№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тобольск 06 июля 2020 года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Ф.
при секретаре Громовой В.С.,
с участием ответчика Председателя Думы Тобольского муниципального района ФИО1, его представителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 о признании решения Думы Тобольского муниципального района незаконным,
установил:
Истец обратился в суд с заявлением и просит признать решение Думы Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ об объявлении публичного порицания незаконным, мотивируя тем, что ему как депутату объявлено публичное порицание, которое опубликовано в газете «Советская Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№ (№). Принятое Думой решение нарушает права истца и законные интересы на защиту его чести и достоинства. Данным решением истец привлечен к ответственности за нарушение Правил депутатской этики. Регламентом Думы Тобольского муниципального района не установлены основания для объявления публичного порицания за нарушения депутатской этики, также не установлено это и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом Тобольского муниципального района, то есть не установлены полномочия для Думы Тобольского муниципального района по принятию Правил депутатской этики, а также по объявлению депутатам публичных порицаний за нарушение каких-либо этических норм не на заседаниях Думы и комиссиях. Также данными нормами не закреплена обязанность депутатов Думы Тобольского муниципального района по соблюдению Правил депутатской этики и ответственность за их несоблюдение. Дума Тобольского муниципального района вышла за пределы своих полномочий, что повлекло принятие незаконного решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, он был лишен права на участие в рассмотрении обращений, на основании которых был привлечен к ответственности, надлежащим образом о заседании комиссии не уведомили и не пригласили. Заседание комиссии по местному самоуправлению и нормотворчеству районной Думы должно предшествовать формированию повестки заседания с обязательной рассылкой в срок не позднее 7 дней до начала заседания депутатам в соответствии со ст. 10 Регламента. В нарушение положений Регламента уведомление о заседании районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ направлено не депутатам районной Думы, а главам сельских поселений, в повестке заседания Думы ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал вопрос о нарушении Правил депутатской этики. Поскольку истец был извещен менее чем за 7 суток до начала заседания, только ДД.ММ.ГГГГ, он был лишен возможности участия на заседании комиссии, находился в труднодоступном месте, лишен права на свою защиту, с указанными в решении основаниями, он до настоящего времени не ознакомлен.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании просит отказать в удовлетворении требований истца, суду показал, что в 2013 году уже обсуждали поведение депутата ФИО3 С планом проведения заседаний Думы Тобольского района он был ознакомлен, ФИО3 был извещен о времени и месте рассмотрения вопроса по жалобам. Считает, что в случае отложения рассмотрения обращений граждан был бы нарушен Федеральный закон № 59-ФЗ.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.№), суду показала, что решение Думы Тобольского муниципального района соответствует нормативным правовым актам, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Думу Тобольского муниципального района через юридический отдел Администрации Тобольского муниципального района поступило 5 обращений по вопросам действий ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ председателем Думы ФИО1 было принято решение о включении вопроса «рассмотрение жалоб о нарушениях депутатской этики депутатом ФИО3» в заседание комиссии и о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов, о чем ФИО3 был уведомлен по телефону в 13 часов 50 минут специалистом юридического отдела, затем 15 часов 37 минут начальником юридического отдела администрации Тобольского муниципального района. Пунктом 7.3 Правил депутатской этики не установлен надлежащий способ уведомления депутата, действия которого являются предметом рассмотрения на заседании комиссии, считает, что истец не доказал нарушение своих прав.
Судом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие истца.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение Думы Тобольского муниципального района №, которым признано наличие в действиях депутата Думы Тобольского муниципального района нарушения Правил депутатской этики, объявлено публичное порицание через опубликование в газету (л.д.№).
Как следует из газеты «Советская Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ№ (№) опубликовано решение Думы Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.№).
Согласно электронному уведомлению, ДД.ММ.ГГГГ юридический отдел администрации Тобольского муниципального района в 09 часов 03 минуты извещает о заседании Думы на 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ и просит глав сельских поселений обеспечить явку депутатов, также данным отделом были извещены главы сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ решением Думы Тобольского муниципального района № утверждено Положение о постоянной комиссии по местному самоуправлению и нормотворчеству и сформирована комиссия (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ решением Думы Тобольского муниципального района № принят Регламент Думы Тобольского муниципального района (л.д.№).
Суду представлена повестка 21 заседания Думы Тобольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов, где указано о закрытом заседании Думы по рассмотрению жалоб о нарушении депутатской этики ФИО3 в 15 часов 30 минут- 15 часов 40 минут (л.д. №).
Суду представлена повестка заседания депутатской комиссии Тобольского муниципального района по местному самоуправлению и нормотворчеству в 11 часов ДД.ММ.ГГГГ, где указано о рассмотрении жалоб о нарушении депутатской этики ФИО3(л.д.№).
Решением Думы Тобольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района (л.д. №).
Суду представлены копии жалоб ФИО7 руководителя МУП Байкаловский ККП от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, начальника финансово-казначейского управления по Тобольскому району от ДД.ММ.ГГГГФИО9, директора МАУ «ТРЦК» ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, заместителя главы Тобольского муниципального района ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ о поведении депутата ФИО3 (л.д.№).
Суду представлен протокол заседания комиссии по местному самоуправлению и нормотворчеству от ДД.ММ.ГГГГ, начатого в 11 часов 00 минут по решению вопроса обращений на нарушение депутатской этики ФИО3 в отсутствие депутата ФИО3, с участием Тобольского межрайонного прокурора Пушкарёва В.Г., который предложил заслушать депутата, считает, что факты не доказаны (л.д.№).
Как следует из протокола № заседания Думы Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, начатого в 14 часов был заслушан вопрос о поступлении пяти жалоб на действия депутата ФИО3 (л.д. №).
Суду представлена телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ об извещении ФИО3 о явке ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов на заседание депутатских комиссий и заседание Думы на 14 часов (л.д. №).
Кроме того, ФИО3 извещался ДД.ММ.ГГГГ о заседании комиссии по местному самоуправлению и нормотворчеству, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов, что подтверждается телефонограммой и записью телефонного разговора (л.д. №).
Как следует из ответа на запрос Тобольского межрайонного прокурора Пушкарёва В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по обращению ФИО3, по итогам которой внесено представление об устранении нарушений законодательства председателю Думы Тобольского муниципального района, выявлены нарушения не надлежащего извещения депутата ФИО3, а также установлено, что не предусмотрено применение мер воздействия к депутатам за нарушение Правил депутатской этики (л.д. №).
Решением Думы Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден план работы Думы и график проведения плановых заседаний (л.д. №).
Свидетель ФИО12 суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ она находилась в администрации Тобольского муниципального района, около 15 часов 30 минут к ней подошла ФИО2 и спросила, имеется ли у нее на телефоне диктофон, она ответила утвердительно. После чего, ФИО2 позвонила ФИО3 и сообщила о заседании комиссии на ДД.ММ.ГГГГ, а также о заседании Думы Тобольского муниципального района.
Показания свидетеля последовательны, не доверять им у суда нет оснований, однако, они не опровергают доводы истца о ненадлежащем его извещении о заседаниях комиссии и Думы.
В силу ч.1 ст.10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
В соответствии с установившейся прецедентной практикой Европейского Суда свобода выражения мнения составляет одну из существенных основ демократического общества и одно из главных условий для его прогресса и самореализации каждого гражданина.
Позиция Европейского Суда заключается в том, что существование фактов может быть доказано, однако достоверность оценочных суждений доказыванию не подлежит. Требование доказать достоверность оценочного суждения невозможно исполнить, и оно само по себе нарушает свободу выражения мнения, которая является фундаментальной составляющей права, защищаемого статьей 10 Конвенции.
Истец, являясь депутатом Думы Тобольского муниципального района, должен учитывать публичный характер сферы своей деятельности, поскольку тем самым он согласился стать объектом общественной дискуссии и критики.
В силу ч.2 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 19 Устава Тобольского муниципального района Тюменской области по вопросам внутренней деятельности районная Дума руководствуется Регламентом. Структура, полномочия и организация работы определяются Регламентом районной Думы. Полномочия и порядок осуществления депутатами своей деятельности закрепляются в Регламенте районной Думы.
Согласно ст. 25 Устава Тобольского муниципального района Тюменской области Депутаты районной Думы осуществляют депутатскую деятельность на непостоянной основе. Порядок осуществления депутатами своих полномочий устанавливается регламентом работы районной Думы. Депутат районной Думы должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В силу ст.11 Регламента Думы Тобольского муниципального района, утвержденного 01 ноября 2017 года не позднее чем за 7 дней до заседания председатель районной Думы извещает депутатов о месте и времени проведения заседания, вопросах повестки дня, вынесенных на рассмотрение заседания районной Думы (далее Регламент Думы).
