Дело № 2-162/2021
УИД 22RS0007-01-2018-000185-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края, в составе:
председательствующего Омелько Л.В.,
при секретаре Крыловой А.Д.
с участием истца ФИО1, представителя ответчика С.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Белокурихинский» Алтайского края о признании права на льготное исчисление стажа для начисления пенсии по выслуге лет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Белокурихинский» Алтайского края о признании права на льготное исчисление стажа для начисления пенсии по выслуге лет, в связи с прохождением им службы в должности милиционера изолятора временного содержания обвиняемых и подозреваемых, ссылался на то, что с декабря 2007 года и по настоящее время он является действующим сотрудником отделения полиции по Советскому району, место дислокации отделения с.Советское Советского района Алтайского края. Однако подчиненность отдела изменялась в период с 07.05.2009г. по 01.08.2011г. отдел внутренних дел Советского района Алтайского края, с 01.08.2011 по 01.01.2013 МО МВД России «Алтайский» Алтайского района, с 01.01.2013г. МО МВД России «Белокурихинский» Алтайского края, при этом изменялись и наименования должности с милиционера изолятора временного содержания обвиняемых и подозреваемых на полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания обвиняемых и подозреваемых.
Однако изменение подчиненности отдела, а также изменение наименования занимаемых истцом должностей не отразилось на функциональных обязанностях истца, поскольку начиная с 2007 года по день предъявления иска в суд он как осуществлял, так и продолжает осуществлять функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания Советского района в с.Советское.
Вместе с тем, ответчиком не включены в специальный стаж дающий право на назначение пенсии следующие периоды: с 07.05.2009 по 01.08.2011 в должности милиционера изолятора временного содержания (ивс) обвиняемых и подозреваемых Отдела внутренних дел Советского района Алтайского края; с 01.08.2011 по 01.01.2013г. в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (ИВС) обвиняемых и подозреваемых Межмуниципального отдела МВД России «Алтайский» Алтайского края; с 01.01.2013 по 26.03.2021 в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (ИВС) обвиняемых и подозреваемых Межмуниципального отдела МВД России «Белокурихинский» Алтайского края, которые истце просил суд обязать ответчика зачесть в льготном исчислении из расчета 1 месяц к 1,5 месяца службы в периоды его службы.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МО МВД России «Белокурихинский» Алтайского края С.А.А. иск признал частично, пояснил, что ответчиком по делу произведен перерасчет выслуги лет специального стажа дающего право на назначение пенсии, который по уточненному и окончательному расчету на 20 апреля 2021 год составляет 19 лет 07 месяцев 23 дня, при этом, периоды службы с 07.05.2009 по 17.06.2009г. зачтены в соотношении 1 к 1,5 месяца; с 17.06.2009 по 18.06.2009 – 1 к 3 месяцам; с 18.06.2009 по 13.07.2009 – 1 к 1,5 месяца; с 13.07.2009 по 14.07.2009 – 1 к 3 месяцам; с 14.07.2009 по 11.08.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 11.08.2009 по 12.08.2009 – 1 к 3 месяцам; с 12.08.2009 по 09.09.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 09.09.2009 по 10.09.2009 – 1 к 3 месяцам; с 10.09.2009 по 13.10.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 13.10.2009 по 14.10.2009 – 1 к 3 месяцам; с 14.10.2009 по 05.11.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 05.11.2009 по 06.11.2009 – 1 к 3 месяцам; с 06.11.2009 по 03.12.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 03.12.2009 по 04.12.2009 – 1 к 3 месяцам; с 04.12.2009 по 09.12.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 09.12.2009 по 01.08.2011 – 1 к 1,5 месяцам, однако периоды работы с 01.08.2011 по 01.01.2013 и с 01.01.2013 по 01.03.2014 включены в стаж из расчета 1 месяц за 1. Расчет является окончательным и пересмотру не подлежит, поскольку данный расчет уже утвержден руководителем вышестоящей инстанции.
