ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-162/2-2021 от 20.05.2021 Красногорского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0018-02-2021-000174-84

Дело № 2-162/2-2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2021 года с. Гордеевка

Красногорский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Шаповаловой В.К.,

при секретаре Егоровой О.П.,

с участием помощника прокурора Гордеевского района Брянской области Самусь А.И.,,

представителя ответчика – администрации Гордеевского района Брянской области Просвирновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гордеевского района Брянской области, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Гордеевского района Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Гордеевского района Брянской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Гордеевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Гордеевского района проведена проверка исполнения администрацией Гордеевского района требований законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства. Проверкой установлено, что на территории Гордеевского района имеется артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> артезианская скважина в реестре муниципальной собственности муниципального образования состоит, однако, на кадастровый учет не поставлена. Таким образом, осуществление деятельности по водоснабжению населения юридически невозможно без постановки на кадастровый учет в установленном законом порядке артезианских скважин и земельных участков, на которых они расположены, а также без регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества. Указанная артезианская скважина в реестре муниципальной собственности муниципального образования состоит, однако, на кадастровый учет не поставлена. Осуществление деятельности по водоснабжению населения юридически невозможно без постановки на кадастровый учет в установленном законом порядке артезианских скважин и земельных участков, на которых они расположены, а также без регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просит суд обязать администрацию <адрес> совершить действия, предусмотренные Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» действия по постановке артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на государственный кадастровый учет с последующей постановкой указанного объекта как бесхозяйного недвижимого имущества в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Участвующий по делу помощник прокурора Самусь А.И. в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд обязать ответчика совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию недвижимого имущества.

Представитель ответчика - администрации Гордеевского района Брянской области Просвирнова Н.В. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу требований частей 3 и 4 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу требований ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, предоставленном для регистрации.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу требований ч.ч. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ч. 3 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ в Едином государственном реестре недвижимости обязательна государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Прокуратурой Гордеевского района проведена проверка исполнения администрацией Гордеевского района требований законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой выявлено, что на территории Гордеевского района имеется артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Согласно ст. 5 Водного Кодекса Российской Федерации и ст. 4 Закона об охране окружающей среды водоносные горизонты относятся к подземным водным объектам, являются недрами и подлежат охране как объекты охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 Закона о недрах на пользователя недр возложена обязанность обеспечения требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Статьей 26 этого же Закона предусмотрено, что при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

Согласно п. 3.5 Санитарных правил -"О введении в действие Санитарных правил - СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01" (вместе с "СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ) (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 2886) утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19, буровые скважины на воду, в том числе поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном законом порядке.

Пользователь недр обеспечивает ликвидацию скважин, не подлежащих использованию. Работы по консервации и ликвидации скважин (с учетом результатов проверки технического состояния скважин) проводятся пользователем недр или его представителем. Ликвидация и консервация скважин считается завершенной после подписания акта ликвидации или консервации.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Указанная артезианская скважина по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в реестре муниципальной собственности муниципального образования состоит, однако, на кадастровый учет не поставлена.

Таким образом, осуществление деятельности по водоснабжению населения юридически невозможно без постановки на кадастровый учет в установленном законом порядке артезианских скважин и земельных участков, на которых они расположены, а также без регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования прокурора Гордеевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд в порядке ст. 204 ГПК РФ считает необходимым установить срок для постановки на государственный кадастровый учет артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию недвижимого имущества - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Гордеевского района Брянской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в органе, осуществляющем государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Красногорский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.К. Шаповалова

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2021г.