Дело № 2-1625/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 11 октября 2016 г.
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Рыбалко Д.В.,
с участием прокурора Курочкиной А.В.,
при секретаре Шишкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному казенному предприятию «Водоснаб Новокузнецкого муниципального района» о понуждении к исполнению обязанностей водопользования,
УСТАНОВИЛ:
Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МКП «Водоснаб Новокузнецкого муниципального района» об обязании обеспечить в порядке, установленном водным законодательством, наличие решений о предоставлении в пользование поверхностных водных объектов – <адрес> и <адрес>, установив срок для исполнения – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязании обеспечить наличие разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) по каждому из имеющихся выпусков, установив срок для исполнения – 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании сведений Отдела водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления проведена плановая проверка соблюдения МКП «Водоснаб Новокузнецкого муниципального района» требований водного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности по использованию поверхностных водных объектов при сбросе сточных вод через имеющиеся выпуски, по результатам которой установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ между МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» и администрацией Новокузнецкого района заключен договор о порядке использования закрепленного муниципального имущества на праве оперативного управления, включающего очистные сооружения в <адрес> и <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» осуществляет деятельность по сбросу сточных вод в <адрес>. При этом МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» не имеет документов, на основании которых возникает право пользования поверхностными водными объектами - <адрес> и <адрес>, что является нарушением требований законодательства.
Кроме того, установлено, что сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за период 3-4 кварталов 2015 года, а также с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляется МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» в отсутствии специальных разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, что является нарушением требований законодательства.
В судебном заседании истец в лице помощника Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 исковые требования поддержала.
Ответчик МКП «Водоснаб Новокузнецкого муниципального района» в лице директора ФИО4, действующей на основании устава, не возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что работают над устранением выявленных нарушений ведется.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ:
- водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;
- водный объект – это природный искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
- сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Согласно ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности; выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» установлен порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.
В соответствии с пунктом 11 указанного постановления Правительства Российской Федерации к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод кроме документов прилагаются, в том числе: расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества; поквартальный график сброса сточных вод; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод. Место предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению.
Согласно пп. 2, 3 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, государственная услуга по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование оказывается заявителю уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Водный объект или его часть предоставляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование физическому, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с п. 4.3.9. Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№, в полномочия департамента в области использования и охраны водных объектов входит предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.
На основании пункта 3.3 Приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№» выдачу разрешений загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляют управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, государственная услуга предоставляется территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» и администрацией Новокузнецкого района заключен договор №/В- И-001/15 о порядке использования закрепленного муниципального имущества на праве оперативного управления, включающего очистные сооружения в <адрес> и <адрес> (Приложение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ№).
Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании сведений Отдела водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления проведена плановая проверка соблюдения МКП «Водоснаб Новокузнецкого муниципального района» требований водного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности по использованию поверхностных водных объектов при сбросе сточных вод через имеющиеся выпуски.
В соответствии с данными государственной статистической отчетности по форме №-ТП (водхоз) за 2015 г. «Сведения об использовании воды» МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» усматривается, что в 2015 году сброс сточных вод осуществлялся в поверхностный водный объект — <адрес> (координаты места выпуска: КАР/ОБЬ/2677/585 в 13,0 км от устья). Объем сброса сточных вод в <адрес> составил - 9,7 тыс.м.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» продолжает осуществлять деятельность по сбросу сточных вод в <адрес>. В соответствии со справками МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» объем водоотведения с очистных сооружений <адрес> составил: в 1 квартале 2016 года - 2 575 м; во 2 квартале 2016 г. - 2 619м. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ за период с июля по август 2016 года объем водоотведения с очистных сооружений <адрес> составил 1,37 тыс.м3.
