ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-162/2021 от 13.01.2021 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-162/2021

УИД 33RS0014-01-2020-002959-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2021 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Филатовой С.М.,

при секретаре Реган В.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) ФИО2,

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) об установлении факта проживания в районах Крайнего Севера,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) и просит установить юридический факт проживания на дату 01.01.2002 в домовладении, расположенном по адресу: ....

В обоснование исковых требований указано в иске, что истец со своей семьей до 2007 года проживал в .... С 2007 года он проживает в <...>. В 2020 году истец вышел на досрочную пенсию по основанию «работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях» и стал получать пенсию, установленную Пенсионным фондом. При получении выписки их ПФР он узнал, что повышенный коэффициент к заработной плате ему установлен в размере 1,2, а не 1,9, как положено по Постановлению Минтруда и соцразвития РФ № 22 от 22.04.2003. Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ применяется для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Не смотря на то, что истец по состоянию на 01.01.2002 не был зарегистрирован в ...., он фактически проживал в указанном населенном пункте. Признание факта проживания в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.01.2002 необходимо ему для перерасчета размера пенсии.

Определением суда от 13.01.2021 года судом принят отказ истца от иска в части обращения решения к немедленному исполнению и указанию в резолютивной части на то, что оно является основанием для установления ФИО1 повышенного коэффициента по отношению среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ, предусмотренное п.2 ст. 30 Закона от 17 декабря 2001 года и перерасчете пенсии с момента начала ее выплаты. Производство по делу в данной части прекращено.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, указала, что отсутствуют доказательства, подтверждающие проживание истца в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.01.2002.

Выслушав объяснения истца, ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 19, 39 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону. (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к данному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П установлено, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001) по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично).

Таким образом, основополагающим условием для применения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П в отношении той или иной категории застрахованных лиц является то, что указанные лица рассчитывали на пенсионное обеспечение по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации. Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, (п.п. 57, 58 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н).

Ввиду отсутствия в действующем пенсионном законодательстве прямого указания на необходимость регистрации граждан по месту жительства в качестве обязательного условия для определения повышенного расчетного размера трудовой пенсии в отношении лиц, которые имели регистрацию по месту жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но фактически проживали по состоянию на 1 января 2002 года в указанных районах и местностях, застрахованные лица, не имеющие на 31 декабря 2001 года подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но осуществлявшие на указанную дату работу в названных районах, рассматриваются как лица, проживающие в указанных районах (местностях).

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение № 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей".

В абзаце 2 п. 1 Разъяснения федеральный орган исполнительной власти указал, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное в п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, применяется (независимо от вида пенсии) для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Данное Разъяснение относится к страховой части трудовой пенсии.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 2002 года (ст. 31 Федерального закона), с этой даты размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом базой для определения страховой части трудовой пенсии по старости является расчетный пенсионный капитал по состоянию на день установления трудовой пенсии.

Законодатель установил, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше (п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оцениваются пенсионные права, заработанные в ранее действовавшей пенсионной системе. Оценка путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал производится по состоянию на 1 января 2002 года.

Повышенное отношение заработков устанавливается для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, и для лиц, независимо от места их жительства, - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статья 30 Федерального закона № 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из смысла пункта 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).

Согласно п. 1 Постановления Минтруда РФ от 22.04.2003 № 22 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года применяется (независимо от вида пенсии) для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, применяется (независимо от вида пенсии):

для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Судом установлено, что ФИО1 является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 18.02.2020 по основанию «работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях».

При расчете пенсии ФИО1 стаж на дату назначения пенсии составил 29 лет 1 мес. 15 дней, календарный стаж на 31.12.2001 (для конвертации пенсионных прав граждан) - 12 лет 11 мес. 2 дня, календарный стаж до 01.01.1991 (для расчета валоризации) - 6 лет 2 мес. 22 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 17 лет 22 дн., отношение среднемесячного заработка застрахованного лица за период с 01.10.1989 по 31.10.1994 к заработной плате по стране за тот же период составляет 4,02 максимально применимое значение - 1,200 (п.3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

Однако истец не согласился с применением при расчете пенсии повышенного коэффициента к заработной плате в размере 1,2, а не 1,9.

Истец обратился за разъяснением в ГУ-УПФ РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное). В ответах на обращение ФИО1 от 10.09.2020 и от 23.09.2020 года ГУ-УПФ РФ в г. Муроме Владимирской области (межрайонное) сообщило, что отсутствуют документы, подтверждающие проживание ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к нему районов на 01.01.2002. Согласно адресной справке из ОВМ ОМВД России по городскому округ «Ногликский» от 07.07.2020 ФИО1 по адресно-справочным учетам не значится. Соответственно оснований для установления повышенного районного коэффициента к заработной плате, в связи с проживанием и работой в РКС и приравненных к нему местностях для конвертации пенсионных прав не имеется.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1. указывает, что по состоянию на 01.01.2002 он проживал в районе Крайнего Севера (в пос. Ноглики Салалинской области). Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12, Сахалинская область Ногликский район относится к районам Крайнего Севера.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Х.ВКС) пояснила, что знакома с ФИО1 более 20 лет, они поддерживают дружеские отношения. С рождения и до 2016 года она проживала в <...>. ФИО1 также проживал в пос. Ноглики. Они жили в одном доме по адресу: .... квартиры их находились на одной лестничной площадке. ФИО1 проживал с В., с которой потом заключил брак. 01 января 2002 года она заходила к ним в гости, поздравляла с Новым годом.

Допрошенная в судебном заседании Е., супруга истца, пояснила, что ранее с 1986 года по 2007 год она проживала по адресу: ..... Данная квартира принадлежала ей на праве собственности. ФИО1 стал проживать с ней совместно с 18.09.1999, а брак заключили 15.12.2001 в пос. Ноглики. ФИО1 проживал с ней постоянно и по состоянию на 01.01.2002 также проживал у нее.

Согласно справки ООО ПК «....» (Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск) ФИО1 работал на данном предприятия с 20.06.2000 по 21.02.2002.

Согласно договора купли-продажи от 28.03.2007 года квартиры по адресу: ...., данная квартира на праве собственности принадлежала Е. Согласно п.10 данного договора в качестве лиц проживающих в квартире указан, в том числе, ФИО1

Согласно военного билета ФИО1 он был поставлен на учет в Ногликский РВК Сахалинской области 03 сентября 1998 года и снят с учет в 2007 году.

Согласно свидетельства о заключении брака <...> от 15.12.2001 брак между ФИО1 и К. заключен 15.12.2001 в <...>.

Совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств подтверждается, что ФИО1 по состоянию на 01.01.2002 проживал в <...>.

Суд при вынесении решения принимает во внимание показания свидетелей, оснований сомневаться в их показаниях не имеется, данные о какой-либо заинтересованности их в исходе дела отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства.

Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Законом Российской Федерации от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введена система регистрационного учета граждан.
Предусмотренный законом институт регистрации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверять акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Поэтому регистрационный учет не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

При таких обстоятельствах, суд находит установленным факт проживания ФИО1 по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера (....).

Таким образом, исковые требования ФИО1 об установлении факта проживания по состоянию на 01.01.2002 в домовладении по адресу: .... подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Установить факт проживания ФИО1, (дата) года рождения, по состоянию на 01.01.2002 в домовладении, расположенном по адресу: ....

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья С.М.Филатова

Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2021 года.