ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1623/2012 от 08.06.2012 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1623/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Тимофте В.К.,

при секретаре Гырдымовой О.В.,

с участием прокурора Маймановой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воркуте

8 июня 2012 г. дело по иску прокурора города Воркуты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" о понуждении установить и ввести в эксплуатацию приборы учета коммунальных ресурсов

УСТАНОВИЛ:

В поданном в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО "Воркута" исковом заявлении прокурор города Воркуты просит признать бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по оснащению здания муниципального бюджетного учреждения "Воркутинский центр медицинской профилактики" МО ГО "Воркута", расположенного по адресу: ..., находящегося в муниципальной собственности, приборами учета потребления коммунальных ресурсов; обязать ответчика завершить оснащение здания МБУ "Воркутинский центр медицинской профилактики" МО ГО "Воркута", расположенного по адресу: ..., находящегося в муниципальной собственности, приборами учёта коммунальных ресурсов в количестве: ... прибора учёта горячей воды, ... прибора учёта холодной воды; ввести в эксплуатацию установленные приборы учёта потребляемых коммунальных ресурсов здания МБУ "Воркутинский центр медицинской профилактики" МО ГО "Воркута", расположенного по адресу: ....

В обоснование иска прокурор указал, что здания МБУ "Воркутинский центр медицинской профилактики" не относятся к категории ветхих, аварийных, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до ..., а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалорий в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Уклонение ответчика от оснащения здания приборами учета потребления коммунальных ресурсов противоречит действующему законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц, обладающих правом на повышение заработной платы за счет средств экономии.

Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности неявки суду не представили. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьего лица.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы процессуального истца, суд считает иск в пределах указанных в заявлении требований и оснований подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением главы МО ГО "Воркута" от ...... утверждена муниципальная целевая программа "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере муниципального образования городского округа "Воркута" на ... годы".

Цель программы: создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, стимулирование рационального использования энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности экономики городского округа "Воркута", оптимизация бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов, повышение надежности функционирования и развития инженерных систем города.

В соответствии с Разделом III Программы перечень мероприятий с указанием сроков из реализации, исполнителей и объемов финансирования изложен в Приложении 1 к Программе, которым предусмотрены мероприятия по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов отдельно стоящих зданий, перечень которых изложен в приложении ... к Программе.

Пунктом 2 в перечне отдельно стоящих муниципальных зданий и встроенных муниципальных помещений, подведомственных Городскому управлению лечебно-профилактической помощи, подлежащих оснащению приборами учета тепловой энергии, холодной и горячей воды, указано МБУ "ВЦМП".

Согласно приложению ... органом местного самоуправления определена необходимость оснащения здания МБУ "ВЦМП", расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурором г. Воркуты проверки было установлено отсутствие приборов учета холодной воды и потребляемых энергетических ресурсов в здании муниципального бюджетного учреждения "Воркутинский центр медицинской профилактики" МО ГО "Воркута", расположенного по адресу: ..., находящегося в муниципальной собственности.

При этом здание МБУ "Воркутинский центр медицинской профилактики" не относятся к категории ветхих, аварийных, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до ..., а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от ...... утвержден Устав МБУ "Воркутинский центр медицинской профилактики", в силу которого собственником имущества и учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ "Воркута" в лице администрации МО ГО "Воркута".

На основании пункта 1.5. Устава учреждение является самостоятельным юридическим лицом, некоммерческой организацией созданной муниципальным образованием для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере здравоохранения. Учреждение функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

До ... собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ..., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Иных исключений при реализации обязательств, установленных Законом в сфере повышения энергетической эффективности, не определено.

На основании статьи 24 Закона, начиная с ..., государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением указанных в части настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Следовательно, сфера действия Федерального закона "О некоммерческих организациях" в полном объеме распространяется на деятельность учреждения здравоохранения.

В силу части 9 статьи 9.2. Федерального закона "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Указанные положения закона свидетельствуют о том, что оснащение зданий муниципальных учреждений здравоохранения приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, может быть направлено на обеспечение выполнения функций этого муниципального учреждения, т.е. улучшение удовлетворения потребностей населения муниципального образования в услугах данных учреждений.

Как выше указано, ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, получив ... одновременно с судебным извещением копию искового заявления прокурора и определение суда от ... каких-либо возражений против иска с приложением соответствующих доказательств в обоснование возражений против него в суд не направил. Доказательств устранения указанных прокурором в исковом заявлении нарушений, причин несоблюдения законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности, уклонения от установления приборов учета коммунальных ресурсов в здании МБУ "Воркутинский центр медицинской профилактики" МО ГО "Воркута" ответчиком не представлено.

На необходимость истребования доказательств в связи с невозможностью их получения самостоятельно ответчик и третье лицо в ходе рассмотрения дела не указывали, каких-либо ходатайств в адрес суда не направили.

Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции РФ, ст.12 ГПК РФ) суд самостоятельно сбором доказательств не занимается. В соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет лишь обстоятельства, которые имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать. Из закона с 01.02.2003г. исключена норма о собирании доказательств по инициативе самого суда при отсутствии ходатайств и просьб спорящих сторон или заявителя об этом.

Неисполнение ответчиком обязанности по оснащению зданий бюджетного учреждения приборами учета коммунальных ресурсов приводит к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, нарушению принципа оптимизации бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц, имеющих право на повышение заработной платы за счет средств экономии. Требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Обязать Администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" завершить оснащение здания Муниципального бюджетного учреждения "Воркутинский центр медицинской профилактики" муниципального образования городского округа "Воркута", расположенного по адресу: ..., ... находящегося в муниципальной собственности, приборами учета коммунальных ресурсов в количестве: ... приборов учета горячей воды; ... приборов учета холодной воды; ввести в эксплуатацию установленные в здании Муниципального бюджетного учреждения "Воркутинский центр медицинской профилактики" муниципального образования городского округа "Воркута", расположенного по адресу: ..., ..., приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца после даты изготовления мотивированного решения. Судья _____________

Мотивированное решение изготовлено ...