Дело № 2-162 /2015 г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Большое Игнатово 25 декабря 2015г.
Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Гнатченко О.А.,
при секретаре Левщановой Н.А.
с участием:
представителя истца - прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Некаева Н.Б.,
представителя ответчика Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия - ФИО1, действующей на основании доверенности от 24.12.2015г № 1374,
ответчика ФИО2,
третьего лица - индивидуального предпринимателя ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, ФИО2 о признании недействительным договора аренды и применении последствий недействительности сделки,
установил:
прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился к Администрации Большеигнатовского района Республики Мордовия, ФИО2 с исковыми требованиями и уточнениями к ним о признании незаконными действий администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия по передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером №, признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, заключенного между администрацией района и ФИО2 20.10.2008г. и применении последствий недействительности сделки в виде аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от ДД.ММ.ГГГГ№ о регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный примерно <адрес>. по направлению на запад от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, и исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о государственном кадастровом учете указанного земельного участка.
В обоснование указал, что администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2, согласно которого, последнему предоставлен земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, который находится примерно в 350 метрах по направлению на запад от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадь № кв.м., для использования в целях ведения рыбного хозяйства. Договор заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время является действующим. Земельный участок передан ФИО2 по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
21.04.2009 года указанный договор зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Указывая на несоответствие договора аренды требованиям действующего законодательства, прокурор считает данный договор аренды спорного земельного участка недействительным.
Проведенной проверкой установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым номером №, на ручье в овраге <адрес> в результате строительства хозяйственным способом плотины образовался пруд, который наполняется за счет аккумуляции дождевого и весеннего паводка. Протяженность ручья составляет около 10 км.. Ручей берет начало и впадает в реку Саля на территории Протасовского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района. Водоохранная зона пруда на ручье совпадает с прибрежной защитной полосой и составляет 50 м., ширина береговой полосы ручья, протяженность которого от истока до устья не более 10 км, составляет 5 м. Пруд гидравлически связан с рекой Саля, правым притоком реки Пьяна.
Основываясь на нормы действующего законодательства, прокурор полагает, что правовое регулирование спорного водного объекта осуществляется нормами Водного кодекса РФ и водные объекты в виде водотока (ручей безымянный) и водоема (русловый пруд), являются поверхностными водными объектами и входят в водный фонд Российской Федерации, а сам спорный земельный участок с кадастровым номером № не может быть отнесен к категории «земли сельскохозяйственного назначения», так как земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ.
Тем самым, передача спорного земельного участка произведена в нарушение Земельного и Водного кодексов РФ и администрация Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия не имела полномочий по распоряжению им и его передачу в аренду третьим лицам. Договор аренды от 08.12.2011г. является недействительным в силу ничтожности сделки, в силу закона спорный земельный участок с расположенными в нем водными объектами, находящимися в федеральной собственности, образованию не подлежит, в связи с чем, межевание спорного земельного участка и постановка данного земельного участка на кадастровый учет - проведены незаконно.
Незаконная передача земельного участка в аренду нарушает права Российской Федерации как собственника водных объектов на рациональное использование водных ресурсов, их охрану от вредных природных и антропогенных факторов, снижающих их качество, степень пригодности и безопасности, а также право неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к водным объектам общего пользования и бесплатное использование их для личных и бытовых нужд.
С учетом уточнения исковых требований, просит признать действия администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия по передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером № незаконными, признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, заключенного между администрацией района и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. и применении последствий недействительности сделки в виде аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№ записи о регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером № и исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о государственном кадастровом учете земельного участка.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия Некаев Н.Б. исковые требования, с учетом уточнения к ним поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениям к нему.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 исковые требования прокурора района и уточнения к нему признала, дополнительно суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ФИО2 как участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности, на данном участке действительно находится пруд.
