47RS0007-01-2021-003693-67
Дело № 2-292/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2022 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,
при секретаре Турицыной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей ответчика МИФНС России № 3 по Ленинградской области ФИО2, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, являющейся также представителем Управления ФНС по на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
гражданское дело по иску ФИО4 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области о нарушении трудовых прав,
У С Т А Н О В И Л:
20 декабря 2021 года истец ФИО4 обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области (далее также - МИФНС России № 3 по Ленинградской области, инспекция) о взыскании
компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением в размере 99 948 руб. 28 коп.,
неполученной суммы отпускных с декабря 2020 года по июль 2021 года в размере 27 896 руб. 17 коп.,
неполученной суммы за неиспользованный отпуск за период работы с 19 февраля 2020 года по 17 сентября 2021 года в размере 8 672 руб. 98 коп.,
компенсации за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в размере 6 804 руб. 84 коп.,
неустойки за несвоевременное начисление денежных средств с даты обращения в суд по дату фактического исполнения обязательств исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ,
компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований истец ФИО4 сослалась на то, что с 19 февраля 2018 года по 17 сентября 2021 года замещала должности государственной гражданской службы в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области, с 02 октября 2020 года замещала должность старшего государственного налогового отдела камеральных проверок № 1 на основании служебного контракта от 02 октября 2020 года № 014.
Приказом ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 13 сентября 2021 года № 04-05-01/032 служебный контракт с ФИО4 был расторгнут, была уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 17 сентября 2021 года.
При увольнении ФИО4 выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 80 507 руб. 32 коп. и компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 10,17 дней в сумме 6 610 руб. 70 коп.
Полагает, что при исчислении ее месячного денежного содержания и расчете компенсации инспекцией не были учтены полученные ею ежеквартальные премии, средства материального стимулирования за достижения территориальными органами ФНС показателей эффективности их деятельности за 2, 3, 4 кварталы 2020 года и 1 квартал 2021 года, и единовременные поощрения материального стимулирования в период за 12 календарных месяцев, предшествующих увольнению.
Указывает, что премии и единовременные поощрения носили систематический характер, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально и ежемесячно производили начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера, размер которых зависел от показателей эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных служащих, личного вклада в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы.
Отмечает, что для начисления компенсации в связи с сокращением в расчетный период с сентября 2020 года по июль 2021 года не были включены следующие выплаты: премии, средства материального стимулирования за достижения территориальными органами ФНС показателей эффективности их деятельности за 2, 3, 4 кварталы 2020 года и 1 квартал 2021 года: в сентябре 2020 года в сумме 32 986 руб. 29 коп., в декабре 2020 года в сумме 25 158 руб. 50 коп., в апреле 2021 года – 33 500 руб., в июле 2021 года – 44 200 руб., а всего в сумме 135 844 руб. 79 коп.; а также единовременные поощрения материального стимулирования: в сентябре 2020 года в сумме 47 000 руб., в ноябре 2020 года – 32 000 руб., в мае 2021 года – 30 000 руб., в июне 2021 года – 35 000 руб., в августе 2021 года – 20 000 руб., а всего в сумме 164 000 руб. Общая сумма неучтенных средств составила 299 844 руб. 79 коп.
ФИО4 полагает, что средства, выплачиваемые в качестве премий и средств материального стимулирования, должны учитываться при исчислении ежемесячного денежного содержания из расчета 1/12 по каждой выплаченной сумме, то есть оказались неучтенными средства в сумме 24 987 руб. 07 коп. в месяц (299 844 руб. 79 коп. : 12 мес.). С учетом этих выплат размер ее месячного денежного содержания на дату увольнения должен был составлять 45 113 руб. 90 коп. (20 126 руб. 83 коп. + 24 987 руб. 07 коп.) вместо численных 20 126 руб. 73 коп., а компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания должна составлять 180 455 руб. 60 коп. (45 113 руб. 90 коп. х 4 мес.), вместо 80 507 руб. 32 коп. (20 126 руб. 73 коп. х 4 мес.), то есть недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составила 99 948 руб. 28 коп. (180 455 руб. 60 коп. – 80 507 руб. 32 коп.).
Также не согласна с размером выплат, производимых инспекцией при расчетах денежного содержания на период ее нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период с декабря 2020 года по июль 2021 года и за неиспользованный отпуск в сентябре 2021 года.
