Дело №2–1629/2020
УИН 54RS0007-01-2020-000072-69
Решение
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г.Новосибирска
в составе:
Судьи Сидорчук М.В.,
при секретаре Назаровой М.В.,
при помощнике Симоновой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чановского района Новосибирской области к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» об устранении нарушений,
установил:
Прокурор Чановского района Новосибирской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГКУ НСО ТУАД о понуждении к совершению действий, просит обязать ответчика:
1. На автодороге «Чаны-Погорелка» 7+070 км- 11+447 км:
- обустроить существующий остановочный пункт общественного пассажирского транспорта в соответствии с требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустроить остановочный пункт общественного пассажирского транспорта с противоположной стороны дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения утвержденного в установленном порядке, а также требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007.
2. На автодороге «Чаны-Венгерово-Кыштовка» 23км+000м-28км+250м:
- обустроить существующий остановочный пункт общественного пассажирского транспорта в соответствии с требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустроить остановочный пункт общественного пассажирского транспорта с противоположной стороны дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения утвержденного в установленном порядке, а также требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007.
Установить срок для исполнения решения суда в течение 12 месяцев с момента вступления его в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что 06.11.2019 года ОГИБДД Отдела МВД России по Чановскому району совместно с сотрудниками УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области проведено обследование объекта, запланированного в рамках регионального проекта Новосибирской области на 2019 год, а именно: автодороги «Чаны-Погорелка» 7+070 км- 11+447 км. При проверке обязательных требований на объекте регионального проекта «Дорожная сеть» выявлены следующие нарушения:
- отсутствует обустройство существующего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта в соответствии с требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее ГОСТ Р 52766-2007) в части несоответствия заездного кармана, остановочной и посадочной площадки по длине, высоте и ширине, отсутствия тротуара и пешеходной дорожки, ограждения до пешеходного перехода,
- отсутствует обустройство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта с противоположной стороны дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения утвержденного в установленном порядке, а также требований п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766- 2007.
По выявленным недостаткам ОГИБДД Отдела МВД России по Чановскому району владельцу автодороги ГКУ «ТУАД» выдано предписание от 07.11.2019 года со сроком исполнения до 07.12.2019 года.
12.11.2019 года прокуратурой Чановского района НСО совместно с ОГИБДД Отдела МВД России по Чановскому району проведено обследование объекта в рамках регионального проекта Новосибирской области на 2019 год, а именно: автодороги «Чаны-Венгерово-Кыштовка» 23км+000м- 28км+250м. При проверке обязательных требований на объекте регионального проекта «Дорожная сеть» выявлены следующие нарушения, а именно:
- отсутствует обустройство существующего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта в соответствии с требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 в части несоответствия заездного кармана, остановочной и посадочной площадки по длине, высоте и ширине, отсутствия тротуара и пешеходной дорожки, ограждения до пешеходного перехода,
- отсутствует обустройство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта с противоположной стороны дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения утвержденного в установленном порядке, а также требований п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766- 2007.
По выявленным недостаткам владельцу автодороги ОГИБДД Отдела МВД России по Чановскому району ГКУ ТУАД выдано предписание от 15.11.2019 года со сроком исполнения до 15.12.2019 года.
Из ответа ГКУ НСО ТУАД от 02.12.2019 года на предписания следует, что указанные выше нарушения не устранены в связи с отсутствием денежных средств, что и явилось основание для обращения с указанным иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Новосибирска Юрченкова С.И., действующая на основании поручения истца (л.д.51), исковые требования поддержала. Полагала, что имеется возможность установить разумные сроки для исполнения заявленных требований, решить в случае необходимости вопрос об отсрочке в порядке исполнения судебного решения.
Представитель ответчика ГКУ НСО ТУАД Сухова А.В., действующая на основании доверенности (л.д.52), в судебном заседании требования истца не оспаривала, поддержала письменный отзыв (л.д.53-55), в котором указала, что в соответствии с пунктом 10 раздела II Устава ГКУ НСО ТУАД создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере дорожного хозяйства и транспорта и подведомственно министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Минтранс НСО). В соответствии с Уставом для достижения своих целей ГКУ НСО ТУ осуществляет в установленном законодательством РФ порядке организацию строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания и другие виды деятельности в сфере дорожного хозяйства на территории Новосибирской области. Указанные полномочия осуществляются в пределах лимита финансирования, утвержденного на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области, в соответствии с Законом о бюджете на каждый год и плановый период следующих годов, а также лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ГКУ НСО ТУАД министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в рамках государственных программ, а именно госпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области». В соответствии с приказом Минтранса Новосибирской области от 27.12.2011г. №173 «О наделении полномочиями государственного заказчика» ГКУ НСО ТУАД уполномочено на размещение в установленном законодательством РФ порядке государственных заказов Новосибирской области в сфере дорожно-строительного комплекса и заключение государственных контрактов за счёт бюджетных средств. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ ГКУ НСО ТУ является получателем бюджетных средств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств. Распределяет лимиты бюджетных обязательств между пользователями бюджетных средств главный распорядитель бюджетных средств, которым в соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010г. №145 «О министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области» является министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее Минтранс Новосибирской области). ГКУ НСО ТУАД является подведомственным учреждением министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и распоряжения главного распорядителя бюджетных средств для ГКУ НСО ТУАД являются обязательными к исполнению. Учитывая неудовлетворительное состояние остановочных пунктов на общей сети автомобильных дорог общего пользования Новосибирской области, а также имеющиеся в ГКУ НСО ТУ АД представления об устранении нарушений от органов прокуратуры и ГИБДД, решения судов, обращения депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, в настоящее время требуется проведение работ по приведению в нормативное состояние существующих остановочных пунктов на общую сумму около 1 000 000 000,00 руб. С учетом решений судов, представлений/предписаний органов МВД, ГИБДД, прокуратуры в связи с ограниченностью денежных средств в бюджете Новосибирской области по приоритетным проектам сформирован перечень объектов на 2020-2021 гг. Исходя из фактического финансирования в соответствии с государственной программой «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» до 2022 года будут выполняться работы по ранее запланированным объектам, начало выполнения работ по приведению в нормативное состояние остановочных пунктов общественного транспорта, указанных в исковом заявлении прокуратуры Чановского района, будет возможно не ранее 2025 года, после проведения проектно-изыскательских работ по разработке проектной документации. Для выполнения работ по приведению в нормативное состояние остановочных пунктов на 9 км а/д «Чаны - Погорелка» и 26 км а/д «Чаны-Венгерово-Кыштовка» в Чановском районе в более ранние сроки необходимо выделение дополнительных средств в рамках государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» либо изменение очередности реализации приоритетных объектов.
Представитель третьего лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области – Сокол Л.Г., действующая на основании доверенности (л.д.95), против удовлетворения исковых требований не возражала, поддержала письменный отзыв (л.д.97-102) и позицию по делу ответчика, возражала против предложенного прокурором срока исполнения решения суда.
Суд, выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие этого Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации, независимо от их форм собственности и значения.
В п.6 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ дано понятие дорожной деятельности, это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ч.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Распоряжением правительства Новосибирской области от 12.05.2011г. №167-рп создано государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области».
Приказом департамента имущества и земельных отношений от 04.07.2011г. №1426 утвержден устав данного учреждения.
Согласно пункта 10 раздела II Устава ГКУ НСО ТУАД создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере дорожного хозяйства и транспорта и подведомственно Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области
Согласно п.11.1 Устава, учреждение осуществляет следующие виды деятельности: организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, паспортизации, инвентаризации автомобильных дорог Новосибирской области регионального и межмуниципального значения.
На основании анализа указанных правовых актов суд приходит к выводу о том, что во исполнение возложенных федеральным законодательством на областные органы государственной власти функций в сфере дорожного хозяйства субъектом федерации было создано юридическое лицо (ГКУ НСО ТУАД) государственной формы собственности для непосредственного осуществления деятельности по организации содержания автомобильных дорог Новосибирской области регионального и межмуниципального значения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что автомобильные дороги 7+070 км- 11+447 км. - «Чаны-Погорелка», 23км+000м-28км+250м. - «Чаны-Венгерово-Кыштовка» относятся к автомобильным дорогам межмуниципального значения и находятся в государственной собственности Новосибирской области в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения, относящихся к государственной собственности Новосибирской области, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 18.02.2010г. №65-па.
Как усматривается из акта государственного инспектора ДН ОГИБДД Отдела МВД России по Чановскому району НСО майора полиции Островерхова С.А. о выявлении недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги №322 от 06.11.2019г. на участке автомобильной дороги 9км+349м, 9км+924м автодороги н-2904 «Чаны - Погорелка» Чановского района Новосибирской области отсутствует обустройство существующего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта в соответствии с требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее ГОСТ Р 52766-2007) в части несоответствия заездного кармана, остановочной и посадочной площадки по длине, высоте и ширине, отсутствия тротуара и пешеходной дорожки, ограждения до пешеходного перехода, а также отсутствует обустройство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта с противоположной стороны дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения утвержденного в установленном порядке, а также требований п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766- 2007 (л.д.11-12).
По выявленным недостаткам ОГИБДД Отдела МВД России по Чановскому району НСО владельцу автодороги ГКУ ТУАД выдано предписание от 07.11.2019 года со сроком исполнения до 07.12.2019 года (л.д.9-10).
Из акта государственного инспектора ДН ОГИБДД Отдела МВД России по Чановскому району НСО майора полиции Островерхова С.А. о выявлении недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги №333 от 12.11.2019г. следует, что на участке автомобильной дороги К-02 «Чаны-Венгерово-Кыштовка» на 26км+853м, 26км+940м Чановского района Новосибирской области отсутствует обустройство существующего остановочного пункта общественного пассажирского транспорта в соответствии с требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 в части несоответствия заездного кармана, остановочной и посадочной площадки по длине, высоте и ширине, отсутствия тротуара и пешеходной дорожки, ограждения до пешеходного перехода, а также отсутствует обустройство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта с противоположной стороны дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения утвержденного в установленном порядке, а также требований п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 (л.д.15-16).
По выявленным недостаткам владельцу автодороги ОГИБДД Отдела МВД России по Чановскому району ГКУ ТУАД выдано предписание от 15.11.2019 года со сроком исполнения до 15.12.2019 года (л.д.13-14).
Доказательств оборудования остановочных пунктов на участке автомобильной дороги «Чаны-Погорелка» 7+070 км- 11+447 км. Чановского района Новосибирской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, а также оборудование остановочных пунктов на автодороге «Чаны-Венгерово-Кыштовка» 23км+000м-28км+250м Чановского района Новосибирской области в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 ответчиком суду не предоставлено.
В силу положений статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 3 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В силу ст.17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017г. №2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» утвержден перечень документов, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
В данный перечень включен в том числе и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».
В силу требований раздела 5 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты общественного пассажирского транспорта для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте.
Пунктом 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуарные пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения, освещение.
Как предусмотрено статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Выявленные нарушения ГОСТа создают угрозу безопасности дорожного движения, способствуют дорожно-транспортным происшествиям, и устранение их направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды и должны обеспечиваться организацией, в ведении которой находится данная автомобильная дорога.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.206 ГК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить ответчику срок для проведения работ – в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Определяя данный срок, суд исходит из необходимости соблюдения баланса интересов сторон.
При этом суд, принимая во внимание возражения ответчика, оставляет за ним право обращения в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта при наличии к тому законных оснований в порядке исполнения судебного решения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора – удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
На автодороге «Чаны-Погорелка» 7+070 км- 11+447 км:
- обустроить существующий остановочный пункт общественногопассажирского транспорта в соответствии с требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустроить остановочный пункт общественного пассажирского транспорта с противоположной стороны дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения утвержденного в установленном порядке, а также требованиям п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007;
На автодороге «Чаны-Венгерово-Кыштовка» 23км+000м-28км+250м:
- обустроить существующий остановочный пункт общественного пассажирского транспорта, в соответствии с требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустроить остановочный пункт общественного пассажирского транспорта с противоположной стороны дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения утвержденного в установленном порядке, а также требованиями п.5.3.2, п.5.3.4 ГОСТ Р 52766-2007.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2020 года.
Судья: «подпись» М.В. Сидорчук