ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1625/20 от 04.09.2020 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1625/2020

УИД: 26RS0023-01-2020-004268-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 сентября 2020 г. г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернышовой Т.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ивановой А.В.,

с участием представителя истца – старшего помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Басовой Д.В., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Минеральные Воды» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды», в котором просит: обязать ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства открытого акционерного общества «Международный аэропорт Минеральные Воды», обязать ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем разработки и направления на утверждение в орган Росавиации изменений в план обеспечения транспортной безопасности аэропорта с учетом результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта и наличия образованного (сформированного) либо привлеченного аккредитованного подразделения транспортной безопасности.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды». По результатам проведенной проверки установлено несоблюдение установленных законодательством мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объекта. ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» категорирован в установленном законом порядке и ему присвоена 1 категория, план обеспечения транспортной безопасности утвержден 26.08.2013. В рамках исполнения введенных с 02.08.2018 Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - Требования) аэропортом разработаны и 24.01.2019 органом Росавиации утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды». Однако, до настоящего времени в соответствии с пп. 18 п. 5 Требований аэропортом не обеспечено внесение изменений в план обеспечения безопасности объекта по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта и их представление на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта. На период проверки указанные изменения в план обеспечения безопасности аэропорта не утверждены органом Росавиации, утвержденные изменения в план фактически отсутствовали. Тем самым, аэропортом не исполнена предусмотренная законодательством обязанность обеспечения наличия утвержденных изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта. По результатам проверки также установлено, что защита аэропортового комплекса от актов незаконного вмешательства осуществляется не уполномоченной для этих целей службой, способность которой осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры не определена в установленном законом порядке, то есть не аккредитованным подразделением транспортной безопасности. Функции подразделения транспортной безопасности аэропорта в составе 252 работников фактически исполняет служба авиационной безопасности, достаточные и надлежащие меры к аккредитации которой на протяжении длительного периода времени не принимались, и не приняты до настоящего времени. Органами Росавиации решения об аккредитации указанной службы авиационной безопасности в качестве подразделения транспортной безопасности не принимались. В реестре аккредитованных подразделений транспортной безопасности указанная служба отсутствует. Ранее с целью устранения вышеизложенных в исковом заявлении нарушений прокуратурой 06.12.2019 в адрес генерального директора ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства. По результатам рассмотрения данного представления и до настоящего времени надлежащие и достаточные меры к реальному устранению допущенных нарушении в аэропорту не приняты, нарушения фактически не устранены. Невыполнение указанных требований по обеспечению транспортной безопасности аэропорта снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, приводит к созданию условий его не устойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории объекта. Непринятие достаточных и необходимых мер к обеспечению наличия утвержденных изменений в план обеспечения транспортной безопасности аэропорта с учетом результатов дополнительной оценки уязвимости и его защите от актов незаконного вмешательства аккредитованным подразделением транспортной безопасности свидетельствует об уклонении субъекта транспортной инфраструктуры от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников аэропорта. Исковое заявление подано прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, которые могут пострадать в результате совершения либо угрозы совершения в аэропорту актов незаконного вмешательства, привлечь их в процесс в качестве истцов, не представляется возможным.