Представитель третьего лица ГУ МВД Алтайского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление, иск не признал, просил отказать в удовлетворении требований поскольку наименование занимаемых ФИО1 в спорные периоды должностей, не соответствовали поименным Перечню.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, свидетелей В.И.Н.. Т.А.В., суд признает требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии со статьями 1 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941 (далее по тексту – Постановление № 941), введенным в действие с 01 февраля 1993 года.
Согласно абз. 45 подп. "г" п. 3 Постановления № 941 в действующей редакции в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Во исполнение данного Постановления Министерство внутренних дел Российской Федерации Приказом от 09 октября 2004 года № 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее по тексту - Перечень).
Согласно материалам дела, начиная с 07 мая 2009 года истец ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел место дислокации с.Советское Советского района Алтайского края, путем перемещения в должности милиционера изолятора временного содержания в подразделении ОВД по Советскому району, с 01.08.2011 по 01.2013 в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела МВД России «Алтайский» Алтайского края; с 01.01.2013 по 01.03.2014 года в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела МВД России «Белокурихинский» Алтайского края.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей В.И.Н., Т.А.В. суду пояснили, что функциональные обязанности ФИО1 оставались неизменными, поскольку он начиная с 2009 года по настоящий момент осуществляет функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых лиц содержащихся в ИВС, на другие должности за истекший период времени ФИО1 не переводился, другие обязанности не выполнял. Изменение наименования должности и не включения должности полицейского группы охраны в Перечень не отразилось на функциональных обязанностях ФИО1
Разрешая спор по существу, суд принимает во внимание произведенный расчет выслуги лет специального стажа дающий право на назначение пенсии, который на 20 апреля 2021 года в льготном исчислении составляет 19 лет 07 месяцев 23дня, при этом, из числа заявленных истцом в иске требований периоды работы с 07.05.2009 по 17.06.2009г. зачтены в соотношении 1 к 1,5 месяца; с 17.06.2009 по 18.06.2009 – 1 к 3 месяцам; с 18.06.2009 по 13.07.2009 – 1 к 1,5 месяца; с 13.07.2009 по 14.07.2009 – 1 к 3 месяцам; с 14.07.2009 по 11.08.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 11.08.2009 по 12.08.2009 – 1 к 3 месяцам; с 12.08.2009 по 09.09.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 09.09.2009 по 10.09.2009 – 1 к 3 месяцам; с 10.09.2009 по 13.10.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 13.10.2009 по 14.10.2009 – 1 к 3 месяцам; с 14.10.2009 по 05.11.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 05.11.2009 по 06.11.2009 – 1 к 3 месяцам; с 06.11.2009 по 03.12.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 03.12.2009 по 04.12.2009 – 1 к 3 месяцам; с 04.12.2009 по 09.12.2009 – 1 к 1,5 месяцам; с 09.12.2009 по 01.08.2011 – 1 к 1,5 месяцам, однако периоды работы с 01.08.2011 по 01.01.2013 и с 01.01.2013 по 01.03.2014 включены в стаж из расчета 1 месяц за 1.
Названый расчет является окончательным, утвержден врио начальника МО МВД России «Белокурихинский» Ш.А.А.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца о зачете в льготном исчислении периода работы с 07.05.2009 по 01.08.2011г. исполнено ответчиком в добровольном порядке, в связи с чем. На день рассмотрения дела судом спор относительно исчисления льготного стажа в указанный период времени урегулирован, требования истца удовлетворены в досудебном порядке, в связи с чем, в данной части требования истца не подлежат удовлетворению.
Однако заслуживает внимания спорный период с 01.08.2011 по 01.01.2013 и с 01.01.2013 по 26.03.2021 служба в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания обвиняемых и подозреваемых.
Указанные периоды работы истца в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях не засчитаны в связи с тем, что наименование должностей истца не входит в Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац 45 п. п. "г" п. 3).
Во исполнение данного постановления Министерство внутренних дел РФ приказом от 09.10.2004 г. N 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение,предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.10. 2004 года № 640 (далее также Перечень), вступившим в силу 14.11.2004 и действовавшим до 07.02.2017 года, должность: полицейский конвоя взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 19) предусмотрена для льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии,при условии непосредственного осуществления в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после 30.04.2011.
