ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1623/2022 от 24.01.2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года город Новосибирск

дело № 2-1623/2022

Октябрьский районный суд города Новосибирска

в составе:

судьи Котина Е.И.

при секретаре Захорольных И.Р.,

при помощнике Белоцерковской К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1623/2022 по иску Катунина Виктора Николаевича, Сорока Лилии Александровны к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными начисления взносов на капитальный ремонт,

У С Т А Н О В И Л:

Катунин Виктор Николаевич и Сорока Лилия Александровна обратились в Октябрьский районный суд г. Новосибирска с исковым заявлением к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области о признании незаконными начисления взносов на капитальный ремонт.

Определением суда от /дата/ данные дела объединены в одно производство.

В обоснование исковых требований истцы ссылаются на то, что Катунин Виктор Николаевич является собственником <адрес> на основании свидетельства о праве собственности от /дата/ Сорока Лилия Александровна, являюсь собственником <адрес> на основании свидетельства о праве собственности от /дата/.

Многоквартирный <адрес> имеет 12 блок секций. Первая блок секция была введена в эксплуатацию в /дата/ г., блок секция № 2 введена в эксплуатацию в /дата/ году на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от /дата/, блок секция № 3 введена в эксплуатацию в /дата/ году на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от /дата/.

В виду того, что одна из блок секций многоквартирного <адрес> была введена в эксплуатацию в 2012 году, то в соответствии со ст. 168 ЖК РФ вышеуказанный дом, постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года № 524-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 годы», был включен в данную Региональную программу.

В связи с этим региональный оператор начисляет истцу плату за капитальный ремонт с 2012 года, а истец оплачивает выставляемую плату.

Частью 5.1 ст. 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Во исполнение вышеуказанной нормы <адрес> принято постановление от /дата/ «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» (в редакции от /дата/), согласно которому у собственников помещений обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взносы на капитальный ремонт), возникает через пять лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.

Таким образом, указанное постановление распространяет свое действие на многоквартирные дома, которые введены в эксплуатацию после 2013 г. (дата утверждения региональной программы) и были включены в региональную программу в порядке ее актуализации.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от /дата/ введена в эксплуатацию блок секция № 2 (по генплану) 8 этап строительства жилого дома с помещениями общественного назначения, спортивно- оздоровительным центром, подземными автостоянками и трансформаторными подстанциями, расположенного по адресу <адрес>.

Соответственно, у собственников квартир в блок секции № 2 ранее /дата/ права собственности на квартиры возникнуть не могло.

Из разрешений на ввод в объект эксплуатации от /дата/, выданного Мэрией города Новосибирска, следует, что в эксплуатацию введена не часть жилого дома, а жилой дом «Блок-секции № 2», т.е. самостоятельный объект, завершенный строительством, отвечающий всем требованиям жилого дома, предусмотренного действующим градостроительным, гражданским, жилищным законодательством, строительными нормами и правилами.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от /дата/ введена в эксплуатацию блок секция № 3 (по генплану) 9 этап строительства жилого дома с помещениями общественного назначения, спортивно- оздоровительным центром, подземными автостоянками и трансформаторными подстанциями, расположенного по адресу <адрес>.

Соответственно, у собственников квартир в блок секции № 3 ранее /дата/ права собственности на квартиры возникнуть не могло.

Из разрешений на ввод в объект эксплуатации от /дата/ выданного Мэрией города Новосибирска, следует, что в эксплуатацию введена не часть жилого дома, а жилой дом «Блок-секции № 3» т.е. самостоятельный объект, завершенный строительством, отвечающий всем требованиям жилого дома, предусмотренного действующим градостроительным, гражданским, жилищным законодательством, строительными нормами и правилами.

Таким образом, на данный жилой <адрес> блок секция № 2, 3 распространяются требования п. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, где сказано, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонта у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включённом в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течении 5 лет с даты, включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Приведенные нормы законодательства распространяются на правоотношения сторон.

Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Квартира истца Катунина В.Н. находится в блок секциях № 2 многоквартирного <адрес>, введенной в эксплуатацию только /дата/ (блок секция № 2), право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводится в эксплуатацию посекционного, что подтверждается разрешением на ввод объекта «Блок-секция № 2» (по генплану) строительства жилого дома с помещениями общественного назначения, спортивно-оздоровительным центром, подземными автостоянками и трансформаторными подстанциями, расположенного по адресу <адрес> и выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости.

