Дело № 2-162/2024
УИД 27RS0009-01-2024-000119-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2024 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего – судьи Фетисовой М.А.,
при секретаре судебного заседания – Артазей Т.В.,
с участием помощника Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Зарайкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к Акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, указывая на то, что прокуратурой выявлены нарушения ответчиком законодательства о естественных монополиях. Просит обязать ответчика направить в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края определённый законодательством перечень документов для согласования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах. В обоснование требований указывает, что АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» признан субъектом естественных монополий и включен в соответствующий реестр на основании приказа от 25.02.2022 № 27/2/12, в связи с чем, у ответчика возникла обязанность по согласованию установленных цен (тарифов) на оказываемые услуги с уполномоченным органом государственной власти - Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в аэропортах, в том числе, регулируется: - Порядком рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных: монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденным приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135- г/1; - Перечнем документов, предоставляемых для рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденным приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1; - Методическими указаниями по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденными приказом ФСТ России от 31.10.2014 № 238-т/2. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Согласно Перечню, государственному регулированию подлежат цены на: - обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; - предоставление аэровокзального комплекса; - обеспечение авиационной безопасности; - обслуживание пассажиров; - обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом. Указывает, что ответчик не предпринимает действенных мер для согласования цен (тарифов, сборов), не направляет в Комитет по ценам и тарифам полный комплект документов, необходимых для их согласования.
В судебном заседании помощник транспортного Комсомольского-на-Амуре прокурора Зарайкина В.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика надлежащим образом уведомлен о дате, времени судебного заседания, при этом в судебное заседание не явился, ходатайствовал об отложении судебного заседания ввиду его занятости в других судебных заседаниях в г. Хабаровске, в связи с необходимостью заблаговременно, с учётом графика его занятости, согласовать с ним дату судебного заседания, предоставить ему время для сбора документов по данному делу.
Разрешая указанное ходатайство представителя ответчика, с учётом мнения представителя истца, суд определил в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку ответчиком является юридическое лицо, имеющее возможность направить в судебное заседание любого иного представителя, в случае занятости данного конкретного. Кроме того, доказательств своей занятости представитель суду не представил. Относительно времени, необходимого для предоставления пакета документов, таковые не представлены ответчиком в период с 25.02.2022 ни в Комитет по ценам и тарифам, ни в прокуратуру с ответом на представление, что подтверждается показаниями помощника прокурора в судебном заседании на вопрос суда.
Письменных возражений по существу заявленных требований, ответчиком не представлено.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица – Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, не явился, направил пояснения по существу требований прокурора. Указывает, что Комитет при осуществлении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в аэропортах, руководствуется, в том числе, нормативными актами, указанными выше. Ответчик впервые обратился в Комитет в мае 2022 года с заявлением об установлении аэропортовых сборов и тарифов на услуги, включенные в Перечень услуг в аэропортах. Комитетом были рассмотрены, в установленном порядке, представленные ответчиком расчетные и обосновывающие материалы, однако они не соответствовали Перечню и Методическим указаниям, в связи с чем, у ответчика запросом от 02.06.2022 истребованы материалы, необходимые для принятия решения об установлении сборов и тарифов на услуги, оказываемые Аэропортом. Ответчик письмом от 30.06.2022 представил дополнительные материалы, которые также не соответствовали Перечню, Методическим указаниям и запросу от 02.06.2022. Комитетом был направлен повторный запрос о представлении дополнительных материалов от 12.07.2022, ответ на который поступил письмом Аэропорта от 06.09.2022, однако они не соответствовали Перечню, Методическим указаниям и ранее направленным Комитетом запросам. Ввиду непредставления Аэропортом материалов, необходимых для проведения экономической экспертизы обоснованности аэропортовых сборов и тарифов, Комитетом 16.09.2022, в соответствии с Порядком, был направлен мотивированный отказ в установлении сборов и тарифов на оказываемые им услуги. В апреле 2023 года Аэропорт повторно обратился в Комитет с заявлением об установлении аэропортовых сборов и тарифов, однако представленные материалы не соответствовали Перечню и Методическим указаниям, Аэропортом не была проделана работа по устранению причин, послуживших основанием для первоначального отказа. В адрес Аэропорта был направлен запрос от 14.04.2023 о представлении дополнительных материалов. В срок, установленный пунктом 32 Порядка, запрошенные материалы Аэропортом не представлены, поэтому 19.05.2023, в соответствии с Порядком, Комитетом было отказано в рассмотрении предложения Аэропорта по существу. Затем 09.11.2023 Аэропорт обратился в Комитет с заявлением об установлении аэропортовых сборов и тарифов. Как следует из указанного заявления, оно направлено во исполнение предписания ФАС России. После проведенного анализа представленных материалов, Комитетом было установлено, что они не соответствуют Перечню и Методическим указаниям, Аэропортом не была проделана работа по устранению причин, послуживших основанием для предыдущих отказов в установлении аэропортовых сборов и тарифов. В адрес Аэропорта был направлен запрос от 21.11.2023 о представлении дополнительных материалов, которые не представлены ответчиком в установленный срок, что 20.12.2023 послужило отказом в рассмотрении предложения Аэропорта по существу.