За неиспользованный отпуск в сентябре 2021 года в количестве 10,17 календарных дней за период работы с 19 февраля 2020 года по 17 сентября 2021 года не учтены в расчете денежного содержания средства материального стимулирования в сумме 299 844 руб. 79 коп., что привело к недоплате денежного содержания за неиспользованный отпуск за 10,17 календарных дней в сумме 8 672 руб. 98 коп. (299 844 руб. 79 коп. : 12 мес. : 29,3 х 10,17 дней).
В апреле 2021 года за период отпусков с 16 апреля 2021 года по 25 апреля 2021 года, с 25 апреля 2021 года по 30 апреля 2021 года не учтены в расчете денежного содержания средства материального стимулирования в сумме 290 763 руб. 80 коп. (в апреле 2020 года в сумме 61 149 руб. 75 коп., в мае 2020 года в сумме 17 000 руб., в июне 2020 года – 17 000 руб., в июле 2020 года – 42 469 руб. 26 коп., в августе - 16 000 руб., в сентябре 2020 года – 79 986 руб. 29 коп., в ноябре 2020 года – 32 000 руб., в декабре 2020 года – 25 158 руб. 50 коп.), что привело к недоплате денежного содержания за период нахождения в отпуске за 10 календарных дней в сумме 8 269 руб. 73 коп. (290 763 руб. 80 коп. : 12 мес. : 29,3 х 10 дней) и за 5 календарных дней в сумме 4 134 руб. 86 коп. (290 763 руб. 80 коп. : 12 мес. : 29,3 х 5 дней).
В мае 2021 года за период отпуска с 04 мая 2021 года по 06 мая 2021 года не были включены в расчет суммы материального стимулирования за период с мая 2020 года по апрель 2021 года в общей сумме 263 114 руб. 05 коп. (в мае 2020 года в сумме 17 000 руб., в июне 2020 года – 17 000 руб., в июле 2020 года – 42 469 руб. 26 коп., в августе - 16 000 руб., в сентябре 2020 года – 79 986 руб. 29 коп., в ноябре 2020 года – 32 000 руб., в декабре 2020 года – 25 158 руб. 50 коп., в апреле 2021 года – 33 500 руб.), что привело к недоплате денежного содержания за период нахождения в отпуске за 3 календарных дня в сумме 2 245 руб. (263 114 руб. 05 коп. : 12 мес. : 29,3 х 3 дня).
В июле 2021 года за период отпуска с 05 июля 2021 года по 16 июля 2021 года не были включены в расчет суммы материального стимулирования за период с мая 2020 года по апрель 2021 года в общей сумме 294 114 руб. 05 коп. (в июле 2020 года – 42 469 руб. 26 коп., в августе - 16 000 руб., в сентябре 2020 года – 79 986 руб. 29 коп., в ноябре 2020 года – 32 000 руб., в декабре 2020 года – 25 158 руб. 50 коп., в апреле 2021 года – 33 500 руб., в мае 2021 года – 30 000 руб., в июне 2021 года – 35 000 руб.), что привело к недоплате денежного содержания за период нахождения в отпуске за 12 календарных дней в сумме 10 038 руб. 02 коп. (294 114 руб. 05 коп. : 12 мес. : 29,3 х 12 дней).
В декабре 2020 года за период отпуска со 02 декабря 2020 года по 04 декабря 2020 года не были включены в расчет суммы материального стимулирования за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года в общей сумме 376 042 руб. 89 коп. (в декабре 2019 года – 33 437 руб. 59 коп., в декабре 2019 года – 37 000 руб., в марте 2020 года – 40 000 руб., в апреле 2020 года – 36 149 руб. 75 коп., в апреле 2020 года – 25 000 руб., в мае 2020 года – 17 000 руб., в июне 2020 года – 17 000 руб., в июле 2020 года – 42 469 руб. 26 коп., в августе - 16 000 руб., в сентябре 2020 года – 32 986 руб. 29 коп., в сентябре 2020 года – 47 000 руб., в ноябре 2020 года – 32 000 руб., в декабре 2020 года – 25 158 руб. 50 коп., в апреле 2021 года – 33 500 руб.), что привело к недоплате денежного содержания за период нахождения в отпуске за 3 календарных дня в сумме 3 208 руб. 56 коп. (376 042 руб. 89 коп. : 12 мес. : 29,3 х 3 дня).
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области с 20 сентября 2021 года была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области.
