ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1626/2015 от 01.02.2016 Ярцевского городского суда (Смоленская область)

Дело № 2-95/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«01» февраля 2016 года город Ярцево Смоленской области

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Царьковой И.В., при секретаре Мигалевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, к Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области о признании незаконным бездействия Администрации МО «<адрес>», выразившееся в непредоставлении жилого помещения по договору социального найма и требованием обязать предоставить во внеочередном порядке жилое помещение семье из трех человек по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, обратились в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» Смоленской области признании незаконным бездействия Администрации МО «<адрес>», выразившееся в непредоставлении жилого помещения по договору социального найма и требованием обязать предоставить во внеочередном порядке жилое помещение семье из трех человек по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что их семья из трех человек: ФИО2, ее несовершеннолетняя дочь ФИО3 и ее свекор ФИО3 состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с <нет данных>, поскольку в <адрес> Смоленской области, где ФИО1 по договору купли-продажи принадлежала ? доля дома, <нет данных> произошел пожар, в результате которого дом был утрачен.

Не имея жилья, они вынуждены проживать у знакомых, родственников. Администрация МО «<адрес>» Смоленской области неоднократно отказывала им в предоставлении жилья, ссылаясь на то, что не имеется свободных помещений.

Поскольку их жилое помещение уничтожено в результате пожара, они имеют право на предоставление жилья в силу действующего жилищного законодательства, в связи с чем действия ответчика по отказу в предоставлении им жилого помещения являются незаконными.

Просят суд признать бездействие Администрации по непредоставлению им жилья незаконным и обязать МО «<адрес>» <адрес>предоставить во внеочередном порядке жилое помещение семье из трех человек по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах <адрес>, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.метров.

В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2, действующая в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО3 поддержали требования, изложенные в исковом заявлении, просили удовлетворить их. Пояснили, что после того, как их дом сгорел, им приходится жить у знакомых, родственников. Они обращались с заявлением в Администрацию о признании их нуждающимися в предоставлении жилого помещения. Но в связи с бездействием Администрации им пришлось обратиться в суд.

Представитель ответчика – Администрации МО «<адрес>» Смоленской области ФИО4 в судебном заседании согласился с исковыми требованиямиЕ-вых в части необходимости предоставления во внеочередном порядке им жилого помещения. Подтвердил в судебном заседании, что в установленном законом порядке жилое помещение, в котором проживали истцы, сгорело. Проживать им негде. Не согласен с требованием истца о признании незаконным бездействия Администрации, поскольку ранее не могли предоставить жилье истцам, так как не было такой возможности у Администрации.

Суд, выслушав стороны, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы по <адрес> Смоленской области: ФИО1, <нет данных> года рождения – с <нет данных>, ФИО2 Ю <нет данных> года рождения – с <нет данных>, ФИО3, <нет данных> года рождения – по рождению с <нет данных> (д.д.77-80).

Согласно уведомлению Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» Комиссией по решению вопросов о признании жилого помещения утраченным в результате пожара, <адрес> Смоленской области признан утраченным в результате пожара (л.д.32).

Факт пожара, имевшего место <нет данных> в квартире жилого дома, принадлежащей ФИО1, <нет данных>, по адресу: Смоленская область, <адрес> подтверждается также справкой ОНД <адрес> районов ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Смоленской области (л.д.33).

В предоставлении жилого помещения решением жилищной комиссии Администрации МО Ярцевское городское поселение Смоленской области от <нет данных> семье Е-вых в составе трех человек было отказано в предоставлении жилых помещений ввиду отсутствия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В деле имеется заявление ФИО1 от <нет данных>, в котором он просит признать его и членов его семьи ФИО2 и несовершеннолетнюю ФИО3 нуждающимися в предоставлении жилого помещения (д.д.89).

Исходя из представленной справки Администрации муниципального образования «<адрес>» от <нет данных> ФИО1 и члены его семьи: невестка ФИО2, <нет данных> рождения и внучка ФИО3, <нет данных> состоит на учете в администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях с <нет данных> по решению комиссии по жилищным вопросам при исполкоме горсовета.

В едином списке граждан, состоящих на учете качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма а территории муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевскогорайона Смоленской области значится под , в списке граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии с п.1 ч. 2 ст.57 Жилищного Кодекса РФ (л.д.19 об.сторона).

Согласно п. 2.1 "Положения об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утвержденного приказом Минжилкомхоза РСФСР от <нет данных> N529, жилые дома независимо от групп их капитальности, и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, также санитарных требований.

В соответствии с вышеуказанным Положением к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.

Материалами дела установлена непригодность жилого дома для проживания в нем истца. Статья 7 Конституции РФ, гарантирует создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены.

Статья 87 ЖК РФ предусматривает, что, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с ч. 1 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <нет данных> N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Вместе с тем, <нет данных> ФИО1 был уведомлен начальником Главного управления» Государственная жилищная инспекция Смоленской области том, что Комиссией по решению вопросов о признании жилого помещения утраченным в результате пожара по адресу: <адрес> Смоленской области (л.д.13).

Несмотря на неоднократные обращения истцов в орган местного самоуправления, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма семье Е-вых не предоставлено. Из ответов (л.д.15-22) главы администрации муниципального образования «<адрес>» следует, что на территории <адрес> отсутствуют жилые помещения муниципального жилищного фонда, пригодные для проживания и свободные от прав иных лиц и что их вопрос находится на особом контроле.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от <нет данных> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий(бездействия) органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п.25) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями) регламентами, приказами).

В соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от <нет данных> (вред.От <нет данных>) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области от <нет данных> утверждено Положение о жилищной комиссии Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области, согласно которому одной из задач и функций жилищной комиссии является предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (л.д.90).

Однако, в отношении ФИО1 и членов его семьи: ФИО2 и ФИО3 никаких мер по его переселению, либо определению сроков отселения Администрацией муниципального образования «<адрес>» Смоленской области предпринято не было. Данное обстоятельство не отрицается представителем Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области. Никаких доказательств обратного в судебное заседание не представлено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учётом изложенного, а также, того, что обязанность по предоставлению жилого помещения семье Е-вых вне очереди ответчиком до настоящего времени не выполнена, никаких мер по предоставлению жилого помещения семьеЕ-вых, несмотря на то, что в установленном законом порядке дом признан утраченным в результате пожара,Администрацией муниципального образования «<адрес>» Смоленской области не предпринято, суд находит, что заявленные истцом требования основаны на требованиях федерального закона, подтверждаются исследованными по делу доказательствами, поэтому подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области по непредоставлению семье из трех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3 жилого помещения по договору социального найма, -незаконным

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» Смоленской области предоставить семье из трех человек: ФИО1, ФИО2 и несовершеннолетней ФИО3 во внеочередном порядке благоустроенное, применительно к условиям <адрес> Смоленской области, жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.метров, расположенное в черте <адрес> Смоленской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья И.В. Царькова

Мотивированное решение изготовлено <нет данных>(06-<нет данных> – выходные дни)