Как отмечено выше, истец ФИО1, свидетель В.И.Н. руководитель конвойной службы МО МВД России «Белокурихинский», коллега по службе осуществляющий служебную деятельность в одном с истцом подразделении утверждали, что функции ФИО1 в период с 2011 года по 2021 год включительно оставались не именными, его деятельность направлена именно на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых.
Согласно анализу штатного расписания МО МВД России «Белокурихинский» от 14.12.2011 № 670, от 22.10.2014 № 509, от 23.05.2017 № 309 в межрайонном отделе всегда была предусмотрена группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых состоящая из начальника изолятора, полицейских.
Таким образом, судом установлен и ответчиком не опровергнут факт того, что истец ФИО1 в спорный период непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, поэтому отсутствие указания в штатном расписании на замещение истцом должности, в наименовании которой отсутствует слово взвод, несмотря на то, что взводы существовали, при исполнении истцом тех же должностных обязанностей, не может служить основанием для отказа в льготном исчислении указанных периодов службы истца.
Отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющих ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении (группе) в должностях, предусмотренных подразделом «Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Пунктом 3 Приложения к действовавшему с 04.08. 2006 по 06.02. 2017 к Приказу МВД РФ от 26 июня 2006 года № 490 «О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный Приказом МВД России от 9 октября 2004 года № 640», указанный Перечень был дополнен двумя разделами, в том числе «Отделение (группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС» (строки 177-182). Изложенное не отменяет и не ограничивает право указанных сотрудников органов внутренних дел на включение при назначении пенсий в выслугу лет в льготном исчислении периода, в течение которого они выполняли должностные обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Данным пунктом устранен пробел в правовом регулировании, Перечень должностей дополнен разделом, позволяющим реализовать право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий тем сотрудникам органов внутренних дел, которые проходили службу в названных отделениях (группах), создаваемых в соответствии с пунктом 2 примечания 1 приложения № 1 к приказу МВД России от 20.05.2004 года № 309 в горрайоргане (линейном органе) органа внутренних дел, не имеющего ИВС.
Судом установлено, что МО МВД России «Белокурихинский», МО МВД России «Алтайский» имеют группу охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, которая входит в состав структурного подразделения - изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых.
Согласно должностной инструкции (должностной регламент) полицейский группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД РФ «Белокурихинский» старший сержант полиции ФИО1 обязан быть требовательным и вежливым в обращении с конвоируемыми вести за ними постоянный надзор, пресекать опасные или недозволенные действия подозреваемых и обвиняемых и пр.
На основании Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 N 690 пп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 дополнен абзацем, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001.
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.11.2003 N 684 абзац 45 пп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 был изложен в следующей редакции: "в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации".
Указанные изменения вступили в силу с 26.11.2003.
Таким образом, до 26.11.2003 при отсутствии Перечня должностей и условий, определяемых МВД России, правом на исчисление выслуги лет для назначения пенсий после увольнения со службы в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца обладали лица, проходившие службу в органах внутренних дел в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640 был утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Данным перечнем предусмотрена должность милиционера, милиционера-водителя (с учетом вносимых изменений – полицейского, полицейского-водителя) взвода в составе отдельного батальона, роты или отделения в составе роты, взвода отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Аналогичные должности предусмотрены Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным Приказом МВД России от 20.12.2016 N 868, которым Приказ МВД РФ от 09.10.2004 N 640 признан утратившими силу.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 № 8-П придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также – в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
Таким образом, требования истца по исчислению выслуги лет в соотношении 1 к полутора в спорный период времени, т.е. с 01.08.2011 по 01.01.2013 года в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела МВД России «Алтайский» Алтайского края; с 01.01.2013 по 01.03.2014 года в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела МВД России «Белокурихинский» Алтайского края обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Белокурихинский» зачесть ФИО1 в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет периоды работы:
- с 01.08.2011 по 01.01.2013 года в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела МВД России «Алтайский» Алтайского края;
- с 01.01.2013 по 01.03.2014 года в должности полицейского группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Межмуниципального отдела МВД России «Белокурихинский» Алтайского края,
в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через Белокурихинский городской суд, в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2021 года.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В.Омелько