Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 августа 2020 года город Тольятти Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Никулиной Е.Б., с участием истца Галкина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1625/2020 по исковому заявлению Галкина Олега Владимировича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на садовый дом, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением, в котором просит признать за Галкиным Олегом Владимировичем право собственности на садовый дом, площадью 60,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 500,00 кв.м, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 63-АЕ № от ДД.ММ.ГГГГ. В целях надлежащего оформления садового дома в собственность, расположенного на указанном земельном участке, истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области для регистрации и постановке на кадастровый учет с заявлением. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№, № Управлением Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности в отношении указанного здания отказано, поскольку согласно карте градостроительного зонирования сельского поселения Осиновка, земельный участок, на котором возведен спорный дом, расположен в территориальной зоне Р2 «Зона природного ландшафта», которая находится на территории ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука». В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 №2055-р Национальный парк «Самарская Лука» входит в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В настоящее время истец намерен зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимого имущества, однако, не имеет такой возможности без обращения в суд с настоящим исковым заявлением. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. пояснил, что отказ Управление Росреестра по Самарской области не обжаловал. Представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не представил. Представители третьих лиц- Управления Росрестра по Самарской области, ФГБУ Национальный парк «Самарская лука», Министерство природы по Самарской области, СНТ «Ермаковское» с.п. Осиновка м.р. Ставропольский в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили. Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц, по представленным доказательствам. Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 500,00 кв.м, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 63-АЕ № от ДД.ММ.ГГГГ. На указанном земельном участке располагается здание, наименование объекта – садовый дом, назначение- нежилое, площадью 60,6 кв.м, год завершение строительства объекта- 2019, количество этажей-2, что подтверждается техническим планом здания от ДД.ММ.ГГГГ. В целях надлежащего оформления садового дома в собственность, расположенного на указанном земельном участке, истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области для регистрации и постановке на кадастровый учет с заявлением. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№, № Управлением Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности в отношении указанного здания отказано, поскольку согласно карте градостроительного зонирования сельского поселения Осиновка, земельный участок, на котором возведен спорный дом, расположен в территориальной зоне Р2 «Зона природного ландшафта», которая находится на территории ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука». В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 №2055-р Национальный парк «Самарская Лука» входит в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. Функциональное зонирование и использование территорий в границах национального парка определяются исключительно Положением о национальном парке «Самарская Лука», утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2015 №69. В соответствии с п.6 ч.5 ст. 51 Градостроительного кодекса и п.18 гл. 3 Положения не территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, в представленных истцом документах в Управление Росреестра по Самарской области отсутствовало разрешение на строительство объекта недвижимости от Минприроды России. Из письменного сообщения ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» №2310-1 от 15.11.2019 следует, что территория СНТ «Ермаковское» входит в границы национального правка «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 «О создании национального парка «Самарская Лука», Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» №333 от 10.08.1984 и Положения о Национальном парке «Самарская Лука» утвержденного приказами Минприроды России №69 от 25.02.2015 и №358 от 10.07.2017. Данная территория, по функциональному зонированию, согласно Положения о национальном парке «Самарская Лука», относится к зоне хозяйственного назначения. В соответствии с п.11.4 Положения о национальном парке, зона хозяйственного назначения, предназначена для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования национального парка и жизни деятельности граждан, проживающих на территории национального парка. В зоне хозяйственного назначения допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов. В соответствии с п.6 ч.5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.18 гл. III Положения «О национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России №69 от 25.02.2015 и №358 от 10.07.2017: на территории национального парка «Самарская Лука» строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускается по разрешениям, выдаваемым Минприроды России. Установлено, что СНТ «Ермаковское» с.п. Осиновка м.р. Ставропольский располагается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения НП «Самарская Лука». Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. В силу пункта 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства устанавливаются в градостроительном регламенте. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий, что прямо предписано положением части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления соответствии с федеральными заменами. Использование земель или земельных участков расположенных в границах особо охраняемых природных территорий» определяется положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Согласно пункту 11 статьи 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) использование земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий» определяется положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий» определяются положением об особо охраняемой природной территории. В настоящий момент в положении о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденном приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не установлены. Согласно пункту 6 статьи 26 Федерального закона №342-ФЗ до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешенного использования земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 года виды разрешенного использования, параметры определяются органом исполнительной власти, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Суд отмечает, что истец должен доказать, что принял все необходимые меры для получения разрешений (согласия) на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию. При этом нельзя считать обращением за получением такого разрешения (согласия) подачу заявления без приложения полного комплекта документов, предусмотренных ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", то есть имитацию обращения. Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку, суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом зашиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель. Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей. Право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения (п. 9 Информационного письма Президиума Высшею Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации"). Из приведенных норм права и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ и Обзорах судебной практики, следует, что право собственности на самовольное строение, возведенное без разрешения (согласия) на строительство, может быть признано при соблюдении совокупности условий перечисленных в п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Не соблюдение хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации препятствует удовлетворению иска о признании права собственности на самовольное строение. Доказательств обращения истца в Минприроды с уведомлением о планируемом строительстве, либо получение разрешения (согласования) на строительство суду не предоставлено. Суд считает, что истец не предпринимал никаких мер к получению разрешения (согласия) административного органа на строительство как до начала строительства спорного объекта, так и во время проведения работ, а потому удовлетворение иска о признании права собственности на данное самовольное строение не будет соответствовать положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, бремя доказывания соответствия постройки санитарным, строительным, противопожарным, градостроительным нормам и правилам, отсутствия нарушений прав и законным интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан лежит на истце, требующем признания права собственности на такую постройку. Истцом не представлены доказательства тому, что строение создано без существенных нарушений градостроительных, строительных норм и правил и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (ООС) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в т.ч. создаются особо охраняемые природные территории. Ч. 2 ст. 59 Закона об ООС установлен запрет на осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. Истец в нарушение вышеуказанных требований, требований природоохранного Законодательства РФ, а также требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представил суду доказательств отсутствия негативного воздействия на природные комплексы и объекты, оказываемого возведенным им садовым домом, не представлены доказательства тому, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует строительным, противопожарным нормам и правилам. Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковое заявление Галкина Олега Владимировича – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд. Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2020 года. Судья –подпись КОПИЯ ВЕРНА Судья УИД 63RS0027-01-2020-001792-26 |