ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16270/19 от 02.11.2020 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

24RS0-16

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2020 г. г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска

В составе председательствующего судьи Максимчук О.П.

При секретаре Дядичкиной Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Кузнецову К.Г. о запрете эксплуатации воздушного судна, запрете осуществления деятельности, связанной с управлением воздушного судна

УСТАНОВИЛ:

Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском интересах неопределенного круга лиц к Кузнецову К.Г. о признании незаконными действия Кузнецова К.Г. по эксплуатации воздушного судна вертолета Ми-2 без регистрации, в отсутствие сертификата годности, в отсутствие паспортов на авиационные агрегаты несущего винта <данные изъяты>, гидродемпфера втулки несущего винта ТИП <данные изъяты>, а также управлению судном в отсутствие свидетельства пилота; запрете Кузнецову К.Г. эксплуатировать воздушное судно вертолет Ми-2 с авиационными агрегатами несущего винта <данные изъяты>, гидродемпфера втулки несущего винта ТИП <данные изъяты>, в т.ч. передавать его для эксплуатации другим лицам, до получения в установленном порядке сертификата летной годности, свидетельства о государственной регистрации воздушного судна; запрете эксплуатировать авиационные агрегаты несущего винта <данные изъяты>, гидродемпфера втулки несущего винта ТИП <данные изъяты>, не имеющих паспортов, а так же их передачу третьим лицам для эксплуатации на воздушном судне; запрете Кузнецову К.Г. осуществлять деятельность, связанную с управлением воздушного судна до получения свидетельства пилота с соответствующими квалификационными отметками. Свои требования мотивирует тем, что вертолет Ми-2 с авиационными агрегатами несущего винта <данные изъяты>, гидродемпфера втулки несущего винта ТИП <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Кузнецову К.Г. Правоустанавливающие документы на воздушное судно и его авиационные агрегаты отсутствуют. Срок действия свидетельства пилота коммерческой авиации, выданного Кузнецову К.Г., истек ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов К.Г. эксплуатирует вертолет без пономерной документации и в отсутствие действительного свидетельства пилота. Действия Кузнецова К.Г. создают опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц.

Представитель истца Кондрашова Е.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования поддержала.

Ответчик Кузнецов К.Г. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Красноярского ТО ГАН УГАН НОТБ СФО Ростраснадзора в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил.

Дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает требования Норильского транспортного прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 1 ГК РФ, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Судом установлено, что Кузнецов К.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: г. <адрес>, не судим.

ДД.ММ.ГГГГ ЛПП в аэропорту и порту г. Игарка Таймырского ЛО МВД России на основании сообщения командира воздушного судна МИ-8 авиакомпании Ютэйр составлен протокол осмотра места происшествия, в соответствии с которым в <данные изъяты> произведен осмотр вертолет Ми-2, в ходе которого обнаружен навигатор Гармин, последняя запись на котором совершена ДД.ММ.ГГГГ. При осмотре хвостовой башни обнаружен бортовой номер нанесенный на предположительно клейкую ленту, под которой обнаружен бортовой номер Авиационные агрегаты несущего винта имеют номер , гидродемпфера втулки несущего винта ТИП <данные изъяты>

В соответствии с информацией Красноярское МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ воздушное судно Ми-2 бортовой номер принадлежит Кочкиной Н.В., эксплуатант ООО «Вяткаавиа». Информацинй о ресурсе, принадлежности эксплуатантам несущего винта имеют номер , гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты> не располагает.

ООО «Вяткаавиа» ДД.ММ.ГГГГ сообщило Норильскому транспортному прокурору о том, что вертолет Ми-2 с ДД.ММ.ГГГГ вылетов не совершал, на нем демонтированы лопасти несущего винта и хвостовой винт; находится в законсервированном состоянии в Кировской области.

Согласно сведениям Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации на Кузнецова К.Г. зарегистрировано два воздушных судна: ДД.ММ.ГГГГ самолет Че-259 бортовой номер ; ДД.ММ.ГГГГ самолет RS-3 бортовой номер . ДД.ММ.ГГГГ Кузнецову К.Г. выдано свидетельство пилота гражданской авиации. Срок действия свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ, срок действия медицинского заключения до ДД.ММ.ГГГГ. Вертолет Кречет бортовой номер с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в реестре как единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, восстановленный на базе вертолета Ми-2 с серийным номером исключен из реестра в связи со списанием.

