступившие в законную силу судебные акты – решение суда от <дата> и от <дата>, игнорирование которых недопустимо.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы, признан межведомственной комиссией не пригодным для проживания, дальнейшее в нем проживание представляет непосредственную опасность для жизни людей, учитывая, что истцы не имеют иного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, фактически они были учтены как предполагаемо переселяемые жильцы дома <номер> по <адрес> в региональной адресной программе "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2025 годы, утв. Коллегией Администрации Кемеровской области от 29.03.2019, суд считает, что истцам должно быть предоставлено одно на двоих жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемому жилому помещению. При этом обязанность по предоставлению такого жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления – Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставить Ролиной Т. В.<дата> года рождения, Ролину Е. С.<дата> года рождения одно на семью из двух человек жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма жилого помещения, пригодное для проживания, благоустроенное, применительно к условиям г. Ленинска-Кузнецкого, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории г. Ленинска-Кузнецкого, общей площадью не менее ранее занимаемого ими на условиях социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.10.2020.
Судья: подпись Н.В. Орлова
Подлинный документ находится в гражданском деле №2-1623/2020 Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области, г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.