Следовательно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, с учетом требований ч 5.1 ст. 170 ЖК РФ, ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, Постановление № 262-п, может возникнуть только по истечении 5 лет после возникновения права собственности на квартиру, поскольку в /дата/ когда жилой <адрес>, был включен в Региональную программу, вышеуказанные блок секции не были построены и сданы в эксплуатацию.

Квартира истца Сорока Л.А. находится в блок секции № 3 многоквартирного <адрес>, введенной в эксплуатацию только /дата/ (блок секция № 3), право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводится в эксплуатацию посекционного, что подтверждается разрешением на ввод объекта «Блок-секция № 3» (по генплану) строительства жилого дома с помещениями общественного назначения, спортивно-оздоровительным центром, подземными автостоянками и трансформаторным подстанциями, расположенного по адресу <адрес> и выписке из ЕГРН об объекте недвижимости.

Следовательно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, с учетом требований ч 5.1 ст. 170 ЖК РФ, ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, Постановление № 262-п, может возникнуть только по истечении 5 лет после возникновения права собственное на квартиру, поскольку в /дата/ г., когда жилой <адрес>, был включен в Региональную программу, вышеуказанные блок секции не были построены сданы в эксплуатацию.

Таким образом, начисление ответчиком платы за капитальный ремонт истцам, приводит к нарушению прав истцов, утвержденных ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиры, а также лишает истцов возможности на оплату взносов на капитальный ремонт в новом доме по истечении 5 лет со дня возникновения права собственности на квартиры.

Данная позиция подтверждена устоявшейся судебной практикой.

Кроме того, Октябрьским районным судом г. Новосибирска принято решение об удовлетворении иска к Фонду модернизации ЖКХ по НСО собственников квартир, расположенных в блок секции № 1, 2, 3, 12 <адрес>, начисление Фонда модернизации ЖКХ по НСО по данным квартирам признаны незаконными, по таким же основаниям, которые изложены в данном исковом заявлении. Решение г. обжаловалось, вступило в законную силу.

Таким образом, факт неправомерного начисления платы за капитальный ремонт собственникам квартир вышеуказанного многоквартирного дома, установлен вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска.

В нарушение ч. 3 ст. 158 ЖК РФ ответчик производил начисление платы за капитальный ремонт ранее возникновения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт. Согласно сведениям о начисленных и уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт, по лицевым счетам, которые размещены на официальном сайте Фонда модернизации ЖКХ по НСО и находятся в открытом доступе для все пользователей сети интернет, соответственно являются достоверными и ответчиком не оспаривается, в виду того, что ответчик самостоятельно размещает достоверную информацию о платежах, на /дата/ истцу Катунину В.Н. начислено 16 674,68 руб., оплачено 16 322,97 руб.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Новосибирской области № от /дата/ г, установлено, что денежные средства, уплаченными собственниками помещений многоквартирного дома, подпадающих под действия настоящего постановления, подлежат зачету в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт.

В виду того, что истцами производилась оплата начисленных ответчиком денежных средств за капитальный ремонт, данные денежные средства подлежат зачету в счет будущих платежей по оплате взносов на капитальный ремонт с момента возникновения такой обязанности.

Сведения о начисленных и уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт, по лицевым счетам, которые размещены на официальном сайте Фонда модернизации ЖКХ по НСО, являются актуальными на момент подачи искового заявления.

Истцы просят суд:

признать незаконными начисления собственнику квартиры Катунину Виктору Николаевичу взносов за капитальный ремонт в сумме 16 674,68 руб. с момента ввода в эксплуатацию блок-секции № 2 жилого <адрес> до истечения 5 лет;

зачесть оплаченные денежные средства в сумме 16 322,97 руб. в счет будущих платежей по оплате капитального ремонта, с момента возникновения такой обязанности;

взыскать с Фонда модернизации и развития ЖКХ по НСО в пользу Катунина Виктора Николаевича расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.;

признать незаконными начисления собственнику квартиры Сорока Лилии Александровне взносов за капитальный ремонт в сумме 14 534,43 руб. с момента ввода в эксплуатацию блок-секции № 3 жилого <адрес> до истечения 5 лет;

зачесть оплаченные денежные средства в сумме 8 876,99 руб. в счет будущих платежей по оплате капитального ремонта, с момента возникновения такой обязанности;

взыскать с Фонд модернизации и развития ЖКХ по НСО в пользу Сорока Лилии Александровны расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.

