ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1627/2016 от 11.05.2016 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

к делу № 2-1627/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2016 года г. Армавир

Амавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Селихова Г.С.,

с участием старшего помощника прокурора г. Армавира Зайцевой О.П.,

при секретаре Дроновой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Армавира в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Армавира обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, в котором просит суд признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в непринятии мер по разработке, реализации мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий, не заключении договора по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, а также отсутствия у индивидуального предпринимателя ФИО1 подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Свои требования мотивирует тем, что проведенной прокуратурой г.Армавира проверкой в деятельности ИП ФИО1 выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 4, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, в частности атмосферный воздух. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления и иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.1997 года № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства об охране атмосферного воздуха ИП ФИО1 мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий не разработаны, договоры по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий не заключены, в связи с чем, прокурор обратился в суд с данным иском.

В судебном заседании участвующий в деле старший помощник прокурора города Армавира Зайцева О.П. исковое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, в нем изложенным и просила его удовлетворить.

Ответчик ИП ФИО1 требования прокурора признал в полном объеме, не возражал против удовлетворения иска прокурора. Последствия признания иска разъяснены и понятны.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые интересы третьих лиц и государства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой города Армавира была проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 по адресу: <...> осуществляет деятельность по изготовлению кондитерских цехов, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от <...>. При этом ИП ФИО1 в процессе хозяйственной деятельности эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 4, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, в частности атмосферный воздух. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ <...>

Согласно ст. 1 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» под неблагоприятными метеорологическими условиями понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.

В соответствии с разделом 5 РД 52.04.52-85, разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеоусловиях требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены приказом Минприроды России от 17.11.2011 года № 899.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.1997 года № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства об охране атмосферного воздуха ИП ФИО1 мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий не разработаны, договоры по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий не заключены.

В силу ч. 1 ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Однако вопреки указанным требованиям ИП ФИО1 подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не имеет.

Учитывая, что бездействием ИП ФИО1, выразившимся в неисполнении требований природоохранного законодательства нарушаются права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд находит исковое заявление прокурора города Армавира в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и удовлетворяет его в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Армавира в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в непринятии мер по разработке, реализации мероприятия по регулированию выбросов в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий, не заключении договора по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, а также отсутствия у ФИО1 подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 устранить нарушения природоохранного законодательства путем разработки мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу на период наступления неблагоприятных метеоусловий, заключения договора по предоставлению информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, а также прохождению ФИО1 подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.

Председательствующий Г.С. Селихов