ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1630/2021 от 26.04.2021 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 2-1630/2021

УИД 22RS0068-01-2020-000372-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2021 г. г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сергеевой И.В.,

при секретаре Жильниковой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кухленко ФИО9 к комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула о признании решения незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным и возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что 15 октября 2020 года комитет по земельным ресурсам и землеустройству комитета г.Барнаула принял решение о снятии с учета и исключении из перечня граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, ФИО1 в связи с утратой права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, поскольку за ФИО1 15 апреля 2011 года было зарегистрировано право собственности бесплатно на земельный участок по адресу: ...., который ранее был ему предоставлен на праве бессрочного пользования.

Решение о снятии учета оформлено выпиской из протокола комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от 15 октября 2020 года №345.

Таким образом, комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула снял с учета истца в связи с нарушением принципа однократности предоставления земельных участков на бесплатной основе, предусмотренного пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации.

Считает, что указанное основание для снятия с учета является незаконным, нарушающим право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренной пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Алтайского края от 09 ноября 2015 года №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

Как следует из постановления администрации города Барнаула от 21 марта 2000 года «О предоставлении земельного участка на праве бессрочного пользования Кухленко ФИО10 для строительства жилого дома по проезду ФИО3, 24», Свидетельства о государственной регистрации права бессрочного пользования на указанный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельства о государственной регистрации права собственности на этот же участок от 15 апреля 2011 года, земельный участок по уд. ФИО3, 24 в г.Барнауле был предоставлен истцу на праве бессрочного пользования в 2000 году, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в который Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ включен принцип однократности предоставления земельных участков на бесплатной основе, и до даты постановки на учет его и его семьи в качестве желающих приобрести земельные участки как многодетная семья.

Семья постановлена на учет как многодетная 22 марта 2012 года, что подтверждается выпиской из протокола комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от 22 марта 2012 года №17.

В соответствии со свидетельствами о рождении детей ФИО2, дочь ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО6 родился ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, право бессрочного пользования на указанный земельный участок у ФИО1 возникло до того, как ФИО1 стал многодетным отцом.

Право собственности на указанный участок ФИО1 зарегистрировал 15 апреля 2011 года, реализуя обязанность, установленную пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по переоформлению земельных участков, находящихся на праве бессрочного пользования, в собственность.

Поскольку ФИО1 получил указанный земельный участок в собственность до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то принцип однократности предоставления земельного участка на бесплатной основе, установленный данным кодексом в 2014 году, не может быть применен к данным правоотношениям.

С учетом изложенного, ФИО1 просит признать решение комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула о снятии и исключении из перечня граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, ФИО1, оформленное выпиской из протокола комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 15 октября 2020 года №345, и обязать комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула восстановить ФИО1 на учете и в перечне граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, с даты первоначальной постановки на учет с 22 марта 2012 года.

В судебном заседании представитель истца ФИО7 поддержала требования по доводам, изложенным в иске.

Истец ФИО1, представитель ответчика комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представителем ответчика в материалы дела представлен отзыв, согласно которому просит в иске отказать, поскольку действующим законодательством установлена возможность предоставления и оформления земельного участка в собственность бесплатно только один раз. Истцу постановлением администрации г.Барнаула от 26 января 2000 года был предоставлен земельный участок на праве бессрочного пользования для строительства жилого дома, право собственности истцом зарегистрировано, соответственно, истцом право на предоставление земельного участка реализовано. В предварительном судебном заседании представитель ответчика пояснила, что требования заявлены об оспаривании решения Комитета, дело необходимо рассматривать в порядке КАС РФ.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке с учетом надлежащего извещения ответчика, истца и участием в деле его представителя, отсутствия ходатайств об отложении рассмотрения дела.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ споры о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, исполнение которых повлекло возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. По настоящему делу оспариваемое решение комитета повлекло прекращение права истца на получение конкретной меры социальной поддержки, предоставляемой государством гражданам, имеющим трех и более детей. В связи с этим, данный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а не в соответствии с КАС РФ. Довод представителя ответчика о необходимости применения норм Кодекса административного судопроизводства является несостоятельным.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года №21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и "Протоколов к ней" указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

В силу п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся, в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно п.1 ст.39.19 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Субъект Российской Федерации, предусматривая указанное выше право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

В соответствий с п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Алтайском крае действует Закон Алтайского края от 09 ноября 2015 года №98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", который устанавливает категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, порядок снятия граждан с данного учета и т.д.

Согласно ч.3 ст.3 Закона №98-ЗС в редакции, действовавшей на момент снятия истца с учета, право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Этим же законом закреплены основания снятия граждан с учета:

1) предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом;

2) подачи гражданином заявления о снятии с учета;

3) утраты гражданином оснований для получения в соответствии с настоящим Законом земельного участка;

4) выявления в представленных в орган, осуществляющий принятие на учет, документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет (ст. 5 Закона в редакции, действовавшей на момент снятия истца с учета).

В соответствии с п.1.3 постановления администрации города Барнаула от 03 февраля 2017 года №196 "О ведении учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства", установлено, что органом местного самоуправления города Барнаула, осуществляющим учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, является комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.

Судом установлено, что 22 марта 2012 года №17 ФИО1 поставлен на учет и включен в перечень граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, что подтверждено выпиской из протокола.

