ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1628/2015 от 07.12.2015 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело №2-1628/2015 07 декабря 2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи О.А.Шитиковой,

при секретаре Демидовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» об обязании обеспечить разработку и внесение изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, обязании обеспечить охрану объекта транспортной инфраструктуры,

установил:

Архангельский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» об обязании обеспечить разработку и внесение изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, обязании обеспечить охрану объекта транспортной инфраструктуры. В обоснование иска указал, что Архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности в ООО «РН- Архангельскнефтепродукт». Ответчику принадлежит объект транспортной инфраструктуры - «Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», который 20.08.2012 включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (реестровый номер МКО-000329). В состав данного объекта транспортной инфраструктуры входят также объекты транспортной инфраструктуры морского транспорта: причал № 1 и причал № 2 (номера по реестру МКО 0000086 и 0000087). Для обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры ответчиком привлекаются подразделения ООО ЧОП «Формула безопасности». На предоставление указанных услуг ответчиком с ООО ЧОП «Формула безопасности» заключен договор № 276/ФО на оказание охранных услуг от 30.06.2015. В ходе проведенной проверки выявлено, что ООО ЧОП «Формула безопасности» не имеет в установленном законом порядке аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, что свидетельствует о невыполнении ответчиком требований пункта 7.1 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности». Таким образом, ответчик, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, не обеспечил безопасность принадлежащего ему объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, поскольку защита объекта возложена ответчиком на юридическое лицо, не имеющее в установленном законом порядке аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» не предусматривает охрану объекта транспортной инфраструктуры подразделениями транспортной безопасности ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами. Указанный план обеспечения транспортной безопасности с учетом выявленных нарушений закона подлежит изменению. Просит обязать ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» обеспечить разработку и внесение изменений План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Нефтяной терминал ООО «РН- Архангельскнефтепродукт» в части обеспечения охраны объекта транспортной инфраструктуры подразделениями транспортной безопасности ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами, представить их в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение в соответствии с требованиями п. 7.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 9 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34. Обязать ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» обеспечить охрану объекта транспортной инфраструктуры «Нефтяной терминал ООО «РН- Архангельскнефтепродукт» подразделениями транспортной безопасности ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО ЧОП «Формула безопасности».

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что проверкой установлено отсутствие аккредитации ООО ЧОП «Формула безопасности», таким образом, ответчик не обеспечил безопасность принадлежащего ему объекта. После внесения необходимых изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ответчик сможет провести необходимые конкурсные процедуры и заключить договор на обеспечение охраны объектов с аккредитованным в установленном порядке лицом. Полагал возможным установить срок для устранения нарушений в течение года со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика ФИО1 с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что заявленные прокурором требования не могут быть исполнены, поскольку на законодательном уровне не определен государственный орган, осуществляющий аккредитацию юридических лиц, имеющих право осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. ООО ЧОП «Формула безопасности» осуществляет охранную деятельность на основании договора, заключенного по результатам проведенного конкурса. Данная организация имеет лицензию на осуществление охранной деятельности.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте судебного заседания.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.3 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона).

Как установлено в судебном заседании, ответчику принадлежит объект транспортной инфраструктуры - «Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», который 20.08.2012 включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры (реестровый номер МКО-000329).

В состав данного объекта транспортной инфраструктуры входят также объекты транспортной инфраструктуры морского транспорта: причал № 1 и причал № 2 (номера по реестру МКО 0000086 и 0000087).

Таким образом, ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) осуществляют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (пункт 7.1 статьи 1 Закона).

На основании пункта 1 статьи 9 Закона по результатам проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение данной нормы закона приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <дата> утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Ответчиком разработан План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», который утвержден Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) <дата>.

Как следует из разделов 9-10 приложения указанного Плана, для обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры ответчиком привлекаются подразделения ООО ЧОП «Формула безопасности».

На предоставление указанных услуг ответчиком с ООО ЧОП «Формула безопасности» заключен договор на оказание охранных услуг от <дата>.

Вместе с тем, ООО ЧОП «Формула безопасности» в установленном законом порядке не акредитовано на осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, что свидетельствует о невыполнении ответчиком требований пункта 7.1 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Наличие у третьего лица лицензии на осуществление охранной деятельности не освобождает от предусмотренной обязанности получения аккредитации на осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, поскольку осуществление указанной деятельности регулируется специальным законом.

Анализ представленных доказательств позволяет сделать вывод, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку не предусматривает охрану объекта транспортной инфраструктуры подразделениями транспортной безопасности ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами.

Указанный план обеспечения транспортной безопасности с учетом выявленных нарушений закона подлежит изменению.

Пункт 9 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34, предусматривает возможность внесения изменений (дополнений) в План с представлением в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента: изменения оценки уязвимости; изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Установив фактические обстоятельства дела, проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком требований законодательства в области транспортной безопасности и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Ответчик, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, не обеспечил безопасность принадлежащего ему объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, поскольку защита объекта возложена ответчиком на юридическое лицо, не имеющее в установленном законом порядке аккредитации на осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Реализация Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – «Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» не соответствует целям и задачам обеспечения транспортной безопасности, поскольку План не предусматривает охрану объекта транспортной инфраструктуры подразделениями транспортной безопасности ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами.

Незащищенность объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, которые могут находиться на объекте транспортной инфраструктуры «Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт».

Довод представителя ответчика об отсутствии нормативно-правового регулирования порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности является несостоятельным. Данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения ответчика, как субъекта транспортной инфраструктуры от исполнения требований закона об обеспечении транспортной безопасности подразделениями транспортной безопасности, признаки которых определены в п. 7.1 статьи 1 Закона.

Тот факт, что договор на оказание охранных услуг был заключен с ООО ЧОП «Формула безопасности» по результатам проведенного конкурса в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, не может служить основанием для освобождения ответчика от предусмотренной законом обязанности в сфере транспортной безопасности, более того, условие о наличии аккредитации на осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства не было включено ответчиком в конкурсную документацию.

Обязывая ответчика устранить нарушения, суд соглашается с заявленным прокурором сроком – один год со дня вступления решения в законную силу, указанный срок является разумным с учетом необходимого объема работ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» об обязании обеспечить разработку и внесение изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, обязании обеспечить охрану объекта транспортной инфраструктуры удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку и внесение изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» в части обеспечения охраны объекта транспортной инфраструктуры подразделениями транспортной безопасности ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами, представить их в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение в соответствии с требованиями п. 7.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 9 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.02.2010 №34; обеспечить охрану объекта транспортной инфраструктуры «Нефтяной терминал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» подразделениями транспортной безопасности ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий О.А. Шитикова