ДД.ММ.ГГГГ Игарский центр ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» сообщил истцу, что в ДД.ММ.ГГГГ заявки на использование воздушного пространства (ИВП), уведомления о выполнении полетов вертолетами МИ-2 в зоне ответственности Игарского центра ОВД не поступали, Разрешения на ИВП не выдавались. В ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым К.Г. запросы на полеты в районе ответственности Игарского центра ОВД не подавались.

В соответствии со сведениями Красноярского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ ФАВТ (Росавиация) от ДД.ММ.ГГГГ, Красноярского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, Красноярского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов К.Г. не имеет сертификата летной годности, воздушные судна Ми-2 с бортовыми номерами не зарегистрированы.

Согласно ответам ФГУП ГосНИИ ГА от ДД.ММ.ГГГГ, Красноярского МГУ от ДД.ММ.ГГГГ на запросы Норильского транспортного прокурора, авиационные агрегаты несущего винта , гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты> в базе данных отсутствуют. Идентификация по данным компонентам изготовителя, эксплуататор и собственника, невозможны.

Постановлением государственного инспектора Красноярского ТО ГАН УГАН НОТБ СФО Ростраснадзора № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов К.Г. на воздушном судне вертолете Ми-2 не прошедшим государственной регистрации, имеющем подложный опознавательный знак осуществил полет по маршруту с. <адрес> Кузнецов К.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Постановлением государственного инспектора Красноярского ТО ГАН УГАН НОТБ СФО Ростраснадзора от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов К.Г. на воздушном судне вертолете Ми-2, на котором отсутствует судовая и полетная документация, в отсутствие документов на право управления воздушным судном осуществил полет по маршруту с. <адрес>. Кузнецов К.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Постановлением государственного инспектора Красноярского ТО ГАН УГАН НОТБ СФО Ростраснадзора от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов К.Г. не предоставил плана полета в соответствующие органы обслуживания воздушного движения, на не зарегистрированном воздушном судне вертолете Ми-2, осуществил полет по маршруту с<адрес>. Кузнецов К.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Постановлением государственного инспектора Красноярского ТО ГАН УГАН НОТБ СФО Ростраснадзора № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов К.Г. в отсутствие поисковых и аварийно-спасательных средств осуществил полет по <адрес>. Кузнецов К.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст. 11.5 КоАП РФ в виде административного штрафа.

ДД.ММ.ГГГГ Алексейцева А.В. платежными поручениями произвела оплату административных штрафов Кузнецова К.Г. по постановлениям №№ соответственно. ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением по постановлению №

В соответствии с накладной ТСВ-ГР № Судоходной компании «ТРАНЗИТ-СВ» осенью ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым К.Г. осуществлена перевозка вертолета Ми-2 по маршруту Прилуки – Красноярск.

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов К.Г. в объяснениях, данных начальнику ЛПП в аэропорту и порту г. Игарка Таймырского ЛО МВД России, пояснял, что вертолет МИ-2 приобрел в <данные изъяты> году в г. Омске у частного лица без учетно-разрешительной документации. В связи с утратой договора купли-продажи регистрацию права собственности не производил. Эксплуатационной историей вертолета не интересовался. Вертолет поисковых и аварийно-спасательных средств, навигационного оборудования, сертификата летной годности не имеет. Наличие на вертолете двух регистрационных номеров объяснить не смог. ДД.ММ.ГГГГ полет по маршруту с<адрес>

Представитель истца, поддерживая исковые требования, суду пояснила, что Кузнецову К.Г. на праве собственности принадлежит вертолет МИ-2 с авиационными агрегатами несущего винта , гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты>. Правоустанавливающие документы на воздушное судно и его авиационные агрегаты у ответчика отсутствуют. Вертолет не оборудован поисковыми и аварийно-спасательнымиами средствами, не имеет пономерной документации. С ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов К.Г. не имеет права управления воздушным судном в связи с истечением срок действия свидетельства пилота коммерческой авиации. Эксплуатация вертолета Кузнецовым К.Г. запрещена законом. В нарушение требований Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил, Кузнецов К.Г. осуществляет эксплуатацию вертолета. ДД.ММ.ГГГГ осуществил полет по маршруту <адрес>. Действия создают опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц. Просит исковые требования удовлетворить.