Указывает, что 21 октября 2021 года обратилась в Межрайонную ИФНС России № 3 по Ленинградской области с заявлением о перерасчете размера денежного содержания и выплаченных ей при увольнении денежных сумм в размере 99 948 руб. 28 коп., а также недоплаченных сумм за использованные отпуска с декабря 2020 года по июнь 2021 года в сумме 27 896 руб. 17 коп., за неиспользованный отпуск в сумме 8 672 руб. 98 коп., в удовлетворении которого ей письмом от 25 ноября 2021 года было отказано.
Со ссылкой на положения ст.ст. 236, 237 ТК РФ, ст.ст. 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п. 2, 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, п.п. 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в письме от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2021 года № 14-0/10/В5300 «О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих», просит защиты нарушенного права и удовлетворения исковых требований (том 1 л.д. 7-12; 13-18; 189-192).
В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные исковые требования поддерживает (том 1 л.д. 185, 192 оборот).
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области представил возражения на иск, согласно которым ФИО4 состояла на государственной гражданской службе в ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области с 19 февраля 2018 года по 17 сентября 2021 года.
В соответствии с Приказом ФНС России от 21 мая 2021 года № «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области», 20 сентября 2021 года Инспекция ФНС России по г. Сосновый Бор реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области.
Приказом ИФНС России по г. Сосновый Бор от 13 сентября 2021 № с ФИО4 расторгнут служебный контракт, истец уволена с государственной службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении ФИО4 была выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 80 507 руб. 32 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 10.17 дней в сумме 6 610 руб. 70 коп.
С доводами ФИО4 на неверное исчисление компенсации в связи с сокращением, компенсации за неиспользованный отпуск, а также выплат за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с декабря 2020 года по июль 2021 года, не согласны, поскольку расчет с ней произведен в полном объёме и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Правилами исчисления, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 № 562.
Отмечает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, что установлено пунктом 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н.
Во исполнение приказов ФНС России, приказами УФНС России по Ленинградской области от 23 сентября 2020 года № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих инспекций ФНС России по Ленинградской области» утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих инспекций ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.
Приказами ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от № произведены выплаты средств материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим, в том числе ФИО4, соответственно за 2 квартал 2020 года, 3 квартал 2020 года, 4 квартал 2020 года, 1 квартал 2020 года.
Приказами ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда» произведены выплаты материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим, в том числе ФИО4, за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, то есть выплаты материального стимулирования произведены ФИО4 сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.
Единовременные поощрения и премии за особо важные и сложные задания ФИО4 в 2020 г. и в 2021 г. не выплачивались.
Отмечает, что в силу положений ст.ст. 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», средства материального стимулирования представляют собой объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органами сверх установленного фонда оплаты труда и не являются гарантированной выплатой в структуре оплаты труда гражданского служащего.
Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование не входит в денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, не относится ни к премиям, ни к материальной помощи, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда.
Также отмечает, что выплаты, входящие в состав денежного содержания гражданского служащего установлены в процентном соотношении к должностному окладу.
Размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада, выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего, носит стимулирующий характер.
Поскольку средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания ФИО4, то они не могут учитываться при расчете компенсации денежного содержания при увольнении в связи с сокращением, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при выплатах за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Отмечает, что приказом ФНС России от 08 мая 2014 года № ММВ-8-1/21дсп@ в ФНС создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, основной задачей которой является оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление предложений о размерах материального стимулирования гражданских служащих.
Указывает, что ФНС России утверждена методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС. Пунктом 5.1 указанной методики предусмотрено, что оценка эффективности деятельности налоговых органов производится за расчетный период, есть по кварталам.
А Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России определен механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Названным механизмом материальное стимулирование федеральных гражданских служащих осуществляется сверх установленного фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС, и не входит в состав денежного содержания федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС.
Отмечает, что материальное стимулирование фактически относится к другим выплатам, осуществляемым сверх установленного фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входящих в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Считает необоснованными доводы истца о применении к возникшим правоотношениям письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, поскольку перечисленные в письме разъяснения относятся к бюджетным ассигнованиям федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 № 238-7 на 2014 год, спорные же правоотношения относятся к периоду 2020-2021 годов.
Полагает, что исковые требования ФИО4 о взыскании с налогового органа неполученной суммы компенсации денежного содержания при увольнении в связи с сокращением, компенсации за неиспользованный отпуск, выплат за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за задержку выплат, неустойки за несвоевременное перечисление денежных средств и компенсации морального вреда необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Также обращает внимание на пропуск истцом годичного срока на обращение в суд в части взыскания денежного содержания с учетом средств материального стимулирования, не начисленного и невыплаченного с 16 декабря 2020 года.
Отмечает, что требования о взыскании компенсации морального вреда истцом не обоснованы (том 1 л.д. 126-128, 194-196, 208 оборот- 209).
В судебном заседании представители ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области ФИО2 и ФИО3, являющаяся также представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнили, что согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, утвержденному комиссией по оценке деятельности территориальных органов ФНС, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Полагали, что основания для возложения на работодателя ответственности, предусмотренной правилами ст. 236 ТК РФ, отсутствуют, поскольку нарушений со стороны работодателя установленного срока оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся ФИО4, не имелось. Между истцом и ответчиком имеет место быть индивидуальный спор в отношении правомерности исключения из расчета заработной платы мер материального стимулирования и правовой природы данных выплат.
Изучив доводы истца, выслушав объяснения представителей ответчика, определив в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 19 февраля 2018 г. ФИО4 проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области в различных должностях. Последняя занимаемая ФИО4 должность – старший государственный налоговой инспектор отдела камеральных проверок № 1 ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области (том 1 л.д. 19-23, 24, 26-31).
Из пункта 9 служебного контракта № 014 от 02 октября 2020 года, заключенного с истцом, следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций инспекции, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (том 1 л.д. 21).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным служащим ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области», утвержденного приказом ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 01 августа 2019 года № выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции за фактически отработанное время (том 1 л.д. 116-118).
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 22 июня 2021 года № «Об установлении предельной численности инспекции ФНС России межрайонного уровня Ленинградской области» и от 06 июля 2021 года № «О структуре Инспекции ФНС России по районам, городу, межрайонного уровня Ленинградской области», Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сосновый Бор Ленинградской области реорганизована с 20 сентября 2021 года путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области.
Приказом ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ДД.ММ.ГГГГ.
При увольнении ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области ФИО4 выплачена компенсация в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 80 507 руб. 32 коп. и компенсация за неиспользованные отпуска за период работы с 19 февраля 2020 года по 17 сентября 2021 года в количестве 10,17 календарных дней в сумме 6 610 руб. 70 коп. (том 1 л.д. 25, 38).
21 октября 2021 года ФИО4, полагая, что ей не в полном объеме выплачены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, а также при выплате денежного содержания за период пребывания в очередном отпуске в апреле 2021 года, в мае 2021 года, в июне 2021 года и за неиспользованный отпуск в сентябре 2021 года, поскольку в расчет размера денежного содержания не были включены выплаченные с 2020 года по 2021 годы премии, средства материального и дополнительного стимулирования, обратилась в Межрайонную ИФНС № 3 по Ленинградской области с заявлением о перерасчете и выплате недоплаченной суммы компенсации в связи с сокращением и недоплаченных сумм за использованные отпуска с декабря 2020 года по август 2021 года (том 1 л.д. 54-60, 61).
25 ноября 2021 года Межрайонная ИФНС России № 3 по Ленинградской области, рассмотрев обращение ФИО4, направило в ее адрес ответ, согласно которому при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку они не включены в пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.
Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, которым определено, что месячное денежное содержание в указанном случае исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими гражданскую тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданский служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.
При исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренном случае учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ (том 1 л.д. 62-64).
Необходимо отметить, что к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО4 требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационной выплаты в связи с сокращением, отпускных и компенсационной выплаты за неиспользованный отпуск в связи с сокращением относится определение правовой природы произведенных ей территориальным органом ФНС /ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области/ выплат в виде материального стимулирования.
С целью установления правовой природы и размера, выплаченных истцу спорных стимулирующих дополнительных выплат ответчиком по запросу суда в материалы дела представлены: приказы о выплате истцу спорного дополнительного материального стимулирования, премий за спорный период времени, Положение, регулирующие условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным служащим ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области, а также приказы о предоставлении отпуска работнику.
Так, приказом Управления ФНС России по Ленинградской области от 05 июля 2019 года № 01-04-02/032дсп, утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование государственных гражданских служащих инспекций ФНС России по Ленинградской области сверх установленного фонда оплаты труда (материальное стимулирование) за 1 квартал 2019 года (том 1 л.д. 171).
Приказами Управления ФНС России по Ленинградской области от 26 сентября 2019 года № утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование государственных гражданских служащих инспекций ФНС России по Ленинградской области сверх установленного фонда оплаты труда (материальное стимулирование) за 2 квартал 2019 года, за 3 квартал 2019 года, за 4 квартал 2019 года, за 1 квартал 2020 года, за 2 квартал 2020 года, за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года, за 1 квартал 2021 года, соответственно (том 1 л.д. 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178,).
