ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1629/19 от 21.10.2019 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Добрыдневой Т.С.,

при секретаре Чикишевой О. В.,

с участием представителя ответчиков Смеловой А.Л., Замахаевой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Шестакова Николая Яковлевича к Администрации г. Краснокамска, Комитету земельных и имущественных отношений Администрации города Краснокамска, Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам, об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Шестаков Н.Я. обратился в суд к Администрации г. Краснокамска, Комитету земельных и имущественных отношений Администрации города Краснокамска, Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам, об обязании предоставить жилое помещение, указал, что истец имеет статус ребенка-сироты, в настоящее время состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Краснокамскому городскому округу под № . Жилое помещение за истцом не закреплялось, в собственности истец жилья не имеет.

Шестаков Н.Я. в судебном заседании заявленные требования поддержал, уточнил, что просит предоставить жилое помещение не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Представитель ответчика Смелова А.Л. в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что в списке детей-сирот истец состоит под № .

Представитель Комитета земельных и имущественных отношений Администрации города Краснокамска Замахаева Е.Ю. в судебном заседании указала, что право истца на получение жилого помещения не отрицает, однако полагает, что оно должно быть реализовано в порядке очередности.

Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель Правительства Пермского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.

Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.

Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;

4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п «Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края», жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.

Жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).

В соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций, предоставляемых из бюджета пермского края бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пермского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п «Об утверждении порядков по финансовому обеспечению и осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.

Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета Пермского края утверждается законом о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

<данные изъяты>

Субвенции, передаваемые муниципальным образованиям для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, также используются в целях исполнения судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда детям-сиротам и лицам из их числа.

Законом Пермского края от 10.05.2017 N 87-ПК вводится новое понятие, как Сводный список, который ежеквартально формируется и утверждается уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот, на основании представленных списков, утвержденных главами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.3 ст. 2 Закона №87, списки, сформированные органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до вступления в силу Закона №87-ПК (т.е. территориальными органами Министерства социального развития Пермского края) подлежат передаче органам местного самоуправления Пермского края по месту их жительства для включения в указанный список в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона №87.

Суд установил, что Шестаков Н.Я. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18-летнего возраста.

Согласно сведениям Нытвенского филиала ГБУ «ЦТИ Пермского края» за Шестаковым Н.Я. недвижимое имущество на территории г. Краснокамска или Краснокамского района не зарегистрировано.

Аналогичная информация представлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на объекты недвижимого имущества отсутствует.

Решением комиссии по опеке и попечительству ТУ Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам от ДД.ММ.ГГГГ Шестаков Н.Я. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом установлено, что Шестаков Н.Я. не обеспечен жилым помещением, следовательно, является нуждающимся в предоставлении жилого помещения по указанным основаниям.

В связи с этим имеются основания для удовлетворения требований истца Шестакова Н.Я. о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;

4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе строящиеся и (или) приобретенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края по государственным контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, после их постройки, не переданные и (или) переданные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные на территориях муниципальных образований Пермского края, подлежат передаче на безвозмездной основе из государственной собственности Пермского края в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд.

На основании вышеизложенных, действующих в настоящее время, норм права, регулирующие спорные правоотношения, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на администрацию городского округа, как на орган местного самоуправления, которому в соответствии с Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но указанное обеспечение истца жилым помещением произвести за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом положений действующего законодательства, относительно характеристик жилого помещения, суд считает, что истцу подлежит предоставление по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не менее 14 квадратных метров.

Системное толкование положений п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п), свидетельствует, в том числе о том, что жилое помещение гражданину предоставляется по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Вышеприведенные требования свидетельствуют о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по месту их жительства, и лишь с согласия гражданина - в другом муниципальном образовании, ближайшем к месту жительства. Вопрос о возможном предоставлении жилья в другом населенном пункте может быть решен в порядке исполнения судебного решения.

На момент рассмотрения дела истец настаивает на требованиях о предоставления жилого помещения ему в границах Краснокамского городского округа Пермского края.

пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.

Определяя место жительство, на момент рассмотрения дела, следует руководствоваться совокупностью обстоятельств - так местом фактического проживания является Краснокамский городской округ, то и предоставление жилья возможно на территории Краснокамского городского округа.

Представитель Администрации Краснокамского городского округа Смелова А.Л. просила возложить обязанность по предоставлению жилого помещения на Комитет земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа в связи с тем, что согласно п.3.8.4 Положения о Комитете земельных и имущественных отношений администрации города Краснокамска, утвержденному решением Краснокамской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ Комитет осуществляет функции в сфере обеспечения жильем молодых семей и отдельных категорий граждан, осуществляет меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части реализации их прав на жилые помещения. Кроме того, согласно п.4.6.2 Порядка издания правовых актов заместителей главы города Краснокамска, руководителя аппарата города Краснокамска, руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации города Краснокамска, утвержденным постановлением Администрации города Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ председатель комитета земельных и имущественных отношений в сфере обеспечения жильем молодых семей, отдельных категорий граждан, принимает распоряжения о подтверждении и заключении договоров социального найма, о приватизации жилых помещений. В случае удовлетворения исковых требований, комитет будет заниматься исполнением решения суда, подписывать договор найма жилого помещения будет председатель Комитета земельных и имущественных отношений.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, не свидетельствуют о необходимости возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на Комитет земельных и имущественных отношений, поскольку Комитет земельных и имущественных отношении самостоятельным органом местного самоуправления, в соответствии со ст. 43 Устава Краснокамского городского округа не является, является отраслевым органом администрации, а согласно требованиям вышеприведенных законов, обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения возлагается на орган местного самоуправления.

Поскольку Законом Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по предоставлению Шестакову Н.Я. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Шестакова Николая Яковлевича удовлетворить.

Обязать Администрацию Краснокамского городского округа предоставить Шестакову Николаю Яковлевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, расположенное в границах Краснокамского городского округа.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Добрыднева Т.С.