В соответствии с данными статистической отчетности по форме №-ТП (водхоз) за 2015 г. также усматривается, что в 2015 году осуществлялся сброс сточных вод в поверхностный водный объект - <адрес> (координаты места выпуска: КАР/ОБЬ/2677/550 в 2,0 км от устья). Объем сброса сточных вод в <адрес> составил - 18.13 тыс.м3.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» продолжает осуществлять деятельность по сбросу сточных вод в <адрес>. В соответствии со справками объем водоотведения с очистных сооружений <адрес> составил: в 1 квартале 2016 года - 7 745 м3; во 2 квартале 2016 г. - 7 287 м3. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ за период июль- август 2016 года объем водоотведения с очистных сооружений <адрес> составил 5,89 тыс.м3.
Кроме того, в соответствии с данными статистической отчетности по форме №-ТП (водхоз) за 2015 г. также усматривается, что в 2015 году сброс сточных вод осуществлялся в поверхностный водный объект - <адрес> (координаты места выпуска: КАР/ОБЬ/2677/546 в 9,0 км от устья). Объем сброса сточных вод в <адрес> составил - 25,76 тыс.м3.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» продолжает осуществлять деятельность по сбросу сточных вод в <адрес>. В соответствии со справками объем водоотведения с очистных сооружений <адрес> составил: в 1 квартале 2016 года - 9 381 м3; во 2 квартале 2016 г. - 9 551 м3. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ за период июль- август 2016 года объем водоотведения с очистных сооружений <адрес> составил 4,91 тыс.м3.
При этом МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» не имеет документов, на основании которых возникает право пользования поверхностными водными объектами - <адрес> и <адрес>, что является нарушением требований водного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды, в соответствии с которыми пользование водным объектом без решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод запрещено.
Кроме того, установлено, что сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) за период 3-4 кварталов 2015 года, а также с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляется МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» в отсутствии специальных разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, что также является нарушением.
Так, согласно данных Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 3-4 кварталов 2015г. МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» осуществило сброс следующих загрязняющих веществ в окружающую среду в <адрес> и <адрес> в отсутствии разрешений на сброс: аммоний-иона; нитрат-иона; нитрит-иона; БПК; взвешенные вещества; железо; нефтепродукты; СПАВ; сульфаты; фосфаты; хлориды.
Осуществление деятельности МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» по сбросу загрязняющих веществ в водные объекты - <адрес> и <адрес> подтверждается также сведениями о качестве сброса сточных вод за период 3-4 кварталов 2015г. из протоколов количественного химического анализа поверхностных и сточных вод №-ЭВ, №-ЭВ, №-ЭВ от ДД.ММ.ГГГГ, №-ЭВ, №-ЭВ, №-ЭВ от ДД.ММ.ГГГГ, выполненными ООО «Сибирь-Эксперт» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.213H83 от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до 29.04.2016г.), из которых следует содержание загрязняющих веществ в сточных водах на выходе с очистных сооружений, сбрасываемых в <адрес> и <адрес>: взвешенные вещества, аммоний ион, ион нитритов, ион нитратов, железо, БПК хлорид-ион, сульфаты, нефтепродукты, СПАВ, фосфаты.
Согласно расчета фактической массы сброса, предоставленного МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» за период 1-2 кварталов 2016 г. также усматривается сброс вышеуказанных загрязняющих веществ в <адрес> и <адрес>.
Поскольку, осуществление МКП «Водоснаб Новокузнецкого района» сброса сточных вод через имеющиеся выпуски в вышеуказанные водные объекты в отсутствие разрешительной документации, а также осуществление незаконного сброса сточных вод в поверхностные водные объекты нарушает права Российской Федерации, как собственника природных ресурсов - водных объектов, а также конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает разумным установить ответчику срок для совершения действий по обеспечению наличия решений о предоставлении в пользование поверхностных водных объектов – <адрес> и <адрес> – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; для совершения действий по обеспечению наличия разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) по каждому из имеющихся выпусков – 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное казенное предприятие «Водоснаб Новокузнецкого муниципального района» обеспечить в порядке установленном водным законодательством, наличие решений о предоставлении в пользование поверхностных водных объектов – <адрес> и <адрес>, установив срок для исполнения – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное казенное предприятие «Водоснаб Новокузнецкого муниципального района» обеспечить наличие разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) по каждому из имеющихся выпусков, установив срок для исполнения – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд.
Председательствующий: Рыбалко Д.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.10.2016г.