Ответчиком ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых он просит отказать истцу в требованиях обязать ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды». В обоснование возражений указывает, что со стороны ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» предпринимаются все возможные меры по устранению нарушений в сфере транспортной безопасности. ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» предпринимало меры по получению свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. В уполномоченный орган (Росавиацию) было направлено заявление о получении свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности (вх. № 91005 от 28.11.2019). На основании пункта 15 Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного приказом Минтранса России от 01.04.2015 №145 Росавиацией принято решение об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» в качестве подразделения транспортной безопасности, в связи выявленными нарушениями. В частности, одним из выявленных нарушений указано непредставление в полном объеме сведений, подтверждающих аттестацию работников, предусмотренную частью 2 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В связи с введением ограничительных мер в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 в период с 30.03.2020 по 08.05.2020, переходом работы на удаленный режим работы, исполнительные органы полноценно не работали, практически не осуществлялись закупочные процедуры, не представлялась возможным работа специализированных организаций по оказанию услуг по аттестации работников. На текущий момент ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» устраняет нарушения, выявленные Росавиацией при рассмотрении заявления о получении свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, в том числе проводит мероприятия по аттестации работников, проводится соответствующая закупочная процедура, будет заключен договор со специализированной организацией на проведение работ по аттестации работников. ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» является субъектом естественной монополии, относится к категориям юридических лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках). Согласно извещения о проведении закупки №32009437099 дата подведения итогов закупки-предмет закупки проведение аттестации работников - 23.09.2020. В силу ст. 3.2 указанного Федерального закона, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней. Срок выполнения работ по договору оказания услуг по аттестации работников - 60 рабочих дней с даты заключения договора. Согласно пункта 13 Приказа Минтранса России от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» компетентный орган принимает решение о выдаче свидетельства об аккредитации (переоформлении, продлении срока действия) либо об отказе в его выдаче (переоформлении, продлении срока действия) и уведомляет организацию о принятом решении в срок, не превышающий 60 дней с даты принятия заявления. Действия ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» по получению свидетельства об аккредитации, формирования нужного пакета документов, прилагаемых к заявлению на получение аккредитации ограничены сроками, которые установлены законодательными актами РФ, которые обязано выполнять ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды». Примерные сроки выполнения мероприятий по получению свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности составят 12 месяцев. Сроки на получение аккредитации, указываемые в исковом заявлении прокуратурой предполагают получение аккредитации при отсутствии замечаний со стороны компетентного органа, рассматривающего заявление. С учетом изменения требований к заявителям, изменения законодательства Российской Федерации, нельзя с полной уверенностью гарантировать получение свидетельства об аккредитации в сроки, которые прокуратура обязывает получить аккредитацию в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Прокуратура не дает анализа и оценки рисков получения отказа компетентного органа на заявление ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» и времени на устранение выявленных нарушений. По факту выявленных нарушений требований обеспечения транспортной безопасности, в части проведения дополнительных оценок уязвимости и внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности, ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» предпринимает меры по выполнению требований обеспечения транспортной безопасности, в части проведения дополнительных оценок уязвимости и внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности, в частности согласно требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 40, в феврале 2018 г. специализированная организация ФГУП ГосНИИ ГА провела дополнительную оценку уязвимости аэропорта Минеральные Воды, на соответствие Приказа №40 (утвержденная оценка уязвимости №1175 от 26.04.2018). По итогам проведенной оценки уязвимости заключен договор (№1221/2018-У от 27.08.2018) с ФГУП ГосНИИ ГА заключен договор на проведение работ по внесению изменений в план ОТБ. В связи с выходом новых требований по обеспечению транспортной безопасности проведена дополнительная оценка уязвимости ООО «Квалитэб» договор (№1345/2018-У от 25.09.2018) получено заключение Росавиации №1259 от 24.01.2019. На основании выполненной дополнительной оценки уязвимости, выполненной согласно требований Постановления Правительства РФ от № 886, ФГУП ГосНИИ ГА должно было внести изменения в план ОТБ Международного аэропорта Минеральные Воды, в связи с затянувшейся процедурой согласования организационно распорядительных документов, являющихся приложением к Плану обеспечению транспортной безопасности, срок оказания услуги перенесен на 2020 г. В связи с вводом в эксплуатацию временного КПП № 9 (ноябрь 2019 г.), возникла необходимость проведения дополнительной оценки уязвимости. В части ввода в эксплуатацию КПП №9 и изменение границ критического элемента склада ГСМ, заключен договор (№42-16-190089 от 03.12.2019) с ООО «Кредитинвест». Со стороны ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» предпринимаются все возможные меры по устранению нарушений в сфере транспортной безопасности.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Басова Д.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что доводы ответчика о невозможности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» основаны исключительно на его предположениях о возможных формальных нарушениях при исполнении решения суда, которые будут выявлены Росавиацией, что затянет сроки исполнения решения суда. При этом, ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» не лишено объективной возможности исполнить решение суда в соответствии с требованиями закона и в указанный прокурором срок.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании доводы возражений на исковое заявление поддержал, пояснив, что возражения ответчика по существу исковых требований сводятся лишь к несогласию с определенным истцом сроком для устранения нарушения законодательства о транспортной безопасности в части образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды», поскольку 6 месяцев для исполнения решения суда в указанной части может быть недостаточно в случае возникновения у Росавиации замечаний к ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» при привлечении аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, заслушав пояснения их представителей, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1 ст. 1 Закона о транспортной безопасности).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (ч. 2 ст. 2 вышеуказанного Закона).

