ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 октября 2020 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Юдакова С.А.,
при участии секретаря Васильевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1625/2020 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Федорову Дмитрию Валерьевичу о признании права собственности отсутствующим,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Федорову Д.В. в котором просило признать зарегистрированное право собственности Федорова Д.В. на жилой дом с К№, площадью 154,6 кв.м., количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес> отсутствующим.
Требования мотивированы тем, что Управлением Росреестра по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Федорова Д.В. на жилой дом с К№, площадью 154,6 кв.м., количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>. Документом, послужившими основанием для регистрации указанного объекта является договор аренды земельного участка №Лин411 от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между министерством экономического развития Тульской области и Федоровым Д.В. заключен договор аренды № указанного земельного участка для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство). Участок поставлен на государственный кадастровый учет и обозначен в прилагаемом к договору кадастровом паспорте на земельный участок. Названный выше договор заключен на 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства обратился ответчик с заявлением о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, которым просил предоставить в собственность земельный участок с К№, площадью 1200 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством произведено обследование указанного земельного участка, в результате которого установлено, в границах испрашиваемого земельного участка расположено сооружение, которое в соответствии с нормами законодательства РФ не обладает признаками жилого дома и видимыми подключениями сетей и коммуникаций. Данный факт подтверждается актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотоматериалами к данному акту.
При регистрации права на жилой дом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области не принято во внимание, что фактически данный объект недвижимости 1 этажный жилой дом площадью 154,6 отсутствует.
Таким образом, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области произведена регистрация права Федорова Д.В. на мнимый объект недвижимости - жилой дом.
Ответчиком в одностороннем порядке обязательства не исполнены, жилой дом с даты заключения договора по настоящее время не возведен. Цель предоставления в аренду земельного участка не достигнута. Действия арендатора по ненадлежащему использованию земельного участка, недобросовестность его действий, направленных на достижение цели договора свидетельствуют о злоупотреблении правом и противоречат п. 2 ст. 6 ГК РФ предусматривающей, что права и обязанности сторон определяются с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости.
Таким образом, государственная регистрация и зарегистрированное право ответчика противоречат ст. ст. 131, 209 ГК РФ, нормам Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и является незаконной.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Федоров Д.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.
Представителя третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области и ФГБУ «ФКП Росреестра по Тульской области» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, об отложении дела слушанием не ходатайствовали.
В целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты при рассмотрении дела, соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дела, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, суд, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п.2 ст.9). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36).
Земельный кодекс РФ устанавливает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ч.1 ст.15 ЗК РФ). Права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами (ч.1 ст.25) и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ч.1 ст.26 ЗК РФ). К основным принципам земельного законодательства, относится, в том числе, принцип платности использования земли (ст.1 ЗК РФ).
Гражданский кодекс РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч.2 ст.214 ГК РФ).
Согласно п.2 ст.10, п.2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют правление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенный на территории городского округа, поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
В силу положения ст.10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно которому Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1, п.2 ст.5).
В соответствии с п.1, подп.33 п.4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в связи с реорганизацией министерства экономического развития Тульской области путем выделения из него министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 23.09.2016 года №;120 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области».
В соответствии с п.1, п.5 подп.49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 года №452 Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
Ст. 264 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Ст. 42 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
П. 2 ст. 1 ГК РФ предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между министерством экономического развития Тульской области и Федоровым Д.В. заключен договор аренды № земельного участка с К№, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером №.
П. 1.1. указанного договора предусматривает предоставление участка для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство).
В соответствии с п.2.1. договора участок поставлен на государственный кадастровый учет и обозначен в прилагаемом к договору кадастровом паспорте на земельный участок. Как указано в п. 2.1. договора договор заключен на 20 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тульской области на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Федорова Д.В. на жилой дом с К№, площадью 154,6 кв.м., количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства обратился ответчик с заявлением о предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, незавершенные строительством объекты, которым просил предоставить в собственность земельный участок с К№, площадью 1200 кв.м., что подтверждается копией указанного обращения с вх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта осмотра земельного участка с К№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате визуального осмотра указанного земельного участка установлено, что на нем находится сооружение, не являющееся индивидуальным жилым домом.
Из письма Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ усматривается, что по результатам выездного обследования, установлено, что фактически на земельном участке с кадастровым номером № размещено металлическое сооружение без оконных проемов (предположительно - гараж для грузового транспорта), что не соответствует предусмотренному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» понятию жилого помещения, которое должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно - питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Несущие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений.
К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Указанное сооружение в соответствии с нормами законодательства РФ не обладает признаками жилого дома и видимыми подключениями сетей и коммуникаций. Данный факт подтверждается актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., а также фотоматериалами к данному акту.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст.264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы изложениями п.1 ст.8 ГК РФ.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч.2 ст.15 ЗК РФ).
Однако из представленных материалов следует, что регистрации права на жилой дом Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области не принято во внимание, что фактически данный объект недвижимости 1 этажный жилой дом площадью 154,6 отсутствует.
Таким образом, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области произведена регистрация права Федорова Д.В. на мнимый объект недвижимости - жилой дом.
В соответствии с положения Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в судебном порядке (ст.11 ГК РФ). Одним из способов защиты гражданских прав является: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения, иными способами, предусмотренными законом (ст.12 ГК РФ).
В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В силу ч. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, государственная регистрация и зарегистрированное право ответчика противоречат ст. ст. 131, 209 ГК РФ, нормам Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и является незаконной.
Постановлением от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим (п. 52).
На основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств, в их совокупности, суд находит исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч.1 ст.88). Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей и 6000 рублей для организации.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Статья 50 Бюджетного кодекса РФ определяет, что в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлины по нормативу 100 процентов.
В силу системного толкования указанных норм законодательства, в связи с освобождением истца, от уплаты государственной пошлины, и удовлетворением исковых требований неимущественного характера, отсутствием сведений, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от ееуплаты, суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчика в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, удовлетворить.
Признать зарегистрированное право собственности Федорова Дмитрия Валерьевича (<данные изъяты>) на жилой дом с К№, площадью 154,6 кв.м., количество этажей: 1, адрес (местоположение) объекта: <адрес> отсутствующим.
Взыскать с Федорова Дмитрия Валерьевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход муниципального образования г. Тула государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Ответчик Федоров Д.В. вправе подать в Ленинский районный суд Тульской области заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий