ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-162/2014 от 06.02.2014 Приозерского городского суда (Ленинградская область)

 Дело № 2-162/2014                  06 февраля 2014 года

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

 судьи                                   Брежневой И.Л.,

 при секретаре                              Дмитриевой Е.С.,

 с участием: представителя истца ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, представителя ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области ФИО5, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО6 о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области № № от ДД.ММ.ГГГГ г.,

 установил:

 ФИО6 обратилась в Приозерский городской суд Ленинградской области с заявлением, в котором с учетом принятых судом изменений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка молодых граждан – участников долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2012-2015 годы».

 В обоснование заявленных требований указала, что Постановлением администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области № о ДД.ММ.ГГГГ она включена в список молодых граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в 2012 г. в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2012-2015 годы. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. ДД.ММ.ГГГГ она заключила с ЮЛ1 договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ она была исключена из списка молодых граждан – участников долгосрочной программы «Жилье для молодежи» на 2012-2015 г. Основание исключения из списка явилось то обстоятельство, что ее матери ФИО1 на состав семьи три человека, включая ее и брата ФИО2, предоставлено жилое помещение в порядке переселения из аварийного жилищного фонда. Данное постановление считает незаконным, поскольку предоставление жилого помещения пригодного для проживания является компенсаторной мерой государственной поддержки и не является улучшением ее жилищного положения. При этом включение ее в список молодых граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в 2012 г. в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2012 – 2015 годы» является мерой социальной поддержки лиц, не достигших возраста 35 лет. Таким образом, указанным постановлением нарушены ее права на жилище, установленные ст. 40 Конституции РФ.

 17.01.2014 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству Ленинградской области.

 В судебное заседание заявитель ФИО6, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила представителя.

 Представитель заявителя ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась с заявлением к ответчику о перечислении денежных средств, предоставленных ей на приобретение жилого помещения в целях исполнения договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Однако, Распоряжением администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в перечислении средств единовременной денежной выплаты. Поскольку свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья выдавалось Комитетом по строительству Ленинградской области, соответственно и решение об отказе в перечислении социальной выплаты по программе «Жилье для молодежи» должен принимать именно Комитет по строительству Ленинградской области. Обратил внимание суда на тот факт, что жилое помещение, предоставленное матери заявителя при переселении из аварийного жилого фонда, не соответствует по количеству комнат ранее занимаемой квартире. Подтвердил, что договор участия в долевом строительстве в Управлении Росреестра по Ленинградской области не зарегистрирован.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области ФИО5, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что, получив квартиру в порядке переселения из аварийного жилого фонда, ФИО1 улучшила не только свои жилищные условия, но и членов совей семьи, в число которых входит ФИО6, так как квартира была приобретена на денежные средства, выделенные администрации МО Приозерское городское поселение из областного бюджета Ленинградской области. ФИО1 была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основанию ветхий дом. Поэтому ей была предоставлена благоустроенная изолированная квартира равнозначная по общей площади ранее занимаемой квартиры, отвечающая всем установленным требованиям. Ссылка представителя заявителя на не соответствие количества предоставленных комнат количеству комнат ранее занимаемого жилого помещения является необоснованной, поскольку в силу части 2 ст. 89 ЖК РФ право на получение квартиры, состоящей из того же числа комнат, имеют граждане, проживающие ранее (до выселения) в коммунальной квартире. Соответственно, ФИО1 совместно с дочерью ФИО6 постановлением администрации МО Приозерское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № были правомерно сняты с учета нуждающихся, так как они не только утратили основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, но и собственноручно написали заявление о снятии их с учета нуждающихся. Также является необоснованной ссылка представителя заявителя на то, что только Комитет по строительству Ленинградской области управомочен принимать решение об отказе в перечислен средств ЕДВ, поскольку Комитет по строительству Ленинградской области распределяет денежные средства между муниципальными образованиями Ленинградской области, после чего именно местная администрация несет ответственность за нерациональное использование денежных средств.

 Представитель заинтересованного лица Комитета по строительству Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требование не поддержал, указав, что в связи с тем, что семье ФИО1 была оказана государственная поддержка в виде предоставления жилого помещения в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», вследствии чего, заявитель и ее мать сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право на участие в долгосрочной целевой программе «Жилье для молодежи» на 2012 -2015 года» ФИО6 утрачено. С учетом изложенного Постановление Администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № является законным, обоснованным, и отмене не подлежит. Доводы представителя заявителя о необходимости принятия решения со стороны Комитета по строительству Ленинградской области об отказе в перечислении социальной выплаты по Программе, являются ошибочными. Перечисление средств социальной выплаты на банковские счета ее получателей осуществляет местная администрация, с обязательной проверкой договоров до предоставления их в банк на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, и условиям использования социальных выплат.

 Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом надлежащего извещения сторон счел возможным рассмотреть гражданское дело по существу при имеющейся явке.

 Заслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

 Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

 Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий граждан, принятых на учет нуждающихся в жилье.

 Статьей 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

 Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 января 2012 г. № 25, утверждена долгосрочная целевая программа «Жилье для молодежи» на 2012-2015 годы (далее – Целевая программа) и Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в Ленинградской области, в том числе молодым семьям (далее – Положение).

 В соответствии с п.п. 2.1 Положения под молодым гражданином понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в мероприятии Программы не моложе 18 и не старше 35 лет - в случае если соблюдаются условия, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения. Под членами семьи молодого гражданина, на которых возможно начисление социальной выплаты, предоставляемой молодому гражданину, понимаются признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий его супруга (супруг), дети.

 Согласно п.п. 2.2 Положения право на получение социальной выплаты молодой гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянная регистрация в Ленинградской области; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретении) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения.

 Как следует из пункта 2.3 Положения под гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 признана соответствующей условиям участия в мероприятиях долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2012 - 2015 годы».

 Как следует из материалов учетного дела на момент принятия указанного постановления ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имела постоянную регистрацию в Ленинградской области; обладала собственными денежными средствами в размере части стоимости строительства (приобретении) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты; была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в аварийном жилом доме, подлежащем сносу (акта об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания от ДД.ММ.ГГГГ г.).

 ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по строительству Ленинградской области, в рамках реализации Целевой программы, ФИО6 выдано свидетельство № № о предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб. на приобретение жилого помещения в муниципальном образовании Приозерское городское поселение, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (далее – Свидетельство о предоставлении выплаты)

 ДД.ММ.ГГГГ БАНК на основании свидетельства о предоставлении выплаты открыл счет на имя заявителя для перечисления социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

 Постановлением Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 исключена из списка молодых граждан - участников долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2012-2015 годы. С данным постановление ФИО6 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ г.

 ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ1 и ФИО6 заключен договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома № № от ДД.ММ.ГГГГ г., по условиям которого ФИО6 принимает долевое участие в строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, квартал малоэтажной жилой застройки, строительный № №, путем оплаты стоимости двухкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в размере <данные изъяты> руб., из которой сумма в размере <данные изъяты> – является личными средствами участника долевого строительства; сумма в размере <данные изъяты> – является социальной выплатой.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась в Администрацию МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о перечислении социальной выплаты по договору участия в долевом строительстве.

 Распоряжением Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 отказано в перечислении средств единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2012 – 2015 годы.

 Как следует из материалов дела основанием для исключения заявителя из списка участников долгосрочной целевой программы послужил тот факт, что ФИО1 и членам ее семьи, включая ФИО6, была оказана государственная поддержка в виде предоставления жилого помещения в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», вследствие чего, заявитель была снята с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 Данное решение заинтересованного лица следует признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

 Актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, жилой дом – подлежащий расселению.

 По вышеуказанным основаниям мать заявителя ФИО1 составом семьи 2 человека: дочь – ФИО3 (после заключения брака ФИО6) А.В. и сын ФИО2 поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

 В рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальному образованию Приозерское городское поселение были выделены средства областного бюджета для расселения граждан из аварийных домов в 2013 году, в связи с чем, Постановлением Администрации муниципального образования Приозерское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО1 и членам ее семьи: дочери ФИО6 и сыну ФИО2, предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

 ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования Приозерское городское поселение и ФИО1 заключен договор социального найма № №, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование благоустроенную изолированную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

 Согласно п.3 данного договора совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены и члены ее семьи: дочь ФИО6 и сын ФИО2

 Согласно утверждению представителя заинтересованного лица Администрации МО Приозерский муниципальный район включение в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя ФИО2 произведено ошибочно, поскольку постановлением Администрации МО Приозерское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № № в учетное дело ФИО1 внесены изменения в части исключения ФИО2 из состава ее семьи и снятии его с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Состав семьи ФИО1 изменен с 3 человек на 2 человека.

 Внесение данных изменений было обусловлено тем, что ФИО2 Комитетом по строительству Ленинградской области была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Жилье для молодежи» на 2012 – 2015 годы, которая была им реализована путем приобретения однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

 При обращении к главе администрации МО Приозерское городское поселение с заявлением о заключении договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены ее семьи ФИО6 и ФИО2 просили снять их с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Данное заявление подписано, в том числе, и ФИО6

 Постановлением главы администрации МО Приозерское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО1 составом семьи 2 человека, включая дочь ФИО6, снята с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований на получение жилого помещения по договору социального найма.