Несоблюдение указанных выше норм создает угрозу жизни здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности).

В силу п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о транспортной безопасности, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о транспортной безопасности одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о транспортной безопасности оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Положениями ч. 3 ст. 5 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ч. 9 ст. 12.1 Закона о транспортной безопасности аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 886 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - Требования).

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (п. 4 Требований).

Согласно пп. 18 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить внесение изменений в план обеспечения безопасности объекта, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Положениями пп. 3 п. 5 Требований на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность образования (формирования) и (или) привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Судом установлено, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды».

По результатам проведенной проверки установлено несоблюдение установленных законодательством мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объекта.

ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» категорирован в установленном законом порядке и ему присвоена 1 категория, план обеспечения транспортной безопасности утвержден 26.08.2013.

В рамках исполнения введенных с 02.08.2018 Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 Требований ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» разработаны и 24.01.2019 органом Росавиации утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды».

Однако, до настоящего времени в соответствии с пп. 18 п. 5 Требований аэропортом не обеспечено внесение изменений в план обеспечения безопасности объекта по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта и их представление на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта.

На период проверки указанные изменения в план обеспечения безопасности ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» не утверждены органом Росавиации, утвержденные изменения в план фактически отсутствовали.

Следовательно, ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» не исполнена предусмотренная законодательством обязанность обеспечения наличия утвержденных изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта.

По результатам проверки также установлено, что защита аэропортового комплекса от актов незаконного вмешательства осуществляется неуполномоченной для этих целей службой, способность которой осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры не определена в установленном законом порядке, то есть не аккредитованным подразделением транспортной безопасности.

Функции подразделения транспортной безопасности аэропорта в составе 252 работников фактически исполняет служба авиационной безопасности, достаточные и надлежащие меры к аккредитации которой на протяжении длительного периода времени не принимались, и не приняты до настоящего времени.

Органами Росавиации решения об аккредитации указанной службы авиационной безопасности в качестве подразделения транспортной безопасности не принимались.

В реестре аккредитованных подразделений транспортной безопасности указанная служба отсутствует.

Прокуратурой 06.12.2019 в адрес генерального директора ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства.

Однако, до настоящего времени надлежащие и достаточные меры к реальному устранению допущенных нарушении в аэропорту не приняты, нарушения фактически не устранены.

Исковое заявление подано прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, которые могут пострадать в результате совершения либо угрозы совершения в аэропорту актов незаконного вмешательства, привлечь их в процесс в качестве истцов, не представляется возможным.

Факт неисполнения в полном объеме требований по обеспечению транспортной безопасности ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» в части образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства открытого акционерного общества «Международный аэропорт Минеральные Воды», а также разработки и направления на утверждение в орган Росавиации изменений в план обеспечения транспортной безопасности аэропорта с учетом результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта и наличия образованного (сформированного) либо привлеченного аккредитованного подразделения транспортной безопасности, ответчиком при рассмотрении дела не оспаривался.

Возражений относительно необходимости устранения указанных нарушений по обеспечению транспортной безопасности ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» при рассмотрении дела не заявил, сославшись лишь на то, что мероприятия по устранению выявленных прокурором нарушений им выполняются, но на данный момент не завершены в полном объеме.