В судебное заседание истцы не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, направили в суд своего представителя фио1, которая в судебном заседании исковые требования поддержала, уточнив, что по иску Катунина В.Н. поддерживает требования о признании незаконными начислений и зачете в пределах суммы 12281,52 руб. в соответствии с выпиской (т.2, л.д.94).

В судебное заседание представитель ответчика Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в возражениях указал, что спорный дом попал в региональную программу капремонта с учётом года ввода в эксплуатацию первой секции, который был указан в программе датой постройки дома. После включения дома в программу у жителей появилась обязанность оплачивать капремонт. Жильцы из секций, отстроенных последними, посчитали несправедливой такую обязанность до истечения предусмотренной законом отсрочки оплаты в недавно достроенном доме.

Все действия Фонд модернизации ЖКХ регулируются непосредственно Федеральными законами, органами субъектов Российской Федерации и Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы».

Согласно ст. ст. 153, 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение. Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.

Несмотря на то, что дом новый, собственники жилья в новостройках не освобождаются от ежемесячной уплаты взносов на капремонт. Такая норма закреплена в ст. 169 Жилищного кодекса.

Исключение только составляют:

собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере;

ч.2. ст. 170 ЖК РФ. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся;

ч.8 ст. 170 ЖК РФ. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов;

ч.5 ст. 181 ЖК РФ. В случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области №461-п от 27.12.2016г. (о внесении изменений в постановление №262-п от 06.09.2016г.) у собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), введенного в эксплуатацию после утверждения региональной программы, расположенных на территории Новосибирской области, и включенного в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, по истечении пяти лет с даты включения данного МКД в региональную программу.

В региональную программу вошел многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанному многоквартирному дому присвоен единый почтовый адрес. Независимо от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных секций в региональную программу подлежит включению многоквартирный дом в целом. За основу взята дата ввода в эксплуатацию первой блок-секции, так как все блок секции неразрывно связанны между собой не могут быть опосредованно отделены друг от друга и составляют единой целое - многоквартирный жилой дом.

Вышеуказанное постановление распространяет свое действие на многоквартирные дома, которые введены в эксплуатацию после /дата/ (дата утверждения региональной программы) и были включены в региональную программу в порядке актуализации после /дата/.

В соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, после утверждения региональной программы, в которую включен этот дом. Многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта в /дата/ года с указанием 2012 года, как года ввода в эксплуатацию, согласно постановлению Правительства Новосибирской области №524-п от 27.11.2013 г.

В отношении собственников помещений в домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, при условии присвоения блок-секциям единого почтового адреса, обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту возникает с момента ввода первой блок-секции в эксплуатацию.

В отношении собственников помещений в домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, при условии присвоения блок-секциям единого почтового адреса, обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту возникает с момента ввода блок-секций в эксплуатацию.

Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения явившихся лиц, оценив возражения, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Судебным разбирательством установлено, что истец Катунин Виктор Николаевич является собственником <адрес> блок - секция № 2, что подтверждается договором купли-продажи от /дата/, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, Сорока Лилия Александровна, является собственником <адрес> блок - секция № 3, что подтверждается договором купли-продажи от /дата/, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, справкой ООО «Жилком» (т.2, л.д. 7-10, 88-93, 97).

Многоквартирный <адрес> имеет 12 блок секций. Первая блок секция была введена в эксплуатацию в /дата/ г., блок секция № 2 введена в эксплуатацию в /дата/ году на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от /дата/, блок секция № 3 введена в эксплуатацию в /дата/ году на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от /дата/ (т.1, л.д. 9-10, т.2, л.д.11-13).

Согласно представленным ответчиком расчетам задолженности за период с /дата/ г. по /дата/ г. Катуниным В.Н. были начислены взносы на капитальный ремонт по квартире № в размере 12281,52 руб. Из указанной суммы истцом было оплачено 12281,52 руб. (т.1, л.д.87).

За период с /дата/ г. по /дата/ г. Сорока Л.А. были начислены взносы на капитальный ремонт по квартире № в размере 15976,63 руб. Из указанной суммы истцом было оплачено 8876,99 руб. (т.2, л.д.84).

