ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1630/2016 от 28.06.2016 Артемовского городского суда (Приморский край)

дело № 2-1630/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 июня 2016 года г. Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Бузьской Е.В.,

при секретаре Лёгенькой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным и возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к ответчику указав в обоснование, что на основании договора аренды земельного участка от 05.12.2014 года, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.07.2015 года ему на праве аренды принадлежит земельный участок, площадью 1582 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер , с разрешенным видом использования: отдельно стоящие односемейные дома с участками, на котором истцом построен жилой дом площадью 114,4 кв.м., право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке 24.11.2015 года.

В январе 2016 года истец обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату для дальнейшего обслуживания жилого дома в порядке п.п. 6 п.2 ст.39.3 (без проведения торгов). Письмом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27.01.2016 года в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность отказано в связи с его нахождением земельного участка в запретном районе войсковых частей.

С учетом уточненных требований, истец просит суд признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27.01.2016 года об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , площадью 1582 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок предоставить ему в собственность за плату без проведения торгов указанный земельный участок для обслуживания жилого дома.

В судебном заседании истец ФИО1 доводы иска поддержал, требования обосновал отсутствием обременений в кадастровом паспорте земельного участка, а также указал, что границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей на территории Приморского края утверждались постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю», вместе с тем, сведений об отнесении спорного земельного участка с кадастровым номером к запретной зоне войсковых частей отсутствует. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 утратило силу 14 мая 2014 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». По его мнению, постановление Губернатора от 7 декабря 2005 года N 217-пг в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года N 405 является недействующим в части установления запретных районов объектов войсковых частей В настоящий момент понятие запретного района законом не определено, запретная зона не установлена.

Ответчик департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, представитель в суд не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента, а также письменные возражения по заявленным требованиям.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец в январе 2016 года обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 1582 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

В качестве основания для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка ФИО1 предоставил свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание – жилой дом, площадью 114,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый паспорт здания, договор аренды земельного участка от 05.12.2014 года, а также кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером , где содержаться сведения, о том, что весь участок расположен в запретном районе войсковых частей (л.д.22).

Письмом от 27.01.2016 года департамент отказал ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , ссылаясь на его расположение на территории запретных районов войсковых частей, что относится к землям, ограниченным в обороте, предоставление которого в частную собственность законом не предусмотрена (л.д.16).

В силу п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ не предоставляются в частную собственность земельные участки, ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (п.3 ст.27 ЗК РФ).

В соответствии с пп.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.

Согласно пункта 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса РФ В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.

Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» с учетом изменений внесенных в «Перечень объектов войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю, дислоцирующихся на территории Приморского края, которым установлены границы запретных зон и запретных районов» постановлением от 18 апреля 2013 г. N 56-пг.

Указанным постановлением в отношении объектов войсковых частей и установлены запретная зона, запретный район и противопожарная полоса.

Поскольку в силу п.2 указанного Положения запретные зоны и запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, то на основании пп.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ расположенные на территории запретного района земельные участки, относятся к землям, ограниченным в обороте.

Аналогичные по своему смыслу понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утв.Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 года № 405.

Аналогичные по своему смыслу понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2014 года N 405 на Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службу внешней разведки РФ, Федеральную службу безопасности РФ и Федеральную службу охраны Российской Федерации возложена обязанность до 31 декабря 2015 года осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

Соответственно, до осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном названным постановлением, в частности до 31 декабря 2015 года, сохраняются ранее установленные ограничения, в том числе по использованию земельных участков, занятых военными объектами.

Такой подход отвечает принципу земельного законодательства о сочетании интересов общества и законных интересов граждан и не противоречит основам гражданского законодательства, в силу которых допускается ограничение гражданских прав в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).

Таким образом, принятие Правительством РФ Постановления от 5 мая 2014 года N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» и признание утратившим силу Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» не является основанием для признания недействующим постановления Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года N 217-пг в оспариваемой части.

Соответственно, до осуществления мероприятий по установлению границ запретных зон и иных зон военных объектов в порядке, предусмотренном названным Постановлением, сохраняются ранее установленные ограничения, в том числе по использованию земельных участков, занятых военными объектами.

Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений норм материального права земли обороны и безопасности, в том числе земельные участки в границах запретных зон и районов, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, поскольку такая возможность федеральным законом не предусмотрена.

В этой связи, поскольку нахождение спорного земельного участка с кадастровым номером в запретном районе войсковых частей подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, что исключает возможность его отчуждения, суд приходит к выводу о соответствии закону отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 27.01.2016 года в предоставлении ФИО1 в собственность испрашиваемого земельного участка, и отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.

Судья Е.В.Бузьская

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2016 года.

Судья Е.В.Бузьская