ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1626/20 от 30.03.2021 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-174/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области 30 марта 2021 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Скоробогатовой Е.И.,

при секретаре Мозжевой С.Л.,

с участием истца Гайдуковой А.С. и представителя истца по устному ходатайству Морозовой О.Н.,

представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – Сусловой Н.М.,

представителя ответчика начальника отдела по культуре, социальной и молодежной политике и спорту администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – Панчишкиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайдукова А.А., Гайдуковой А.С. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа молодой семье стать участником муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», признании права на участие в муниципальной программе, включении в состав участников муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Гайдуков А.А., Гайдукова А.С. обратились в суд с указанным иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице отдела по культуре, социальной и молодежной политике и спорту, мотивировав свои требования тем, что Гайдуков А.А. обратился в администрацию Новожизненского сельского поселения с заявлением о признании семьи в составе супругов: Гайдуков А.А. и Гайдуковой А.С., нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятиях по обеспечению жильем граждан в рамках федеральной целевой программы «Жилище».

ДД.ММ.ГГГГ уведомлением администрация Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области сообщила о том, что с ДД.ММ.ГГГГ молодая семья в составе истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

После чего Гайдуков А.А. обратился в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о включении молодой семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами Российской Федерации».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области отдел по культуре, социальной и молодежной политике и спорту уведомила Гайдукова А.А. о том что, руководствуясь правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья и их использование в рамках реализации мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления Гайдукова А.А. и предоставленных документов, жилищная комиссия администрации Городищенского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ вынесла решение об отказе в признании семьи Гайдукова А.А. и Гайдуковой А.С. стать участницей муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», в связи с тем, что договор долевого строительства по объекту – жилой комплекс по <адрес>, не содержит условия привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а именно: а) исполнение обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд; б) размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 настоящего Федерального закона», а значит, не отвечает требованиям правил.

Вместе с тем истец полагает, что жилищной комиссией не учтено и не принято во внимание следующее. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья установлен «Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья и их использования» - приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 7 указанных Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Внесенными в правила изменениями законодатель позволил, если для семьи соблюдаются все условия участия в программе, потратить выплату на оплату квартиры в новостройке, которая приобретена как по договору купли-продажи, договору долевого участия, так и договору уступки права требования. Причем как при полной оплате, так и с ипотекой.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Прозелит-строй» (цедент) и Гайдуковым А.А., Гайдуковой А.С. (цессионарии) заключен договор цессии к договору .2 участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в УФРС.

Согласно пункту 2.1 указанного договора цедент уступает, а цессионарии принимают на себя права (требования) и обязанности, принадлежащие цеденту, как участнику долевого строительства, на основании основного договора, согласно которому застройщик обязуется построить дом и после ввода в эксплуатацию передать, а цедент обязуется оплатить и принять <адрес>, этаж 11, комнат – 1, площадь 37,9 кв. м, площадь лоджии - 4,2 кв. м. Цессионарии обязуются уплатить обусловленную договором цену за счет собственных и кредитных средств, предоставляемых Гайдукову А.А. банком ВТБ (ПАО) по кредитному договору.

Цедент подтверждает, что им выполнены обязательства перед застройщиком по оплате цены Основного договора в отношении вышеуказанной квартиры (п. 4.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ), что также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ за застройщика ООО «Кайлас», выданной ООО «Прозелит – строй».

Договор участия в долевом строительстве заключен между ООО «Кайлас» (застройщик) и ООО «Прозелит-строй» (участник долевого строительства) ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на дату заключения основного договора долевого участия 27 июня 2017 года, в редакции закона, действующей на момент заключения основного договора, указанные нормы отсутствовали, соответственно они не могли быть отражены в указанном договоре в принципе.

Наряду с этим, в соответствии с частью 1.2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», застройщик вправе осуществлять строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного или нескольких разрешений на строительство с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в частности, при условии размещения денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ.

Гайдуков А.А., Гайдуков А.С. заключили договор цессии и денежные средства по договору были уплачены не застройщику, а непосредственно первому участнику долевого строительства по основному договору ООО «Прозелит-строй», что подтверждается банковскими документами.

В связи с изложенным, наличие или отсутствие у застройщика счета эскроу (специальный счет, открываемый в банке, на котором замораживаются деньги дольщика на период строительства дома) в настоящем случае значения не имеет. В соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ стороны договора уступки прав требований не являются лицом, привлекающим денежные средства.

При этом, на сайте «Единая система жилищного строительства» - «ДОМ РФ» опубликовано Заключение Инспекции Государственного строительного надзора Волгоградской области (Облстройнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ «О степени готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо несколько многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство», из текста которого следует буквально следующее: «Совокупность указанных обстоятельства в соответствии с частью 16 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации «Представляет застройщику объекта ООО «Кайлас», право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после ДД.ММ.ГГГГ».

Поскольку вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятое жилищной комиссией администрации Городищенского муниципального района решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в праве семьи стать участницей муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», противоречит действующему законодательству, и нарушает права и законные интересы истцов, истцы просят суд признать незаконным отказ молодой семье Гайдукова А.А. составом семьи из 2 человек в признании стать молодой семье участницей муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы» Городищенского муниципального района Волгоградской области, признать за молодой семьей Гайдукова А.А. составом семьи из 2 человек право на участие в муниципальной программе «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», обязать администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области включить молодую семью в составе: супруг Гайдуков А.А., супруга Гайдукова А.С., в состав участников муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы».

