Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2-1625/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующий судья Тюрин А.С.
при секретаре Шибаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля и МДОУ «Детский сад № 1» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля в защиту интересов несовершеннолетних обратился в суд с иском, содержащим требование обязать мэрию города Ярославля и Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 1» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению здания образовательной организации в соответствии с нормативными требованиями: оборудовать отдельно стоящие здания (хозяйственные постройки), расположенные на территории детского сада, АУПС; оборудовать второй эвакуационный выход в подготовительной группе здания детского сада; обеспечить наличие исполнительной документации на установку и системы противопожарной защиты объекта в здании детского сада, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Ярославля во исполнение задания прокуратуры Ярославской области проведена проверка исполнения общеобразовательными организациями и их учредителями требований законодательства о безопасном пребывании детей в образовательных организациях. В ходе проверки установлено, что в МДОУ «Детский сад № 1» требования пожарной безопасности выполнены не в полной мере, а именно:
- в нарушение требований ст. 54, ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федерального закона № 123-ФЗ) отдельно стоящие здания (хозяйственные постройки), расположенные на территории детского сада, не оснащены АУПС;
- в нарушение требований ст.ст. 1, 2 Федерального закона №69-ФЗ, ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ в подготовительной группе здания детского сада, допущено единовременное пребывание детей и персонала в количестве 30 человек при наличии одного выхода из групповой ячейки;
- в нарушение требований ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, отсутствует исполнительная документация на установку и системы противопожарной защиты объекта в здании детского сада, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля Ерохин Я.С. исковые требования поддержал в части требований о возложении на ответчиков обязанности по проведению работ по оборудованию отдельно стоящие здания (хозяйственные постройки) АУПС, обеспечению наличия исполнительной документации на установку и системы противопожарной защиты объекта в здании детского сада. Представленная документация на систему АПС не подтверждает исполнение требований прокурора в полном объеме.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля по доверенности Афанасьева Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснив, что мэрия горда Ярославля необоснованно привлечена к участию в деле в качестве соответчика, поскольку мэрия г. Ярославля не осуществляет полномочия по финансированию образовательных учреждений. Надлежащим ответчиком является Департамент образования мэрии города Ярославля, так как на департамент возложена функция главного распорядителя бюджетных средств в отношении образовательных организаций.
Представитель ответчика заведующая МДОУ «Детский сад № 1» Щербинина Т.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что в адрес детского сада неоднократно выдавались предписания для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Частично предписание было выполнено, установлена система АПС на здание детского сада, кроме того, всю необходимую техническую документацию мы предоставляли.
Представитель Комитета по управлению государственным и муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, пояснил, что МДОУ «Детский сад № 1» является бюджетным учреждением, имеет самостоятельный баланс.
Представители третьих лиц Департамента образования мэрии г. Ярославля, Департамента финансов мэрии города Ярославля, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области в судебное заседание не явились, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования заместителя прокурора законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что в ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Ярославля во исполнение задания прокуратуры Ярославской области исполнения общеобразовательными организациями и их учредителями требований законодательства о безопасном пребывании детей в образовательных организациях, установлено, что в МДОУ «Детский сад № 1» требования пожарной безопасности выполнены не в полной мере, а именно: отдельно стоящие здания (хозяйственные постройки), расположенные на территории детского сада, не оснащены АУПС; в подготовительной группе здания детского сада не оборудован второй эвакуационный выход; отсутствует исполнительная документация на установку и системы противопожарной защиты объекта в здании детского сада.
Ответчиками не оспаривается, что на настоящий момент указанные выше нарушения закона в полном объеме не устранены.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 данной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ст.ст. 37, 38 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 4 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
Кроме того, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий - в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (ч. 2 ст. 4 Закона).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ч. 3 ст. 4 Закона).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу требований п. 5.1.1 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 №194 общие требования к путям эвакуации, в том числе из зальных помещений, предусмотренных в составе объектов класса Ф1.1 (в частности, здания дошкольных образовательных организаций,), следует принимать в соответствии с подразделом 7.1. Дополнительные требования к зданиям класса Ф1.1 указаны в настоящем разделе.
Согласно п. 5.1.3. указанного Свода правил, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек.
