ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-162/14 от 29.01.2014 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

 Дело № 2-162/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Ульяновская область, р.п. Чердаклы     29 января 2014 года

 Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

 председательствующего судьи Ватрушкиной О.А.,

 с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чуракова Д.Б.,        

 при секретаре Урусовой Н.А.,                         

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим в части нормативного акта органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области,

 УСТАНОВИЛ:

     Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного акта органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.

     В обоснование заявления указал, что постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 89 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на вырубку деревьев и кустарников и обнажение корней деревьев при проведении земляных работ по прокладке и переустройству подземных сооружений и коммуникаций» (далее - Регламент).

 Проведенной проверкой установлено, что данное постановление противоречит в части действующему федеральному законодательству.

 Согласно ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 Частью 6 ст.7 указанного закона определено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:

 - правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент должен содержать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 Вместе с тем, в нарушение изложенной нормы перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги, предусмотренный п. 2.6 Регламента не разделен на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 Кроме того, в нарушение указанных требований закона оспариваемый Регламент незаконно требует предоставления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги и иных государственных органов:

 2.6. Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.

 2.6.1. Для получения разрешения необходимы следующие документы и материалы:

 4) При рассмотрении заявлений на вырубку зеленых насаждений при строительстве, а так же при выполнении инженерных изысканий, строительстве, ремонте и реконструкции инженерных коммуникаций:

 - копия постановления администрации о предоставлении заявителю земельного участка, на котором предполагается проведение указанных работ, либо других правоустанавливающих документов на земельный участок;

 - разрешения на производство земляных работ или на строительство.

 Так как указанные документы выдаются и имеются в районной или поселковой администрации, а правоустанавливающие документы в органах Росреестра. Орган местного самоуправления вправе требовать лишь копии правоустанавливающих документов, которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прев на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Статьей 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено:

 ч.6 Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

 Однако в нарушение указанных требований закона оспариваемый Регламент содержит следующие незаконные положения:

 Порядок обжалования действий (бездействия) и решений осуществляемых (принятых) в ходе предоставления муниципальной услуги : при обращении заявителя в письменной форме с жалобой на действия должностных лиц в рамках осуществления конкретного административного действия жалоба рассматривается в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации обращения (жалобы).

 02.10.2013 прокуратурой в адрес Администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района был внесен протест № 03-01-2013 на указанный Регламент. Однако до настоящего времени Регламент не приведен в соответствие с федеральным законодательством.

 Просит суд признать нормативный правовой акт Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на вырубку деревьев и кустарников и обнажение корней деревьев при проведении земляных работ по прокладке и переустройству подземных сооружений и коммуникаций», утвержденный Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 89 недействующим в части, а именно:

     - в пп. 2.6.1 Регламента слова «правоустанавливающие документы на земельный участок, зеленые насаждения на котором предполагаются сносу (обрезке, пересадке)» и «копия постановления администрации о предоставлении заявителю земельного участка, на котором предполагается проведение указанных работ, либо других правоустанавливающих документов на земельный участок» и «разрешение на производство земляных работ или на строительство»;

     - в п. 5 Регламента слова «при обращении заявителя в письменной форме с жалобой на действия должностных лиц в рамках осуществления конкретного административного действия жалоба рассматривается в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации обращения (жалобы)».

 В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Чураков Д.Б. заявленные требования поддержал.

     Представитель МУ администрация МО «Калмаюрское сельское поселение» в судебное заседание не явился. Извещен о дате времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 89 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на вырубку деревьев и кустарников и обнажение корней деревьев при проведении земляных работ по прокладке и переустройству подземных сооружений и коммуникаций».

 Проведенной проверкой установлено, что данное постановление противоречит в части действующему федеральному законодательству.

 Согласно ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

 Частью 6 ст.7 указанного закона определено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:

 - правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", административный регламент должен содержать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 Вместе с тем, в нарушение изложенной нормы перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги, предусмотренный п. 2.6 Регламента не разделены на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

 В нарушение указанных требований закона оспариваемый Регламент требует предоставления документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги и иных государственных органов:

 2.6. Перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.

 2.6.1. Для получения разрешения необходимы следующие документы и материалы:

 4) При рассмотрении заявлений на вырубку зеленых насаждений при строительстве, а так же при выполнении инженерных изысканий, строительстве, ремонте и реконструкции инженерных коммуникаций:

 - копия постановления администрации о предоставлении заявителю земельного участка, на котором предполагается проведение указанных работ, либо других правоустанавливающих документов на земельный участок;

 - разрешения на производство земляных работ или на строительство.

 Указанные документы находятся в распоряжении районной или поселковой администрации, а правоустанавливающие документы - в органах Росреестра. Орган местного самоуправления вправе требовать лишь копии правоустанавливающих документов, которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прев на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Статьей 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено:

 ч.6 Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

 Оспариваемый Регламент содержит следующие незаконные положения:

 Порядок обжалования действий (бездействия) и решений осуществляемых (принятых) в ходе предоставления муниципальной услуги : при обращении заявителя в письменной форме с жалобой на действия должностных лиц в рамках осуществления конкретного административного действия жалоба рассматривается в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации обращения (жалобы).

 02.10.2013 прокуратурой в адрес Администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района был внесен протест № 03-01-2013 на указанный Регламент. До настоящего времени Регламент не приведен в соответствие с федеральным законодательством.

 В силу ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законом и иным нормативным актам РФ.

 Статьёй 13 ГК РФ предусмотрено, что нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам, может быть признан судом недействительным.

 В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

 Таким образом, заявление прокурора о признании перечисленных положений нормативного акта органа местного самоуправления противоречащими закону является обоснованным, в связи с чем подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании нормативного акта органа местного самоуправления противоречащим закону в части удовлетворить.

 Признать нормативный правовой акт - Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на вырубку деревьев и кустарников и обнажение корней деревьев при проведении земляных работ по прокладке и переустройству подземных сооружений и коммуникаций», утвержденный Постановлением администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района от 29.05.2012 № 89 недействующим в части, а именно:

 в пункте 2.6.1 Регламента слова «копия постановления администрации о предоставлении заявителю земельного участка, на котором предполагается проведение указанных работ, либо других правоустанавливающих документов на земельный участок» и «разрешение на производство земляных работ или на строительство»;

 в пункте 5 Регламента слова «При обращении Заявителя в письменной форме с жалобой на действия должностных лиц в рамках осуществления конкретного административного действия жалоба рассматривается в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации письменного обращения (жалобы)».

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в месячный срок со дня вынесения решения.

 Судья                              О.А. Ватрушкина