ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-162/2022 от 24.03.2022 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0014-01-2022-000141-81

№ дела 2 – 162 / 2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2022 г. г. Урай ХМАО - Югры

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе:

председательствующего судьи Орловой Г.К.,

при секретаре Колосовской Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства материалы гражданского дела по иску администрации города Урай к ФИО1 о взыскании выплаченной субсидии,

установил:

Администрация г. Урай обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование требований, что в рамках программы «Развитие малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сельскохозяйственных товаропроизводителей города Урай на 2016-2020», утвержденной постановлением администрации города Урай от 30.09.2015 № 3205, с ответчиком заключены соглашения и предоставлены субсидии в размере 380 240 руб., из них на возмещение части затрат на аренду нежилых помещений в размере 140 000 руб., на возмещение части затрат на приобретение оборудования (основных средств) в размере 240 240 руб. В соответствии с п. 4.3.2 соглашений ответчик обязан по состоянию на 31.12.2020 увеличить оборот на 0,1% и создать дополнительное рабочее место. Дополнительным соглашением от 18.09.2020 обязательства по созданию дополнительного рабочего места исключены, а дополнительными соглашениями от 02.03.2021 срок исполнения обязательства по увеличению оборота отсрочен до 31.12.2022. Однако ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, сделав невозможным исполнение данного обязательства. Уведомления о расторжении соглашений и о возврате субсидии ответчиком проигнорированы. Истец просит суд взыскать с ФИО1 сумму субсидии, выплаченной по соглашению №140/20 от 25.05.2020 в размере 140 000 руб., и сумму субсидии, выплаченной по соглашению №141/20 от 25.05.2020 в размере 240 240 руб.

Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Ответчик ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке части 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) по адресу регистрации: <адрес> (л.д. 67,68, 69), за почтовым извещением не явился, судебная повестка была возвращена в связи с истечением срока хранения. Также ответчик извещался о времени и месте судебного заседания путем направления телефонограммы по номеру сообщенному военным комиссариатом и Урайской городской клинической больницей . Ходатайств об отложении ответчик не заявил, об уважительных причинах неявки суд не известил.

На основании ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Суд, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.

На основании ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.

В силу ст. 4 указанного Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, в т.ч. и индивидуальные предприниматели.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности (ст. 11 Закона).

Постановлением от 30.09.2015 № 3205 была утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сельскохозяйственных товаропроизводителей города Урай на 2016-2020» (л.д. 77-122).

В соответствии с п.1.3, 2.14 Порядка предоставления финансовой поддержки в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (приложение №5 к вышеуказанной муниципальной программе), субсидии предоставляются на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных затрат (части затрат), в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. О предоставлении субсидий между администрацией города и заявителем заключается соглашение о предоставлении субсидии, содержащее обязательство получателя субсидии, об увеличении оборота (для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства), дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии, в том числе дополнительное соглашение о расторжении соглашения о предоставлении субсидии (при необходимости). Разделом 2 Порядка предусмотрены условия и порядок предоставления субсидий.

В судебном заседании установлено, подтверждено выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 21.01.2022, что ответчик ФИО1 с 18.06.2015 состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил деятельность 22.07.2021 (л.д. 55-59).

Из материалов дела следует, что в рамках вышеназванной муниципальной программы 28.04.2020 ФИО1 обратился в администрацию город Урай с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение затрат (части затрат) связанных с приобретением оборудования (основных средств) в размере 300 300 рублей, а 29.04.2020 - с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение затрат (части затрат) связанных с арендой нежилых помещений в размере 280 000 рублей;

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось ответчиком, что 25.05.2020 между администрацией г. Урай и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключены соглашения № 140/20 и 141/20 о предоставлении из бюджета городского округа город Урай субсидии, предусмотренной муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и сельскохозяйственных товаропроизводителей города Урай на 2016-2020», по условиям которых администрация г. Урай предоставляет субсидию из бюджета городского округа город Урай в 2020 в общей сумме 380 240 рублей, из них в целях возмещения затрат (части затрат) Получателя, связанных с арендой нежилого помещения в размере 140 000 рублей (л.д. 16-18), и в целях возмещения затрат (части затрат) Получателя, связанных приобретением оборудования основных средств в размере 300 300 рублей (л.д. 28-30).