Повестка дня заседания районной Думы формируется из: проектов решений районной Думы, …ответов на письменные запросы депутатов, обращений граждан, общественных объединений по вопросам ведения районной Думы, предложений и заключений комиссий по вопросам, отнесенным к их ведению (ст.12 Регламента Думы).
Статьей 32 Регламента Думы предусмотрен контроль за соблюдением Регламента районной Думы и ответственность за его нарушение, так, при нарушении депутатом районной Думы порядка на заседании районной Думы или заседании комиссии к нему применяются меры воздействия. В п.п. 7.2 п. 7 данной статьи установлены меры воздействия в виде публичного порицания в адрес депутата, доведение через средства массовой информации до избирателей соответствующего избирательного округа сведений об отсутствии депутата на заседаниях районной Думы или его комиссии более трех раз подряд без уважительных причин.
Кроме того, п. 3 ст. 9 Регламента Думы предусмотрен открытый характер заседаний районной Думы. Решение о проведении закрытого заседания принимается абсолютным большинством голос от общего числа депутатов. Закрытая форма заседаний районной Думы не отменяет других принципов ее работы.
Депутат должен публично признать некорректность своих высказываний в случае неумышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях непроверенных фактов и принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь были затронуты этими выступлениями (ст.6.2 Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района, утвержденных решением Думы Тобольского муниципального района 27 марта 2013 года № 41).
Как следует из Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района поводом для рассмотрения вопроса о привлечении депутата к ответственности за нарушение настоящих Правил может быть: жалоба, поданная в районную Думу избирателем, должностным лицом, муниципальным служащим, иными лицами. Жалобы рассматриваются при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, данные о его месте жительства, работы или учебы, контактный телефон, если таковой имеется, а также сведения о конкретном депутате и его действиях. Допускается объединение нескольких обращений и (или) жалоб о привлечении одного и того же депутата к ответственности в ходе их предварительного рассмотрения (п.7.1 Правил).
В силу п.7.3 Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района на заседание комиссии, посвященное предварительному рассмотрению обращения или жалобы, приглашается депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, заявители и другие лица, информация которых может помочь выяснению всех необходимых обстоятельств и принятию объективного решения. Отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания комиссии, не препятствует рассмотрению вопроса о привлечении депутата к ответственности за нарушение настоящих Правил по существу.
За нарушение Правил депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района к депутату могут быть применены меры воздействия, в том числе в виде публичного порицания (п. 6.3 Правил).
Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Довод ответчика ФИО5 о нарушении прав обратившихся граждан действиями ФИО3 и рассмотрении данного вопроса именно ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельным, поскольку ответ на обращение граждан направляется в течение 30 дней с момента регистрации, согласно представленному суду графику заседаний Думы Тобольского муниципального района, следующее заседание Думы должно было пройти ДД.ММ.ГГГГ, жалобы были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, каких-либо нарушений прав обратившихся граждан, судом не установлено.
При рассмотрении вопроса по жалобам о нарушениях депутатской этики депутатом ФИО3 был нарушен Регламент Думы об извещении депутата ФИО3 о рассмотрении в отношении него вопроса о нарушении депутатской этики и Правила депутатской этики в Думе Тобольского муниципального района.
Доводы ответчика и его представителя о том, что ФИО3 был извещен надлежащим образом по телефону, судом не принимаются, поскольку о заседании Думы истец был извещен через главу сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, а о рассмотрении жалоб на его поведение только ДД.ММ.ГГГГ, тогда как заседание было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит ст. 32 Регламента Думы.
Рассмотрение жалоб в отсутствие лица, в отношении которого они были направлены, привело к нарушению прав ФИО3 на защиту своих прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерацией.
Таким образом, права истца о его извещении на участие в заседаниях комиссии и Думы были нарушены, он не мог реализовать свое право на защиту, не был извещен о поступивших жалобах и указанных в них доводах, то есть не был ознакомлен с ними, требования истца подлежат удовлетворению.
Других доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать решение Думы Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об объявлении публичного порицания» незаконным.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июля 2020 года.