Полагая, что данные действия ответчика незаконны и нарушают права истцов, что с связано с неистечением с момента ввода в экспликацию соответствующих блок-секций установленного законодательством пятилетнего срока, для начисления взносов на капитальный ремонт, истцы обратился в суд с настоящим иском.

Оценивая обоснованность доводов стороны истцов и стороны ответчика по предмету заявленных требований, суд исходит из следующих норм права.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

В соответствии с ч. 1, 5 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Согласно ч. 1, 3 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячныевзносына капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренныхчастью 2настоящей статьи,частью 8 статьи 170ичастью 5 статьи 181настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии счастью 8.1 статьи 156настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.

Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно ст.3.1 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 г. №360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного Правительством Новосибирской области в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.

Согласно ст. 9 данного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 года №524-п.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 года №262-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Новосибирской области №461-п от 27.12.2016 года, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).

Действие указанного постановления распространяется на правоотношения, возникшие после /дата/, при этом средства, уплаченные собственниками помещений многоквартирных домов, попадающих под действие настоящего постановления, подлежат зачету в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт (пункт 2).

Исходя из содержания указанных норм права следует, что у собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает по истечении пяти лет после возникновения права собственности на жилое помещение.

Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не может возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится его квартира.

Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям после /дата/, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных в ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.

Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту.

Доводы ответчика о наличии общей инфраструктуры дома (подключения к теплоснабжению и водоснабжению, о чем представлены соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями), как и единого адреса, с учетом изложенного толкования норм жилищного законодательства правого значения для разрешения спора не имеет.

Суд приходит к выводу, что оснований для начисления взносов на капитальный ремонт истцу ранее дат ввода в эксплуатацию блок-секций № 2 и 3 в отношении принадлежащих истцам на праве собственности квартир по адресу: <адрес> не имеется.

Судом установлено, что блок-секции № 2 и 3 в составе многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Костычева, 74/1, в которых расположены квартиры истцов, введены в эксплуатацию в /дата/ и /дата/ г. и поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, данное обязательство по оплате взносов на капитальные ремонт у истцов не наступило.

Соответственно, начисления Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области взносов за капитальный ремонт с момента ввода в эксплуатацию блок-секций № 2 и 3 жилого дома по адресу <адрес>, подлежат признанию незаконными.

Поэтому надлежит:

признать незаконным начисление собственнику квартиры № Катунину Виктору Николаевичу взносов за капитальный ремонт до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции №2 многоквартирного дома по адресу <адрес>,

обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести зачет оплаченных взносов на капитальный ремонт в размере 8876 рублей 99 копеек в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт жилого помещения - квартиры № в многоквартирном доме по адресу <адрес> момента возникновения такой обязанности;

признать незаконным начисление собственнику квартиры № Сорока Лилии Александровне взносов за капитальный ремонт до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции многоквартирного дома по адресу <адрес>,

обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести зачет оплаченных взносов на капитальный ремонт в размере 12 281 рубля 52 копеек в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт жилого помещения - квартиры № в многоквартирном доме по адресу <адрес> момента возникновения такой обязанности.

На основании ст. 98 ГПК РФ надлежит взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу истцов расходы по уплате государственной пошлины в размере по 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Катунина Виктора Николаевича, Сорока Лилии Александровны удовлетворить.

Признать незаконным начисление собственнику квартиры № Катунину Виктору Николаевичу взносов за капитальный ремонт до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции многоквартирного дома по адресу <адрес>.

Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести зачет оплаченных взносов на капитальный ремонт в размере 8876 рублей 99 копеек в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт жилого помещения - квартиры № в многоквартирном доме по адресу <адрес> момента возникновения такой обязанности.

Признать незаконными начисления собственнику квартиры № Сорока Лилии Александровне взносов за капитальный ремонт до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции многоквартирного дома по адресу <адрес>.

Обязать Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области произвести зачет оплаченных взносов на капитальный ремонт в размере 12 281 рубля 52 копеек в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт жилого помещения - квартиры № в многоквартирном доме по адресу <адрес> момента возникновения такой обязанности.

Взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу Катунина Виктора Николаевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области в пользу Сорока Лилии Александровны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

Судья Е.И. Котин

/подпись/

Подлинник хранится в гражданском деле № 2-1623/2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска