Дело № 2-162/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Солтон Солтонского района
Алтайского края, улица Ленина - 15 20 июня 2011 года
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,
При секретаре судебного заседания Рожковой Е.А.,
С участием:
- заместителя прокурора Солтонского района Алтайского края Середа А.М.,
- представителя ответчика Реснянского Ю.П.,
- представителя третьего лица Кашириной О.В.,
- представителя третьего лица Барцайкина В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-162/2011 по исковому заявлению прокурора Солтонского района Алтайского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Комитету Администрации Солтонского района Алтайского края по образованию об устранении нарушений требований пожарной безопасности на территории загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей - районного оздоровительного лагеря <данные изъяты> Солтонского района Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
30 мая 2011 года в Солтонский районный суд Алтайского края поступило исковое заявление прокурора Солтонского района Алтайского края, который, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит обязать Комитет Администрации Солтонского района Алтайского края по образованию: - установить автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях клуба, столовой, медицинского пункта; - обеспечить телефонную связь в зданиях для отдыха детей; - сделать два эвакуационных выхода непосредственно наружу в зданиях для летнего отдыха детей; - оборудовать пожарную автоматику устройством передачи сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел «01»; - разработать и вывесить на видном месте план эвакуации людей в случае возникновения пожара; - провести с работниками противопожарный инструктаж; - вывесить знаки пожарной безопасности «Огнетушитель» в местах размещения огнетушителей; - вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны на видных местах; - завести Журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения; - определить на объекте лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения; - обеспечить защитную минерализованную полосу установленной ширины на всей протяженности участка границы лагеря с лесным массивом. В обоснование заявленных требований прокурор в исковом заявлении ссылается на то, что в ходе проведенной сотрудником пожарного надзора проверки в детском оздоровительном лагере «Ветерок» были выявлены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом от ДД.ММ.ГГГГ№, Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией, утвержденных приказом от ДД.ММ.ГГГГ№. Выявленные в ходе проверки нарушения были положены в основу исковых требований, так как данные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Солтонского района Алтайского края Середа <данные изъяты> представил письменный отказ прокурора от части исковых требований, которые до судебного заседания были устранены ответчиком в добровольном порядке, также отказался от поддержания этих требований в суде. В срок до 01 января 2012 года заместитель прокурора просит обязать ответчика оборудовать пожарную автоматику устройством передачи сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел «01» и установить автоматическую пожарную сигнализацию в помещениях клуба, медицинского пункта, столовой, обосновывая свои требования тем, что допустимое количество детей в лагере более пятидесяти, клуб, столовая и медицинский пункт являются местами массового скопления детей, поэтому в целях безопасности пребывающих в лагере воспитанников и взрослых, необходимо выполнить указанные мероприятия. Кроме того, заместитель прокурора просит принять обеспечительные меры и запретить функционирование детского лагеря до устранения выявленных нарушений.
Представитель ответчика - Реснянский <данные изъяты>, действующий в деле на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что оборудование автоматической пожарной сигнализацией не вызывает необходимости, так как в детском лагере действует местная система оповещения, на территории лагеря имеется пожарный автомобиль, телефонная связь, в лагере нормативная численность составляет 55 детей, однако в настоящее время такого количества путевок не продано. В бюджет 2011 года расходы на пожарную сигнализацию и ее установку в детском лагере, не заложены, в настоящее время таких денег нет. С запретом функционирования лагеря категорически не согласен, так как лагерь еще в установленном законом порядке не проходил приемку.
Представитель Администрации Солтонского района Алтайского края, которая к участию в деле была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора со стороны ответчика, - Каширина <данные изъяты>, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в случае положительного решения суда необходимо предоставить более длительный срок для установки сигнализации, так как на это требуются большие материальные затраты, а бюджет на 2011 год уже сформирован, и этой статьи в расходах не заложено.
Представитель Территориального отдела надзорной деятельности № 2 Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Алтайскому краю - Барцайкин <данные изъяты>, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в соответствии с приказом Главного Управления по Алтайскому краю, учреждения отдыха, каковым является лагерь <данные изъяты> должны быть оборудованы пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе оповещения на центральный узел «01», так как нормативная вместимость лагеря более пятидесяти мест. Ввиду того, что в клубе, столовой, медицинском пункте бывает большое скопление детей, в указанных помещениях лагеря должна быть автоматическая пожарная сигнализация, что будет способствовать своевременному оповещению о пожаре и спасению детей. Также просит приостановить функционирование лагеря до устранения указанных нарушений. Остальные нарушения, которые в исковом заявлении просит устранить прокурор, в настоящее время в добровольном порядке ответчиком устранены.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования прокурора законными, обоснованными, ввиду чего подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
Муниципальное учреждение - Комитет Администрации Солтонского района по образованию Алтайского края является муниципальным органом управления образованием, обеспечивающим осуществление государственной политики в области дошкольного, начального общего, основного общего, общего (полного), дополнительного образования, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, финансируется из районного бюджета.
В соответствии с пунктом 3.36 Положения о Комитете, последний организует работу загородного учреждения отдыха и оздоровления детей - районного оздоровительного лагеря «<данные изъяты>».
В соответствии с Положением о загородном стационарном учреждении отдыха и оздоровления детей - районном оздоровительном лагере <данные изъяты> Солтонского района Алтайского края, учредителем его является Комитет администрации Солтонского района по образованию.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь.
В соответствии со статьями 7 и 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану его здоровья, здоровье людей в Российской Федерации охраняется.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В судебном заседании установлено, что выше перечисленные конституционные права неопределенного числа граждан, в том числе детей, пребывающих на отдыхе в оздоровительном лагере «<данные изъяты>», нарушаются. Учитывая это, прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ, был выявлен ряд нарушений требований и норм, регламентирующих пожарную безопасность, которые были допущены ответчиком при подготовке к открытию детского оздоровительного лагеря, что подтверждается исследованным в судебном заседании актом проверки №, составленным дознавателем отделения дознания территориального отдела надзорной деятельности № 2 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Барцайкиным <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения о Комитете, председатель его руководит деятельностью комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций, в том числе - обеспечивает в установленном порядке проведение мероприятий гражданской обороны, противопожарную охрану.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, наряду с правилами пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. При этом в соответствии с пунктом 4 указанных Правил руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
В соответствии с требованиями статьи 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 Приложения № к Приказу МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», здания общественного и административно-бытового назначения, независимо от площади и этажности должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Как установлено проверкой, и что признает представитель ответчика, здание клуба, являющееся общественным местом, а также здания медицинского пункта и столовой, имеющие административно-бытовое назначение, и расположенные на территории детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>», не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что создает угрозу жизни и здоровью детей, имуществу, находящимся в указанных помещениях в случае возникновения пожара.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (утв. Госкомобразованием СССР ДД.ММ.ГГГГ) администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. При этом в силу пункта 2.11.1 указанных Правил, пожарной автоматикой, в том числе является установка пожарной и совмещенной охранно-пожарной сигнализации. Таким образом, на детский оздоровительный лагерь «<данные изъяты>», являющийся учреждением дополнительного образования детей и реализующий различные образовательные программы, распространяется действие указанных Правил, в связи с чем указанное учреждение должно быть оборудовано установкой пожарной сигнализации.
Суд находит также подлежащим удовлетворению требование прокурора о необходимости оборудования установкой пожарной автоматики устройством передачи сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел «01». Так, в соответствии с пунктом 12 Приложения к Нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы, определяется соответствующими территориальными подразделениями ГПС МЧС России, исходя из технических возможностей. Приказом Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю № 54 от 16 февраля 2009 года утвержден перечень объектов, расположенных на территории Алтайского края, подлежащих оборудованию установками пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел «01», среди которых - культурно-развлекательные учреждения независимо от значения нормативного показателя, а также учреждения отдыха и туризма вместимостью более 50 человек. Как установлено в судебном заседании, нормативная вместимость детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» составляет 55 человек. При этом доводы представителя ответчика о том, что путевок продано на сезон гораздо меньше нормативной вместимости, судом не могут быть приняты во внимание, так как необходимость выполнения требования противопожарной безопасности обусловлено не количеством детей, которые будут фактически находиться в лагере, а его нормативной вместимостью. Доводы представителя ответчика об отсутствии технической возможности оборудовать передачу сигнала, в судебном заседании ничем не подтверждены, хотя в порядке подготовки ответчику была направлена копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству, в которой ответчику указывалось на необходимость предоставления доказательств в обоснование имеющихся возражений.
Учитывая, что установка пожарной сигнализации и оборудование установками пожарной автоматики, требует времени материальных затрат, а в бюджет муниципального образования на 2011 года расходы на указанные нужды не заложены, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до мая 2012 года, что позволит обеспечить пожарную безопасность в лагере в следующий летний сезон.
Что касается доводов заместителя прокурора о необходимости наложения запрета на открытие и функционирование детского оздоровительного лагеря как меры, направленной на обеспечение иска, то суд находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Так, в соответствии со статьей 139 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Доводы прокурора и представителя пожарного надзора о необходимости наложения запрета открывать детский оздоровительный лагерь, так как имеется угроза жизни и здоровью пребывающих там детей, фактически являются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, но никак не могут повлиять на исполнение решения суда в гражданском судопроизводстве. На исполнение решения суда не может повлиять наличие (отсутствие) в лагере детей, доказательств обратному суду не представлено. Кроме того, в судебном заседании установлено, что приемка детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» комиссионно не производилась, в то время как вседетские учреждения перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители Государственного пожарного надзора.
Учитывая, что Комитет Администрации Солтонского района по образованию Алтайского края входит в структуру органа местного самоуправления - Администрации Солтонского района Алтайского края, который в соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлины взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Солтонского района Алтайского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Комитету Администрации Солтонского района по образованию Алтайского края об устранении нарушений требований пожарной безопасности на территории загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей - районного оздоровительного лагеря <данные изъяты> Солтонского района Алтайского края, удовлетворить.
Обязать Комитет Администрации Солтонского района по образованию Алтайского края в срок до 01 мая 2012 года оборудовать загородное стационарное учреждение отдыха и оздоровления детей - районный оздоровительный лагерь <данные изъяты> Солтонского района Алтайского края пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» Государственной противопожарной службы и установить автоматическую пожарную сигнализацию в зданиях клуба, медицинского пункта и столовой.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы (представления) через Солтонский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Председательствующий судья Е.А. Понамарева
<данные изъяты>