В части указанного прокурором срока - в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности путем разработки и направления на утверждение в орган Росавиации изменений в план обеспечения транспортной безопасности аэропорта с учетом результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта и наличия образованного (сформированного) либо привлеченного аккредитованного подразделения транспортной безопасности, ответчиком возражений не заявлено.

Ответчик полагает недостаточным указанный прокурором срок - в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности путем образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды», полагая, что прокурором не учитывается необходимость выполнения требований Закона о закупках, а также требований иных нормативных актов, регламентирующих принятие компетентным органом принимает решения о выдаче свидетельства об аккредитации (переоформлении, продлении срока действия) юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности.

ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» указывает, что согласно извещения о проведении закупки №32009437099 дата подведения итогов закупки -предмет закупки проведение аттестации работников - 23.09.2020. В силу ст. 3.2 указанного Федерального закона, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней. Срок выполнения работ по договору оказания услуг по аттестации работников - 60 рабочих дней с даты заключения договора. Согласно пункта 13 Приказа Минтранса России от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» компетентный орган принимает решение о выдаче свидетельства об аккредитации (переоформлении, продлении срока действия) либо об отказе в его выдаче (переоформлении, продлении срока действия) и уведомляет организацию о принятом решении в срок, не превышающий 60 дней с даты принятия заявления.

Вместе с тем, с учетом указанных обстоятельств, указанный прокурором срок – 6 месяцев с момента вступления решения суда, на момент вынесения решения (04.09.2020), является объективно достаточным для устранения ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» в полном объеме нарушений законодательства о транспортной безопасности в части образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства, поскольку указанные ответчиком мероприятия при их надлежащем выполнении должны быть окончены в указанный прокурором срок.

Ссылка ответчика на то, что сроки на получение аккредитации, указываемые в исковом заявлении прокуратурой, предполагают получение аккредитации при отсутствии замечаний со стороны компетентного органа, рассматривающего заявление, при этом прокуратурой не учтены риски получения отказа компетентного органа на заявление ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» и времени на устранение выявленных нарушений, является несостоятельной и не может быть принята во внимание, поскольку ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» не лишено объективной возможности исполнить решение суда в соответствии с требованиями закона и в указанный прокурором срок.

Невыполнение указанных требований по обеспечению транспортной безопасности аэропорта снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, приводит к созданию условий его не устойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории объекта.

Непринятие достаточных и необходимых мер к обеспечению наличия утвержденных изменений в план обеспечения транспортной безопасности аэропорта с учетом результатов дополнительной оценки уязвимости и его защите от актов незаконного вмешательства аккредитованным подразделением транспортной безопасности свидетельствует об уклонении субъекта транспортной инфраструктуры от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников аэропорта.

С учетом изложенного, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» об обязании в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды», обязании ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем разработки и направления на утверждение в орган Росавиации изменений в план обеспечения транспортной безопасности аэропорта с учетом результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта и наличия образованного (сформированного) либо привлеченного аккредитованного подразделения транспортной безопасности.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета государственную пошлину по иску в размере 6000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Минеральные Воды» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Международный аэропорт Минеральные Воды» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем образования (формирования) либо привлечения аккредитованного подразделения транспортной безопасности для защиты от актов незаконного вмешательства открытого акционерного общества «Международный аэропорт Минеральные Воды».

Обязать открытое акционерное общество «Международный аэропорт Минеральные Воды» в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем разработки и направления на утверждение в орган Росавиации изменений в план обеспечения транспортной безопасности аэропорта с учетом результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта и наличия образованного (сформированного) либо привлеченного аккредитованного подразделения транспортной безопасности.

Взыскать с открытого акционерного общества «Международный аэропорт Минеральные Воды» в доход бюджета государственную пошлину по иску в сумме 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Минераловодский городской суд Ставропольского края.

Мотивированное решение суда составлено 07.09.2020.

Судья Т.В. Чернышова