Согласно п.3.3 Соглашений предоставление субсидии осуществляется на счет получателя, открытый в Западно-Сибирском отделении №8647 ПАО Сбербанк в срок не более 10 рабочих дней с даты издания постановления администрации города Урай о предоставлении субсидии и не позднее 3 рабочих дней с даты заключения Соглашений.

Указанные в Соглашении суммы перечислены истцом ответчику в полном размере, что подтверждается платежными поручениями от 26.05.2020 на сумму 11 200 рублей; от 26.05.2020 на сумму 128 800 рублей; от 26.05.2020 на сумму 19 219,20 рубля; от 26.05.2020 на сумму 221 020,80 рубля, факт получения денежных средств ответчиком не оспаривался (л.д. 40-43).

Заключив вышеуказанные соглашения, ответчик принял на себя обязательства, в том числе обеспечить достижение показателей результативности в соответствии с приложением 1 к Соглашениям, а именно по состоянию на 31.12.2020: увеличить оборот на 0,1%; создать дополнительное рабочее место.

Обязательство по увеличению оборота установлено также пунктами 1.3, 2.14 Приложения 5 к Программе.

Дополнительными соглашениями №1 от 18.09.2020 обязательства по созданию дополнительного рабочего места были исключены из Соглашений (л.д. 22-24, 34-36).

Дополнительными соглашениями №2 от 02.03.2021 сроки исполнения обязательства по увеличению оборота отсрочены до 31.12.2022 (л.д. 25-27, 37-39).

Пунктом 5.2.3 Соглашений предусмотрено, что субсидия подлежит возврату получателем в городской бюджет в случае несоблюдения Получателем обязательств, принятых в соответствии с Соглашением. Согласно пункту 5.3 Соглашений субсидия подлежит возврату на основании направленного уведомления о расторжении и требования в возврате субсидии (пункт 4.4 Приложения 5 к Программе).

Из материалов дела следует, что требования истца о возврате субсидии, направленные в адрес ответчика 08.11.2021 (л.д. 47-48, 49-50), оставлены последним без исполнения.

Согласно ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1). Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2). При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3).

На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (п. 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (п.п. 3 п. 2). В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1).

В соответствии с пунктом 5.2.3 Соглашений, в случае несоблюдения ответчиком обязательств, принятых в соответствии с Соглашением, выплаченная субсидия подлежит возврату в полном объеме. Данная норма закреплена также пунктом 4.3.3 Приложения 5 к Программе. Согласно пункту 5.3 Соглашений субсидия подлежит возврату на основании направленного уведомления о расторжении и требования в возврате субсидии (пункт 4.4 Приложения 5 к Программе). Пунктами 4.3.5.2 и 5.4 Соглашений установлено, что возврат субсидии ответчик обязан осуществить в течение 10 банковских дней со дня вручения требования о возврате субсидии (пункт 4.7 Приложения 5 к Программе). Пунктом 5.5 Соглашений определено, что в случае неисполнения требования о возврате субсидии добровольно, взыскание производится в судебном порядке (пункт 4.8 Приложения 5 к Программе).

В судебном заседании установлено и следует из выписки из ЕГРИП, что 22.07.2021 ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В заявлении от 02.06.2021 на имя и.о. главы города Урай, просил предоставить ему реквизиты для возврата полученной субсидии в 2020 году по соглашению № 141/20 от 25.05.2020 в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 46), но до настоящего времени свои обязательства не исполнил.

В силу положений статей 23, 24 ГК РФ утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом.

Учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком условий Соглашений в связи с прекращением им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что сделало невозможным исполнение обязательств по увеличению оборота до 31.12.2022, суд находит исковые требования администрации города Урай обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета город Урай в размере 7002 рубля.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования администрации города Урай к ФИО1 о взыскании выплаченной субсидии удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО1 в пользу администрации города Урай денежные средства в размере 380 240 (триста восемьдесят тысяч двести сорок) рублей, из которых сумма субсидии, выплаченной по соглашению №140/20 от 25.05.2020 в размере 140 000 рублей, и сумма субсидии, выплаченной по соглашению №141/20 от 25.05.2020 в размере 240 240 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета города Урай государственную пошлину в размере 7002 рубля.

Ответчик вправе подать в Урайский городской суд ХМАО – Югры заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья Г.К. Орлова