 В соответствии с положениями статьи 55 Жилищного кодекса РФ граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

 Пунктом 2 частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

 Учитывая вышеизложенное право ФИО1 и ФИО6 состоять на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма прекратилось датой заключения с ними договора социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

 Поскольку основания, которые давали заявителю право на получение жилого помещения по договору социального найма (проживание в жилом помещении, признанном непригодным для проживания) отпали, предоставленное жилое помещение полностью соответствует требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ, и не возникло иных оснований, предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд приходит к выводу о наличии у администрации муниципального образования Приозерское городское поселение законных оснований для снятия ФИО6 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Кроме того, самостоятельным основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является в соответствии с п.1 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ подача ими по месту учета заявления о снятии с учета.

 Как следует из материалов дела заявление от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора социального найма, в котором ФИО1 и члены ее семьи ФИО6 и ФИО2 обязуются сняться с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, подписано ФИО6 Подпись заявителя на данном заявлении не оспаривалась.

 В силу подпункта «а» пункта 2.16 Положения основаниями для отказа в признании молодого гражданина и членов его семьи соответствующим условиям участия в мероприятии Программы является несоответствие требованиям, указанным в настоящем Положении.

 Поскольку п. 2.2 Положения установлено, что право на получение социальной выплаты молодой гражданин имеет в случае соблюдения в совокупности установленных условий, в том числе и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения, то утрата гражданином права состоять на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением, является основанием для исключения его из программы.

 Оценивая данные обстоятельства дела на основании вышеприведенных правовых положений, суд приходит к выводу о том, что Постановление администрации МО Приозерский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № № является законным, поскольку в момент принятия данного постановления заявитель утратила право состоять на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

 Довод заявителя о том, что постановление о снятии с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, издано позже постановления об исключении из списка молодых граждан - участников долгосрочной целевой программы –«Жилье для молодежи» на 2012 -2015 годы, в связи с чем исключение из программы является неправомерным, не имеет правового значения, поскольку юридически значимыми при рассмотрении данного дела является дата подписания заявления о заключении договора социального найма и дата заключения данного договора.

 Также суд учитывает то обстоятельство, что в период соответствия ФИО6 условиям участия в мероприятиях Целевой программы она своим правом на реализацию сертификата не воспользовалась, доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих использованию социальной выплаты для приобретения жилого помещение, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявителем не представлено.

 Договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, подписанный ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ1 и ФИО6, не порождает возникновение между его сторонами гражданско-правовых отношений, поскольку он не зарегистрирован в установленном законом порядке.

 Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

 Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что указанный договор нельзя считать заключенным, поскольку он не соответствует требованиям закона, в установленном законом порядке не зарегистрирован, права и обязанности по договору у его сторон не возникли, более того, суду не представлены доказательства обращения его сторон в соответствующие органы с заявлением о его государственной регистрации.

 Суд также признает ошибочными доводы представителя заявителя о необходимости принятия решения со стороны Комитета по строительству Ленинградской области об отказе в перечислении социальной выплаты по Целевой программе.

 В соответствии с пунктом 2.34 Положения перечисление средств социальной выплаты на банковские счета ее получателей осуществляет местная администрация с обязательной проверкой указанных в пунктах 2.35 - 2.37 настоящего Положения договоров до представления их в банк на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, и условиям использования социальных выплат в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения.

 Суд отклоняет довод представителя заявителя о нарушении прав ФИО6 предоставлением однокомнатной квартиры взамен ранее занимаемой трехкомнатной квартиры, поскольку предоставленная квартира равнозначна по общей площади ранее занимаемой квартире, как того требует ст. 89 Жилищного кодекса РФ, и соответствует всем необходимым требованиям.

 В силу части 2 ст.89 Жилищного кодекса РФ право на получение квартиры, состоящей из того же числа комнат имеют граждане, проживающие ранее (до выселения) в коммунальной квартире.

 Учитывая вышеизложенное, суд находит, что предоставлением квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, соответствующей всем необходимым требованиям, не были нарушены жилищные права заявителя и иных лиц, поскольку им предоставлено равнозначное ранее занимаемой квартиры жилье, расположенное в районе их проживания.

 Кроме того, суд учитывает, что при заключении договора социального найма возражений со стороны заявителя высказано не было. Постановление администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № № «О предоставлении гражданам жилой площади по договора социального найма, о заключении договоров мены жилыми помещениями», а также заключенный на его основании договор социального найма заявителем не оспаривались.

 Учитывая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского кодекса РФ, суд

                      решил:

 в удовлетворении заявления ФИО6 о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области № № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

 На решение может быть подана жалоба в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение 30 дней через Приозерский городской суд.

 Судья И.Л. Брежнева