Исходя из содержания приведенной нормы, права лиц, находящихся в соответствующих помещениях, на безопасное пребывание в них при наличии одного эвакуационного выхода может быть обеспечено путем ограничения количества находящихся в этих помещениях людей либо путем оборудования второго эвакуационного выхода.
Прокурором избран способ защиты права путем требования устройства второго эвакуационного выхода из помещения подготовительной группы, расположенной на втором этаже здания детского сада. Устройство выхода сопряжено с нарушением целостности капитальной стены здания детского сада.
Решение суда должно быть сформулировано таким образом, чтобы не вызывать затруднений при его исполнений. С учетом формулировки заявленных прокурором требований об оборудовании запасного пожарного выхода вынесение решения суда об удовлетворении иска в данной части, отвечающего требованиям процессуального закона, невозможно.
Прокурор на удовлетворении требований об оборудовании подготовительной группы эвакуационным выходом не настаивал, в этой части требования прокурора не обоснованы, доказательств, подтверждающих исполнимость данных требований, наличие технической возможности оборудования таких выходов, перепланировки помещений каким-либо способом с учетом конструктивных особенностей зданий, их целевого назначения и места расположения не представлено.
Имеющиеся в деле доказательства не позволяют сделать вывод о том, что такая техническая возможность имеется.
При отсутствии технической возможности обустройства эвакуационного выхода права лиц, находящихся в соответствующих помещениях, должны обеспечиваться иными предусмотренными законом способами.
Здание детского сада 1940 года постройки, без проведения его капитального ремонта либо реконструкции, возникнет угроза обрушения здания, прокурором не опровергнуты.
Доказательств того, что здание, в котором расположен детский сад, было запроектировано и построено не в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, либо того, что это здание запроектировано и построено в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, но дальнейшая его эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, а также того, что на спорном объекте проводилась реконструкция или капитальный ремонт здания после принятия Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», прокурором не представлено.
С учетом изложенного детский сад № 1, эксплуатирующий здание, введенное в эксплуатацию в 1940 году, до введения в действие ранее действовавших СНиП 21-01-97 и ныне действующего Свода правил СП 1.13130, не обязан вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта здания соблюдать требование п. 5.1.3 Свода правил в части устройства второго эвакуационного выхода из помещения подготовительной группы.
Доказательств наличия угрозы возникновения пожара, связанного с указанными нарушениями требований пожарной безопасности, прокурор не представил.
Таким образом, исковые требования прокурора в части оборудования в подготовительной группе здания детского сада второго эвакуационного выхода не основано на законе, нарушают права и законные интересы ответчиков, а также и неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен иск, что влечет отказ в удовлетворении иска в данной части, в остальной части исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Статьей 52 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии уставом МДОУ «Детский сад № 1» имеет статус некоммерческой организации – бюджетное учреждение.
Учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является городской округ город Ярославль. Функции и полномочия учредителя от имени города Ярославля осуществляют: департамент образования мэрии города Ярославля, мэрия города Ярославля в части принятия решений о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации бюджетного учреждения, его переименовании, создании и ликвидации его филиалов, открытии и закрытии представительств, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в части управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно статьями 28, 31 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также прав определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
В силу ст.ст. 69, 69.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Поскольку мэрия г. Ярославля является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, то выполнение требований по обеспечению пожарной безопасности должны быть возложены как на образовательное учреждение – МДОУ «Детский сад № 1», так и на мэрию г. Ярославля.
При этом недостаточность бюджетных средств не освобождает от принятия необходимых мер для обеспечения пожарной безопасности учащихся и работников образовательного учреждения, поскольку в силу требований закона должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе и решением вопроса о финансировании расходов органами местного самоуправления при отсутствии достаточных для этого собственных средств.
На основании ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для выполнения работ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом объема и сложности работ и соблюдает баланс интересов истца и ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора удовлетворить частично.
Обязать мэрию города Ярославля и МДОУ «Детский сад № 1» выполнить мероприятия по приведению здания образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес> в соответствие с нормативными требованиями: оборудовать отдельно стоящие здания (хозяйственные постройки) АУПС, обеспечить наличие исполнительной документации на установку и системы противопожарной защиты объекта в здании детского сада,
в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С.Тюрин