В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования прокурора района и уточнения к ним не признал, просил в их удовлетворении отказать, суду дополнительно пояснил, что сведения о водных объектах, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в государственном водном реестре отсутствуют, стороной истца не представлено достоверных доказательств подтверждающих отнесение спорного водного объекта к природному, а не искусственному водоему, кроме того, пруд, находящийся на участке с кадастровым номером №, наполняется за счет дождя и весеннего паводка, ручей в летнее время пересыхает, то есть водоток пруда не постоянный.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, решение просит вынести на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Мордовия не явился, директор филиала ФИО5 представил заявление, в котором просит рассмотреть дела без их участия, отношение к исковому заявлению оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, представили заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ просят в удовлетворении искового заявления отказать, указывая, что, земельный участок, переданный ФИО2 в аренду относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям водного фонда, в действующем законодательстве отсутствует запрет на образование земельных участков из числа земель сельскохозяйственного назначения.
Представитель третьего лица - Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, заместитель руководителя ФИО6 представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия поддерживает.
Третье лицо - индивидуальный предприниматель ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, при этом пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ года он осуществлял межевание земельного участка с кадастровым номером №, в границах указанного участка находился водный объект - пруд, который входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, а не в состав земель водного фонда. Считает, что администрация Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия не нарушала действующего законодательства и имела право сформировать земельный участок, путем образования из земель муниципальной собственности и предоставить его в аренду ФИО2. Кроме того, в государственном водном реестре отсутствуют сведения о пруде на земельном участке с кадастровым номером №.
В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд рассматривает данное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, находит исковые требования прокурора района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Целью обращения прокурора с настоящим иском в суд, как следует из содержания искового заявления, является пресечение нарушений требований земельного и водного законодательства при совершении оспариваемых сделок, повлекших ущемление прав и законных интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации в целом.
В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия был утвержден проект границ земельного участка площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес> по направлению на запад от <адрес>, для ведения рыбного хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, участок сформирован для постановки его на государственный кадастровый учет.
Решением Территориального (межрайонного) отдела №2 Управления Роснедвижимости по Республике Мордовия за № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью № кв.м. расположенный по адресу: <адрес> по направлению на запад от <адрес>, для ведения рыбного хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, поставлен на государственный кадастровый учет, на основании заявления Администрации Большеигнатовского муниципального района республики Мордовия от 16.09.2008г..
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> по направлению на запад от <адрес>, для ведения рыбного хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью № кв.м. присвоен кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовии за №, ФИО2 предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: участок находится примерно <адрес> по направлению на запад от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадь № кв.м. для использования в целях ведения рыбного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия с ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, земельный участок передан ФИО2 в соответствии с актом приема-передачи.
ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия ФИО9 была проведена проверка исполнения земельного и водного законодательства при формировании и регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, который находится <адрес>. по направлению на запад от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадь № кв.м. Проведенной проверкой установлено, что на данном земельном участке расположен водный объект (пруд), при проверке присутствовал ФИО2.
Из объяснений ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером № предоставлен ему Администрацией Большеигнатовского муниципального района в аренду для использования в целях ведения рыбного хозяйства, на земельном участке расположен водный объект(пруд), размером примерно 4,9 га, происхождение пруда ему не известно, ДД.ММ.ГГГГ им осуществлялся спуск указанного водного объекта с целью ремонта плотины и очистке пруда, спуск осуществлялся в реку Саля, с которой указанный пруд имеет гидравлическую связь (правы притоком реки Пьяна)
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Большеигнатовского района Республики Мордовия совместно со специалистом экспертом Чамзинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РМ ФИО10 проведена проверка расположения земельного участка с кадастровым номером №, в ходе которой выявлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером № имеется пруд на ручье, ручей от пруда впадает в реку Саля на территории Протасовкого сельского поселения Большеигнатовского муниципального района, о чем имеется акт проверки.
Из объяснений специалиста эксперта Чамзинского межмуниципального отдела Управление Росреестра по Республике Мордовия ФИО10, от 14.10.2015г следует, что он был привлечен к проверке расположения земельного участка с кадастровым номером №, который находится примерно <адрес> по направлению на запад от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадь № кв.м., на данном участке имеется пруд на ручье, речей от пруда впадает в реку Саля на территории Протасовского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района.