В судебном заседании истец Гайдукова А.С. и её представитель по устному ходатайству Морозова О.Н. исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Истец Гайдуков А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – начальник отдела по культуре, социальной и молодежной политике и спорту администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, действующая на основании доверенности Панчишкина Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив при этом следующее. ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области вынесла решение об отказе в признании семьи Гайдукова А.А. и Гайдуковой А.С. стать участниками муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», в связи с тем, что договор долевого строительства по объекту – жилой комплекс по <адрес>, не содержит условия привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а именно: а) исполнение обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд; б) размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 настоящего Федерального закона, а значит, не отвечает требованиям действующих Правил. То есть вышеназванный договор не соответствует требованиями Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья и их использования» — приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, просит в удовлетворении требований Гайдукова А.А., Гайдуковой А.С. о признании незаконным отказа стать молодой семье участником муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», признании права на участие в муниципальной программе, включении в состав участников муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», отказать.

Представитель ответчика администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, действующая на основании доверенности Суслова Н.М., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истцов, поддержала доводы представителя Панчишкиной Т.В..

Представитель третьего лица комитета строительства Волгоградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета, в ранее поданных письменных пояснениях возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица ООО «КАЙЛАС» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, указав, что ответчиком неосновательно указано на несоответствие договора участия в долевом строительстве .2 от ДД.ММ.ГГГГ пункту 5 части 4 статьи 4 ФЗ № 214. Кроме того в силу части 16 статьи 8 Федерального закона № 478-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что не требуется использование счетов эскроу по договорам участия в долевом строительстве, заключенных в отношении многоквартирного дома, которые соответствуют установленным Правилам РФ, критериям, степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве. Заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договора участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу ООО «КАЙЛАС», которые размещены на сайте ЕИСЖС.

Представители третьих лиц инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области (Облстройнадзор), администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, ООО «Прозелит-Строй» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, ходатайств об отложении разбирательства дела не поступало.

Суд, определив в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии не явившихся, лиц, участвующих в деле, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции, действующей на момент исключения истца из числа участников Подпрограммы), участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 названных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2020 года № 1042 «О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», внесены изменения, которые вносятся в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Аналогичные Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование на региональном уровне утверждены постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 2016 года за № 46-п в рамках реализации подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области», муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы» в Городищенском муниципальном районе.

Право молодой семьи на получение за счет средств бюджета социальной выплаты удостоверяется именным свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, выдаваемым по типовой форме на основании заявления молодой семьи о включении ее в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей по названной выше Программе, которое не является ценной бумагой (пункт 3).

Для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» пункта 2 Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых установлен пунктом 19 Правил.

Судом установлено и следует из материалов дела, что семья Гайдуковых на основании постановления администрации Новожизненского сельского поселения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ как молодая семья в составе: Гайдуков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена – Гайдукова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ Гайдуков А.А. обратился в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о включении молодой семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами Российской Федерации».

В ответ на поступившее заявление Гайдукова А.А. администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области информационным письмом от 6 ноября 2020 года № 637 сообщила о том, что Гайдуковым А.А. были предоставлены документы в соответствии с пунктом 18 Правил, а именно отвечающие цели использования социальной выплаты, согласно подпунктами «а»-«д», «ж» и «з» вышеуказанного пункта 2 настоящих Правил. Поскольку семья Гайдуковых участвует в долевом строительстве, с целью использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 Правил, необходимо представить документы в соответствии с пунктом 19 указанных Правил, а именно, заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам (при личном обращении в орган местного самоуправления по месту жительства) в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2020 № 1747) б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств жилищного кредита, либо при незавершенном строительстве жилого дома договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил; д) копия договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве) - в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 настоящих Правил; е) копия договора жилищного кредита; ж) копия договора кредита (займа) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита - в случае использования социальной выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита; з) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на день заключения договора жилищного кредита, указанного в подпункте «е» настоящего пункта; и) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части суммы основного долга по жилищному кредиту или кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита, для погашения которого используется социальная выплата, и сумме задолженности по выплате процентов за пользование соответствующим кредитом; к) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета каждого члена семьи (пункт 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 15 июля 2020 № 1042).

Судом установлено, что истцом был предоставлен договор цессии № 194 /1 к договору № 1.2 участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Прозелит-строй» (цедент) и Гайдуковым А.А., Гайдуковой А.С. (цессионарии), зарегистрированный в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно п. 2.1 указанного договора цедент уступает, а цессионарии принимают на себя права (требования) и обязанности, принадлежащие цеденту, как участнику долевого строительства, на основании основного договора, согласно которому застройщик обязуется построить Дом и после ввода в эксплуатацию передать, а цедент обязуется оплатить и принять <адрес> площадь 37,9 кв. м, площадь лоджии- 4,2 кв. м.

