ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1624/2021 от 21.06.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2- 1624/2021 мотивированное решение составлено 21.06.21

51RS0002-01-2021-002654-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Андреевой И.С.,

с участием помощника прокурора Котенко Л.С.,

при секретаре Денежкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений *** к ФИО1, ФИО2 о выселении с предоставлением другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Комитет имущественных отношений *** обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о выселении с предоставлением другого жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что муниципальное образование *** является собственником жилого помещения – *** по адресу: *** Ответчики являются нанимателями спорного жилого помещения, на основании ордера №*** от ***, зарегистрированы в указанном жилом помещении. Постановлением администрации *** от ***№***, многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 3.1 постановления администрации *** от ***№***, Комитету необходимо организовать расселение граждан из аварийного дома, на основании этого вынесено постановление администрации *** от ***№*** «О предоставлении ФИО1 другого благоустроенного помещения по договору социального найма в связи с выселением». Во исполнение указанного постановления Ответчикам предоставлено другое благоустроенное жилое помещение – двухкомнатная квартира, общей площадью *** расположенная по адресу: *** в связи с чем, Ответчикам в десятидневный срок после получения постановления о предоставлении жилого помещения необходимо было заключить договор социального найма жилого помещения, принять по акту приема-передачи жилое помещение предоставляемое по договору социального найма, сняться с регистрационного учета по месту жительства, открыть в управляющей организации финансовый лицевой счет и оформить регистрацию по предоставляемому адресу. Комитет неоднократно направлял уведомления о необходимости обратиться в отдел предоставления жилья с целью заключить договор социального найма, уведомления были получены, однако, до настоящего времени договор социального найма между Комитетом и ФИО1 не заключен. На основании изложенного, Комитет просит признать утратившими право пользования жилым помещением *** ФИО1, ФИО2 и выселить из жилого помещения, расположенного по адресу: ***, с предоставлением другого жилого помещения - двухкомантной квартиры, общей площадью *** расположенной по адресу: ***

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебном заседании от *** пояснила, что готова переехать в предоставленное жилое помещение, но *** против, поэтому с иском не согласна.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями категорически не согласился, поскольку ему с *** предлагают двухкомнатную квартиру, а он проживает в трехкомнатной. В отдельной комнате ФИО1 хранит книги, много разных вещей, инструмента, в двухкомнатной квартире не будет места для всего не хвати, а вывезти их некуда. Я согласен, чтобы предоставили либо одну трехкомнатную квартиру, либо две двухкомнатных. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица администрации *** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

Представитель третьего лица ОВМ ОП №*** УМВД России по *** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав представителя истца, ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.40 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.

В соответствии с ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

На основании п.п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального контроля.

В соответствии со ст. 84 Жилищного кодекса Российской Федерации выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке: 1) с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма; 2) с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма; 3) без предоставления других жилых помещений.

Согласно пп.1 п.1 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии с ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с п.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Из разъяснений, содержащихся в п.п. 36, 37 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что при выселении граждан из жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения (статья 85 ЖК РФ) по договорам социального найма подлежит установление факта наличия конкретного и свободного от прав других лиц жилого помещения, в которое могут быть выселены граждане. Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Поскольку при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование *** является собственником жилого помещения – двух комнаты *** в трехкомнатной квартире по адресу: ***

ФИО1 и *** ФИО2 являются нанимателями жилых помещений – *** расположенных в трехкомнатной квартире по адресу: ***, на основании ордера №*** от ***.

Согласно справке ГОБУ «***» от *** в указанном жилом помещении Ответчики зарегистрированы с *** по настоящее время.

В соответствии с п. 3.1 постановления администрации *** от ***№***, Комитету необходимо организовать расселение граждан из аварийного дома, на основании этого вынесено постановление администрации *** от ***№*** «О предоставлении ФИО1 другого благоустроенного помещения по договору социального найма в связи с выселением».

Во исполнение данного постановления Ответчикам предоставлено другое благоустроенное жилое помещение – двухкомнатная квартира, общей площадью ***., расположенная по адресу: ***

Из пункта 3 постановления администрации *** от ***№***, следует, что ФИО1 в десятидневный срок после получения постановления о предоставлении жилого помещения необходимо заключить договор социального найма жилого помещения, принять по акту приема-передачи жилое помещение предоставляемое по договору социального найма, сняться с регистрационного учета по месту жительства, открыть в управляющей организации финансовый лицевой счет и оформить регистрацию по предоставляемому адресу.

Из материалов дела следует, что Комитет неоднократно направлял уведомления о необходимости обратиться в отдел предоставления жилья с целью заключить договор социального найма, уведомления были получены, однако, до настоящего времени договор социального найма между Комитетом и ФИО1 не заключен, Ответчики не приняли от наймодателя по акту приема-передачи жилое помещение, не снялись с регистрационного учета по месту жительства, а также не оформили регистрацию по адресу ***

Судом установлено и подтверждено документально, что предоставленное по договору социального найма жилое помещение по адресу: *** соответствует требованиям ст. 89 ЖК РФ, является благоустроенным жильем, представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью *** т.е. является равнозначным по общей площади ранее занимаемому ответчиками жилому помещению (***), находится в черте населенного пункта ***, то есть отвечает уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта и соответствуют требованиям статьи 89 ЖК РФ.

Ответчиками данные обстоятельства не опровергнуты.

Таким образом, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что жилое помещение №***, расположенное по адресу: ***, признано непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу, ответчику предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью ***, расположенное по адресу: ***, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Ответчик в судебном заседании с иском не согласился, пояснил что проживает в спорной квартире совместно с *** ФИО2, отказался заключать договор социального найма с Комитетом имущественных отношений ***, поскольку фактически проживает в трехкомнатной квартире (третья комната в квартире принадлежит ФИО2 на праве собственности), не готов переезжать в двухкомнатную квартиру, так как в предложенной квартире не хватит места для его книг и инструментов.

Изложенные доводы ответчика ФИО1, по мнению суда, не состоятельны, противоречат приведенным нормам права и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку предоставленное по договору социального найма жилое помещение по адресу: *** соответствует требованиям ст. 89 ЖК РФ, является благоустроенным жильем, представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью *** т.е. является равнозначным по общей площади ранее занимаемому ответчиками жилому помещению – двум комнатам в трехкомнатной квартире, общей площадью - *** находится в черте населенного пункта ***.

Тот факт, что одна комната *** в спорном жилом помещении принадлежит ФИО1 на праве собственности по договору ***№*** от ***, по мнению суда, не свидетельствует о наличии у Истца оснований в предоставлении Ответчикам равноценной трехкомнатной квартиры, поскольку по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Иных доводов и доказательств, которые опровергали бы изложенные выше обстоятельства и служили основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчиков в доход бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в солидарном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета имущественных отношений *** к ФИО1, ФИО2 о выселении с предоставлением другого жилого помещения, удовлетворить.

Выселить ФИО1, ФИО2 из двух комнат (***) в квартире ***, с предоставлением жилого помещения по договору социального найма (***), расположенного по адресу: ***

Признать утратившими право пользования жилым помещением *** ФИО1, ***, ФИО2, ***.

Решение является основанием для снятия ФИО1, ***, ФИО2, *** с регистрационного учета по данному адресу.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 400 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья И.С. Андреева