ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-162/2018 от 15.06.2018 Усть-канского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-162/2018

Решение

Именем Российской Федерации

с. Усть-Кан 15 июня 2018 года

Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Шадеевой С.А.,

при секретаре Кармановой Б.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Усть-Канского района о признании права на получение выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Усть-Канского района о признании отказа администрации Усть-Канского района в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» неправомерным и признании права ФИО1 на получение выплаты на приобретение (строительство) жилья, выдаче семье ФИО1 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Требования мотивированы тем, что ******* истец был включен в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище 2015-2020 годы», ******* истец получил информацию о том, что он действительно является участником программы под порядковым номером 5. Истец считает, что в 2017 году его порядковый номер в очередности должен был быть под . На основании условий программы в 2017 году истец должен получить социальную выплату на приобретение жилья. Уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты от органов местного самоуправления истец не получил, в связи с чем обратился к ответчику с запросом о предоставлении информации в сложившейся ситуации. Согласно ответу от ******* ФИО2 был включен в список получателей социальной выплаты в 2017 году, но в связи с превышением истцом 35-летнего предоставление выплаты невозможно.

Впоследствии истец уточнил предмет иска, просил признать за его семьей право на получение выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Определением суда от 22.05.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство образования и науки Республики Алтай.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Усть-Канского района ФИО4 и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора Министерства образования и науки РА ФИО5 с иском не согласились.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в исковых требованиях.

Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011-2015 годы, а в последующем на 2015-2020 годы и соответствующие Правила.

Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. "в", "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пп. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О и от 15 января 2015 года N 3-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. п. 24, 25).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 26 Правил).

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 указанных Правил).

В судебном заседании установлено, что ******* семья ФИО1, ******* года рождения решением жилищной комиссии администрации при МО «<адрес>» признана молодой семьей и была включена в список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году, затем в сводный список молодых семей.

******* между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и Правительством Республики Алтай заключено соглашение о предоставлении и распределении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Алтай на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

******* Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай утверждены списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2017 году.

В данном утвержденном списке под указан ФИО1, ******* года рождения, его супруга С.Е.В., ******* года рождения и сын ФИО6, ******* года рождения.

36 лет ФИО1 исполнилось *******.

Так, ******* между Комитетом по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Алтай и и.о. главы Усть-Канского района было заключено соглашение -МС о предоставлении и распределении в 2017 году субсидии из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «Усть-Канский район» на софинансирование расходных обязательств органа местного самоуправления на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального комплекса государственной программы Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса».

Из пояснений представителя администрации Усть-Канского района следует, что поскольку на момент утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету Республики Алтай и утверждения списков – претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году – ******* – ФИО1 уже исполнилось 36 лет, и семья ФИО1 была включена в список претендентов ошибочно, субсидия ему не была выплачена, а перераспределена другой семье. Субсидии получили семьи согласно списку молодых семей, утвержденному главой Усть-Канского района от *******, где семья ФИО1 была исключена и добавлена семья ФИО3.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).

Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводам о том, что истец и его семья не могут являться участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, поскольку не относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, в силу достижения одним из членов семьи (ФИО1) в момент утверждения Правительством Российской Федерации субсидии, предоставляемой Республике Алтай и утверждения списка - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году предельного возраста. Молодая семья - участница подпрограммы, должна отвечать установленным требованиям для получения социальной выплаты не только на момент признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения в список молодых семей - участников подпрограммы, но и на момент составления списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, утверждаемых субъектом Российской Федерации.

То обстоятельство, что семья ФИО1 была включена в список – претендентов на получение субсидии в 2017 году, не может являться основанием для признания за ним права на ее получение, поскольку бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, и норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Следовательно, ответчиком администрацией Усть-Канского района правомерно не была произведена выплата субсидии.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из родителей, в которой или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. При этом молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение указанного условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании права на получение выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Усть-Канский районный суд.

Судья С.А. Шадеева.

Мотивированное решение суда принято 20 июня 2018 года.

Судья С.А. Шадеева.