Цессионарии обязуются уплатить обусловленную договором цену за счет собственных и кредитных средств, предоставляемых Гайдукову А.А. банком ВТБ (ПАО) по кредитному договору.

Цедент подтверждает, что им выполнены обязательства перед Застройщиком по оплате цены Основного договора в отношении вышеуказанной квартиры (п. 4.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается справкой застройщика ООО «Кайлас», выданной ООО «Прозелит-строй» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Кайлас» (застройщик) и ООО «Прозелит-строй» (участник долевого строительства) заключен договор .2 участия в долевом строительстве.

На основании протокола жилищной комиссии администрации Городищенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области принято решение об отказе молодой семье Гайдукова А.А., составом семьи из двух человек, в признании стать участницей муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы» Городищенского муниципального района, поскольку при рассмотрении документов установлено, что объект долевого строительства – жилой комплекс по <адрес>, не содержит условия привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», а именно: а) исполнение обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд; б) размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 настоящего Федерального закона», а значит не отвечает требованиям Правил.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отдел по культуре, социальной и молодежной политике и спорту администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области сообщила Гайдукову А.А. о том что, руководствуясь Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья и их использование в рамках реализации мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления Гайдукова А.А. и предоставленных документов, жилищная комиссия администрации Городищенского муниципального района 13 ноября 2020 года вынесла решение об отказе в признании семьи Гайдукова А.А. и Гайдуковой А.С. стать участницей муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы».

Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено обеспечение исполнения застройщиком обязательств по передаче жилого помещения в многоквартирном доме гражданину, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.

Согласно пункту 5 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор участия в долевом строительстве должен содержать условия привлечения денежных средств участников долевого строительства, одним из которых является размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьи 15.4 Закона № 214-ФЗ.

Вышеназванная норма введена в действие Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом судом установлено, что на дату заключения основного договора долевого участия 27 июня 2017 года, в редакции закона, действующей на момент заключения основного договора, указанные нормы отсутствовали, то есть не могли быть отражены в указанном договоре.

В соответствии с частью 1.2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», застройщик вправе осуществлять строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного или нескольких разрешений на строительство с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в частности, при условии размещения денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 15.4 Федерального закона № 214-ФЗ в целях привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу все участники долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке в соответствии со статьей 15.5 настоящего Федерального закона (далее - счет эскроу).

В данном случае был заключен договор цессии и денежные средства по договору были уплачены не застройщику, а непосредственно первому участнику долевого строительства по основному договору ООО «Прозелит-строй» (цедент по договору цессии), что подтверждается банковскими документами.

В связи с изложенным, наличие или отсутствие у застройщика счета эскроу (специальный счет, открываемый в банке, на котором замораживаются деньги дольщика на период строительства дома) в настоящем случае значения не имеет.

В соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ стороны договора уступки прав требований не являются лицом, привлекающим денежные средства.

Кроме того, судом установлено, что заключением Инспекции Государственного строительного надзора Волгоградской области (Облстройнадзор) от 05 июля 2019 года «О степени готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо несколько многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство», установлено, что «Совокупность указанных обстоятельства в соответствии с частью 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации «Представляет застройщику объекта ООО «Кайлас», право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года».

Указанное обстоятельство принимается судом во внимание с точки зрения применения критериев эффективности и безопасности предоставления социальной выплаты, достижения целей ее предназначения.

Также в ходе судебного разбирательства установлено, что объект сдан в эксплуатацию, <адрес> передана Гайдуковым по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы стороны ответчика об отсутствии расчетов по договору участия в долевом строительстве со специального счета эскроу, не имеют правового значения, указанные требования к договору участия в долевом строительстве являются обязательными, в случае использования социальной выплаты для уплаты цены договора участия в долевом строительстве непосредственно застройщику, тогда как жилое помещение истца по договору цессии было приобретено за счет кредитных средств, обязательств по уплате цены договора перед застройщиком Гайдуковы не имеют.

Кроме того, по смыслу части 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не требуется использование эскроу счетов по договорам участия в долевом строительстве, заключенных в отношении многоквартирных домов, которые соответствуют установленным Правительством РФ критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве. Заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договора участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу ООО «КАЙЛАС» размещены на сайте ЕИСЖС.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что семья Гайдуковых на момент признания участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Гайдукова А.А., Гайдуковой А.С. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа молодой семье стать участником муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», признании права на участие в муниципальной программе, включении в состав участников муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Гайдукова А.А., Гайдуковой А.С. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа стать молодой семье стать участником муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы», признании права на участие в муниципальной программе, включении в состав участников муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы» – удовлетворить.

Признать незаконным отказ молодой семье Гайдукова А.А. составом семьи из 2 человек в признании стать молодой семье участницей муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы» Городищенского муниципального района.

Признать за молодой семьей Гайдукова А.А. составом семьи из 2 человек право на участие в муниципальной программе «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы».

Обязать администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области включить молодую семью в составе: супруг Гайдукова А.А., супруга Гайдуковой А.С., в состав участников муниципальной программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2020-2022 годы».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 2 апреля 2021 года.

Судья Е.И. Скоробогатова