15 октября 2020 года в связи с утратой права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, согласно п.1 ст.39.19 ЗК РФ, в соответствии с Законом Алтайского края принято решение о снятии с учета и исключении из перечня ФИО1, в связи с тем, что постановлением администрации г.Барнаула от 26 января 2000 года №105 истцу уже был предоставлен земельный участок по адресу: ...., на праве бессрочного пользования для строительства жилого дома, право собственности на земельный участок зарегистрировано истцом 15 апреля 2011 года.

Вместе с тем, за период с 2012 года по 2020 год ФИО1 и члены его семьи земельным участком обеспечены не были, что не отрицается сторонами. Объективных свидетельств того, что земельные участки, необходимые для предоставления, отсутствовали и их формирование и предоставление было невозможно, ответчик не представил. Отсутствие в указанный период результатов исполнения ответчиком взятых на себя обязательств свидетельствует о допущенном ответчиком бездействии по выделению земельного участка, который мог быть предоставлен ФИО1 в период нахождения его в соответствующем реестре.

Как следует из протокола заедания комиссии по учету граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, основанием для снятия истца с учета явилась утрата права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка согласно п. 1 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, пункт 1 ст. 39.19 ЗК РФ не содержит каких-либо оснований утраты права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка. Названный пункт закрепляет принцип однократности предоставления бесплатно земельного участка.

Ссылка представителя ответчика, как в письменных возражениях, так и в пояснениях, данных суду, на то, что ФИО1 ранее уже реализовал свое право на получение земельного участка в собственность бесплатно, и в соответственно, как указано в п.1 ст.39.19 ЗК РФ, не имеет право получить земельный участок бесплатно как гражданин, имеющий трех и более детей, желающий приобрести бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, основан на неверном толковании и применении норм действующего законодательства.

Положение данной статьи, предусматривающей однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, распространяется на случаи однократного его предоставления многодетным семьям, а также иным лицам, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Однако, как следует из выписки из ЕГРН и свидетельства о государственной регистрации права, в собственности у ФИО1 находится земельный участок, расположенный по адресу: ...., право собственности на который зарегистрировано на основании постановления администрации г.Барнаула №105 от 26 января 2000 года о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.

Таким образом, предоставление указанного земельного участка имело иную правовую природу, не связанную с его предоставлением гражданам, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки.

Кроме того статья 39.19 ЗК РФ, закрепляющая принцип однократности бесплатного предоставления земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, введена в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступила в силу с 24 июня 2014 года.

Поскольку обратной силы положения названной нормы права не имеют, то они применению к спорным правоотношениям, возникшим ранее июня 2014 года, не подлежат.

На момент включения семьи ФИО1 в реестр многодетных семей, желающих приобрести бесплатно земельный участок на территории Алтайского края (22 марта 2012 года) право граждан, имеющих трех и более детей, на получение в собственность бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков было регламентировано абзацем 2 части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным в действие с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 14. июня 2011 года № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации».

Как следует из положений названной нормы права, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

На момент постановки ФИО1 на учет в Алтайском крае действовал Закон Алтайского края от 16 декабря 2002 года №88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

Положениями данного закона было предусмотрено право многодетной семьи на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов независимо от реализации ранее членами этой семьи права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно по иным предусмотренным названным законом Алтайского края основаниям.

Такое основание для исключения многодетной семьи из реестра многодетных семей как реализация ранее членами многодетной семьи права на получение земельного участка в собственность по иному, не предусмотренному пунктом 3 статьи 3 настоящего закона, основанию, не было предусмотрено положениями названного закона Алтайского края от №88-ЗС

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Право собственности истца на указанный участок зарегистрировано 15 апреля 2011 года в целях реализации обязанности, предусмотренной законом.

Права истца на указанный земельный участок, предоставленный ему для ведения личного подсобного хозяйства, возникли до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

После введения в действие статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой появился принцип однократности предоставления бесплатно земельного участка в собственность, истец на основании решения органа местного самоуправления бесплатно в собственность земельный участок не приобретал.

С момента постановки на учет ФИО1 до снятия его с учета никаких изменений относительно обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для снятия истца с учета, предусмотренным Законом № 98-ЗС, не произошли. В связи с чем необоснованным является суждение о том, что основания для предоставления земельного участка истцу отпали, а право истца утрачено.

Перечисленные выше основания, предусмотренные ст. 5 Закона Алтайского края №98-ЗС, в редакции, действовавшей на момент исключения истца из перечня, в отношении него отсутствовали.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о необоснованности вынесенного решения комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, оформленное протоколом заседания комиссии по учету граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, от 15 октября 2020 года, о снятии ФИО1 с учета и исключении из перечня граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки.

Таким образом, требование о признании незаконным решения комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от 15 октября 2020 года подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд возлагает на комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула обязанность восстановить ФИО1 на учете и в перечне граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, с момента принятия решения об его исключении, а не с даты постановки на учет, поскольку права истца до его исключения из перечня не были нарушены. Восстановление прав истца с даты постановки на учет повлечет возврат истца в прежнюю очередь.

На основании изложенного, требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Кухленко ФИО11 к комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула удовлетворить в части.

Признать незаконным решение комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, оформленное протоколом заседания комиссии по учету граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, от 15 октября 2020 года, о снятии Кухленко ФИО12 с учета и исключении из перечня граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки.

Возложить на комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула обязанность восстановить Кухленко ФИО13 на учете и в перечне граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки, с момента принятия решения об его исключении.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Сергеева

Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2021 года.