Согласно сообщению Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 25.09.2015 года за № 2901, на ручье в <адрес> на территории Большеигнатовского муниципального района в результате строительства хозяйственным способом плотины образовался пруд, который наполняется за счет аккумуляции дождевого и весеннего паводков, протяженность ручья составляет около 10 км, ручей берет начало и впадает в реку Саля на территории Протасовского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района, водоохранная зона пруда на ручье совпадает с прибрежной защитной полосой и согласно п.п. 4.5 ст.65 Водного кодекса РФ составляет 50 м, ширина береговой полосы ручья согласно п.5 ст.6 Водного кодекса РФ, протяженность которого от истока до устья не более 10 км, составляет 5 м.. Пруд гидравлически связан с рекой Саля, правым притоком реки Пьяна.
В соответствие с ответом Верхне-Волжского бассейнового водного управления - отдела водных ресурсов по Республике Мордовия от 14.09.2015г. №, в соответствии со ст. 8 Водного Кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, поскольку река (ручей) является поверхностным водным объектом, находящиеся в федеральной собственности, значит и образованное на ней водохранилище (русловый пруд) если имеется, является неотъемлемой частью водного объекта и имеющий гидравлическую связь с другими водными объектами, не может находится в частной собственности. Водотоки, на которых построены пруды являются источниками наполнения пруда, также их площадь водосбора. Информацией о водном объекте на земельном участке с кадастровым номером № отдел не располагает.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на земельном участке с кадастровым номером № находятся два водных объекта: водоток (ручей) и водоем (пруд), которые являются собственностью Российской Федерации, поэтому предоставление данного земельного участка ФИО2 в аренду противоречит закону.
В силу положений статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, который имеет характерные формы и признаки водного режима.
Под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;
Пунктами 2 и 3 части 2 данной статьи предусмотрено, что к поверхностным водным объектам относятся, в частности, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоёмы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Частью 1 и 2 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Таким образом, с учётом данных правовых норм, очевидно, что спорные водоток (ручей) и водоём (пруд), находящиеся на земельном участке с кадастровым номером № являются водными объектами, поскольку представляются собой постоянное или временное сосредоточение вод и имеют характерные формы и признаки водного режима.
Сам по себе факт, что в какие-то периоды времени указанный ручей пересыхает, не свидетельствует о том, что он перестает быть водным объектом.
При этом, законодательство не ставит определение водного объекта в зависимость от его регистрации в государственном водном реестре, целью которого является информационное обеспечение вопросов, связанных с использованием водных объектов.
Таким образом, само по себе отсутствие сведений о водных объектах в государственном водном реестре не является достаточным доказательством фактического отсутствия водного объекта.
В соответствии с абзацем втором пункта 10 статьи 3 Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 29 июля 2011 г., то есть на день формирования спорного земельного участка) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации» к землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводнённый карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Исходя из вышеприведённых норм, следует, что поскольку спорные водные объекты располагаются на земельном участке, право собственности на которое не разграничено, то они находятся в собственности Российской Федерации на основании части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку существование спорного водоёма (пруд) имело место до формирования Администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия земельного участка под ним.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статья 167 названного Кодекса).
Поскольку договор аренды земельного участка от 20.10.2008 года заключенный между администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия и ФИО2. о предоставлении в аренду земельного участка нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Доводы ответчиков и третьего лица ФИО3 об обратном, а также иные доводы, в том числе, изложенные в отзыве Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на исковое заявление, судом отклоняются в силу указанного выше.
При подаче иска прокурор района в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины, а потому расходы по уплате государственной пошлины не понес.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.п.3 пункта 1 статьи333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления неимущественного характера госпошлина взыскивается с физического лица в размере № рублей.
Следовательно, сумма государственной полшины, подлежащей взысканию с ответчика ФИО2 составляет № рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия по передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером №.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между администрацией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия и ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, из земель сельскохозяйственного назначения, который находится примерно <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадь № кв.м. для использования в целях ведения рыбного хозяйства, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Применить последствия недействительности сделки:
Аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. № запись о регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного примерно в 350 м по направлению на запад от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.
Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения рыбного хозяйства, который находится примерно <адрес> по направлению на запад от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, площадь № кв.м.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме №) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья О.А. Гнатченко
Решение принято в окончательной форме 30.12.2015 года
Судья О.А. Гнатченко
Дело № 2-162 /2015 г