Оценив доказательства по делу, суд учитывает, что Кузнецов К.Г. в ДД.ММ.ГГГГ году приобрел вертолет МИ-2, имеющий два бортовых номера , т.е. подложный опознавательный знак, авиационные агрегаты несущего винта , гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты>. Регистрацию права собственности на вертолет не произвел, сертификат летной годности не получил; паспорта на авиационные агрегаты несущего винта 396043 1203-5В, гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты> не имеет. Не имея действительного свидетельства пилота воздушного судна, осуществляет деятельность по управлению воздушным судном.

Данные обстоятельства подтверждаются: протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в <адрес> обнаружен вертолет Ми-2 с двумя бортовыми номерами , авиационными агрегатами несущего винта имеют номер гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты>. Последняя запись в навигаторе, обнаруженном в вертолете - ДД.ММ.ГГГГ Объяснениями Маразас А.В., Будникас Р.А. о том, что вертолетом управляет Кузнецов К. Объяснениями Кузнецова К.Г. о том, что купил вертолет Ми-2 в 2012 году имеющий два бортовых номера RA 15569 и 1434G, авиационные агрегаты несущего винта , гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ вертолет находился в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ осуществил полет по маршруту <адрес>. Регистрацию права собственности на вертолет не произвел, в связи с утратой договора купли-продажи. Паспортов на авиационные агрегаты несущего винта гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты> сертификат летной годности не имеет. Действительное свидетельство пилота воздушного судна отсутствует. Сведениям Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ о том, что воздушное судно Вертолет Кречет бортовой номер в государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации значится списанным ДД.ММ.ГГГГ. Данными Красноярское МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП ГосНИИ ГА от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в базе данных сведений об авиационных агрегатах несущего винта номер , гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты> и их эксплуатантах. Ответом ООО «Вяткаавиа» за запрос истца, согласно которому на вертолете Ми-2 демонтированы лопасти несущего винта и хвостовой винт, вылеты на нем в августе ДД.ММ.ГГГГ не совершались. Сведениями Красноярского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, Красноярского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у Кузнецова К.Г. сертификата летной годности. Постановлениями государственного инспектора Красноярского ТО ГАН УГАН НОТБ СФО Ростраснадзора от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым Кузнецов К.Г., в отсутствие свидетельства пилота, плана полетов, без уведомления территориальных органов ОрВД, на незарегистрированном воздушном судне, имеющем подложный опознавательный знак, не обеспеченного поисковым и аварийно-спасательными средствами – вертолете Ми-2, ДД.ММ.ГГГГ осуществил полет по маршруту <адрес> Сведениями Игарского центра ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» об отсутствии заявок и разрешений на использование ИВП вертолетами МИ-2, Кузнецовым К.Г. запросы на полеты не подавались. Информацией Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой срок действия свидетельства пилота гражданской авиации, выданного Кузнецову К.Г., истек ДД.ММ.ГГГГ. Накладной судоходной компании «ТРАНЗИТ-СВ», из которой следует, что осенью ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовым К.Г. осуществлена перевозка вертолета Ми-2 по маршруту Прилуки – Красноярск. Данные накладной согласуются с объяснениями Маразас А.В., Будникас Р.А., пояснивших, что видели как Кузнецов К.Г. после события августа ДД.ММ.ГГГГ, произвел замену правого двигателя вертолета, после чего поднял его в воздух и посадил на баржу, направляющуюся в г. Красноярск.

В соответствии с действующим законодательством Российская Федерация, обладая полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства над территорией Российской Федерации Российской Федерации, в том числе воздушного пространства над внутренними водами и территориальным морем, осуществляет регулирование его использования путем принятия Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ), федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил, иных нормативных правовых актов. Устанавливает ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации (ст. ст. 1-4 Воздушного кодекса РФ).