Кроме того, представитель Комитета указывает, что Комитет на территории Хабаровского края осуществляет полномочия по государственному регулированию цен (тарифов). С учетом пункта 4.3.18 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, также отнесено к полномочиям комитетом. Таким образом, согласование цен (тарифов, сборов) на услуги или их предельный уровень относится к полномочиям Комитета, а не ответчика. Последний, как организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, является заявителем, направляющим в соответствии с Порядком № 135-т/1, мотивированное обоснование необходимости рассмотрения вопроса по установлению тарифов с представлением документов согласно Перечню.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Ответчик АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» является юридическим лицом, ОГРН 1062712003507.
Приказом ФАС России от 25.02.2022 № 147/22 ответчик включен в Реестр под регистрационным номером 27/2/12 в раздел II "Услуги аэропортов".
Отношения, возникающие на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Согласно ст. 3 Федерального закона № 147-ФЗ под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня является одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий (ст. 6 Федерального закона № 147-ФЗ).
Деятельность ответчика связана, в том числе, с обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, с предоставлением аэровокзального комплекса, с обеспечением авиационной безопасности, с обслуживанием пассажиров, с обеспечением заправки воздушных судов авиационным топливом.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, для оказания услуг на базирование воздушных судов, ответчиком заключаются договоры с заказчиками, в том числе, с ООО «шТурМан-2» от 01.01.2023 и от 01.01.2024, с КГУП «Хабаровские авиалинии» от 01.01.2022. При этом применяются сводные прейскуранты, действующие с 01.11.2020 и с 13.02.2022, утвержденные генеральным директором аэропорта.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в том числе, это цены на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, на предоставление аэровокзального комплекса, на обеспечение авиационной безопасности, на обслуживание пассажиров, на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом.
В соответствии с пунктом 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 950 (далее - Положение), органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов участвуют в государственном регулировании деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в аэропортах.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, ответчик не представил в Комитет по ценам и тарифам документы, необходимые для согласования цен и тарифов на оказываемые им услуги.
Ввиду неисполнения ответчиком требований законодательства, прокурором было внесено генеральному директору ответчика представление от об устранении выявленных нарушений от 11.09.2023, однако ответчиком требования прокурора не выполнены.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечений действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
Учитывая, что услугами АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, по предоставлению аэровокзального комплекса, по обеспечению авиационной безопасности, по обслуживанию пассажиров и по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом может пользоваться неопределённый круг лиц, как авиакомпаний, так и пассажиров, то длительное несогласование ответчиком тарифов на оказываемые услуги нарушает права неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» (место нахождения: 681062, Россия, Хабаровский край, Комсомольский район, п. Хурба-2, ИНН 2712007419, КПП 271201001, ОГРН 1062712003507) обязанность, в течение четырёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, согласовать цены (тарифы, сборы) на услуги или их предельный уровень, путем направления в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края перечня документов, определённых в приложении № 4 к приказу ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения)».
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 01 марта 2024 г.
Судья