Российской Федерацией применительно к спорной ситуации, установлены следующие обязанности, для владельцев и эксплуатантов воздушных судов, без соблюдения которых эксплуатация воздушного судна запрещается:

- государственную регистрацию права собственности на воздушное судно с присвоением государственного и регистрационного опознавательных знаков, которые наносятся на воздушное судно (ст.ст. 33,34 ВК РФ, Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними");

-подтверждение соответствия воздушного судна, авиационного двигателя типовой конструкции и способности обеспечения их безопасной эксплуатации, путем получения свидетельства (сертификата) летной годности (ст. ст. 35,36,67 ВК РФ, п. 2.8 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов гражданской авиации РФ», утверждённых приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (далее по тексту ФАП № 128);

- подтверждение права выполнения функции члена экипажа воздушного судна – получение свидетельства пилота (ст. ст. 53-57 ВК РФ, п. 2.1-2.8, 11.4 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов…», утверждённых приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 (далее по тексту ФАП № 147);

- подтверждение пригодности и исправности агрегата несущего винта, гидродемпфера втулки несущего винта путем оформления пономерной документации – паспорта на эти изделия (ст. 67 ВК РФ, Приказ Минтранса РФ от 20.06.1194 № ДВ-58 «Об утверждении «Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93», Методика аутентичности № 24.10-966 ГА, утверждённая НУ авиационной промышленности Роспрома 23.11.2005)

- оформление и обеспечение наличия на борту воздушного судно судовой документации: свидетельства о государственной регистрации воздушного судна; сертификата летной годности; свидетельства пилота, пономерной документации (ст. 67 ВК РФ).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, обязанность доказывания соблюдения вышеперечисленных требований к эксплуатации вертолета Ми-2 с бортовыми номерами и авиационными агрегатами несущего винта имеют номер гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты>, лежит на ответчике – Кузнецове К.Г.

Доказательства, подтверждающие соблюдение к требованиям эксплуатации вертолета, ответчиком суду не представлены. В объяснениях, данных Кузнецовым К.Г. начальнику ЛПП в аэропорту и порту г. Игарка Таймырского ЛО МВД России, истцу, ответчик признает спорные нарушения.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Принимая во внимание изложенное, то, что эксплуатация воздушного судна с нарушением требований к безопасности полетов создает повышенную опасность для окружающих; Кузнецов К.Г., будучи осведомленным о правилах эксплуатации воздушного судна, предупрежденный о недопустимости действий, продолжил эксплуатировать вертолет путем полета от места приземления ДД.ММ.ГГГГ на баржу, суд приходит к выводу, что ответчик действует недобросовестно, исковые требования о признании действий незаконными, наложении запретов подлежат удовлетворению. Срок, на который истец просит наложить запреты соответствует закону, направлен на восстановление нарушенного права.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина от уплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признании незаконными действия Кузнецова К.Г. по эксплуатации воздушного судна вертолета Ми-2 без регистрации, в отсутствие сертификата годности, в отсутствие паспортов на авиационные агрегаты несущего винта , гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты>; управлению судном в отсутствие свидетельства пилота.

Запретить Кузнецову К.Г. эксплуатировать воздушное судно вертолет Ми-2 с авиационными агрегатами несущего винта , гидродемпфера втулки несущего винта <данные изъяты>, в т.ч. передавать его для эксплуатации другим лицам, до получения в установленном порядке сертификата летной годности, свидетельства о государственной регистрации воздушного судна.

Запретить Кузнецову К.Г. эксплуатировать авиационные агрегаты несущего винта гидродемпфера втулки несущего винта ТИП <данные изъяты> не имеющих паспортов, а так же их передачу третьим лицам для эксплуатации на воздушном судне.

Запретить Кузнецову К.Г. осуществлять деятельность, связанную с управлением воздушного судна до получения свидетельства пилота с соответствующими квалификационными отметками.

Взыскать с Кузнецова К.Г. в доход местного бюджета госпошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска.

Председательствующий О.П. Максимчук

мотивированный текст решения изготовлен 24.12.2020