Все вышеуказанные приказы Управления ФНС России по Ленинградской области были вынесены в соответствии с приказами ФНС России о материальном стимулировании за соответствующий квартал текущего года и на основании протокола заседании Комиссии УФНС России по Ленинградской области по оценке эффективности деятельности структурных подразделений УФНС России по Ленинградской области.
В свою очередь, ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области были вынесены приказы от № на основании которых ФИО4 были выплачены средства материального стимулирования за 2 квартал 2020 года в размере 32 986 руб. 29 коп. (том 1 л.д. 105), за 3 квартал 2020 года в размере 25 158 руб. 50 коп. (том 1 л.д. 106), за 4 квартал 2020 года в размере 33 500 руб. (том 1 л.д. 107), за 1 квартал 2021 года в размере 44 200 руб. (том 1 л.д. 108), соответственно.
Также на основании приказов ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области о материальном стимулировании государственных гражданских служащих сверх установленных фонда оплаты труда от № ФИО4 выплачены суммы единовременного поощрения в размере 17 000 руб. (том 1 л.д. 109), 30 000 руб. (том 1 л.д. 110), 12 000 руб. (том 1 л.д. 111), 20 000 руб. (том 1 л.д. 112), 30 000 руб. (том 1 л.д. 113), 35 000 руб. (том 1 л.д. 114), 20 000 руб. (том 1 л.д. 115), соответственно.
Указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Разрешая заявленные требования, следует учитывать, что правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в ред. действующей в спорный период) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в ред. действующей в спорный период) предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее-Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 г. – 2012 г. и в 2013 г. В силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 – 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете. Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 – 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
При этом следует учесть разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Вместе с тем, право перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, федеральный законодатель закрепил за представителем нанимателя, которым в силу пункта 2 статьи 1 поименованного выше закона является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 51).
Исходя из положений Федерального закона от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, нанимателем для истца ФИО4 являлась ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области, территориальный орган, относящийся к Управлению ФНС по Ленинградской области, подчиняющийся центральному аппарату ФНС, составляющие с ФНС России единую централизованную систему налоговых органов (абз. 2 п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе).
Так, в декабре 2017 года ФНС России, в рамках полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, в целях организации процесса исполнения федерального бюджета на 2018 год и на плановые период 2019 и 2020 годов довела до сведения Управлений ФНС России по субъектам РФ и межрегиональных инспекций ФНС России расчетные показатели фонда оплаты труда и методику расчета фонда оплаты труда (том 2 л.д. 58-59, 60, 61), согласно которым расчет фонда оплаты труда происходит без учета материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих.
Аналогичные расчетные показатели фонда оплаты труда и методика расчета фонда оплаты труда на 2020 год и плановые периоды 2021 и 2022 годов были доведены главным распорядителем средств федерального бюджета до сведений Управлений ФНС России по субъектам РФ и межрегиональных инспекций ФНС России ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 54-55, 56, 57).
В целях проведения работ по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России приказом ФНС России от № создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, утверждено положение о Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и ее состав.
Этим же приказом руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональным инспекциям ФНС России приказано создать и утвердить персональный состав Комиссий по оценке эффективности деятельности нижестоящих налоговых органов и структурных подразделений управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (том 2 л.д. 27).
Согласно Положению о Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, Комиссия является постоянно действующим совещательным органом ФНС России, ее основными задачами являются: оценка эффективности деятельности и формирование сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности межрегиональных инспекций ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
Пунктом 2.2 Положения о Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России определены ее основные функции.
Так, Комиссия организует и контролирует, обрабатывает данные для оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России по субъектам Российской Федерации, проводит анализ полученной информации, готовит и представляет на утверждение руководителю ФНС результаты оценки эффективности деятельности межрегиональных инспекций ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации; готовит и представляет руководителю ФНС предложения по размерам бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих межрегиональных инспекций ФНС России, управлений по субъектам Российской Федерации и их руководителей, предусмотренное сверх установленных фондов оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, определенное Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в пределах бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 3.7 Положения о Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, заседания Комиссии оформляются протоколами. Протоколы заседания Комиссии представляются на утверждение руководителю ФНС (том 2 л.д. 28-29).
Так на заседании Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ был определен механизм проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС за IV квартал 2018 года, территориальным органам ФНС России указано на осуществление оценки эффективности деятельности подведомственных налоговых органов в соответствии с принятым механизмом (вопрос 1).
Также, в соответствии с Положением о Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, Комиссия решила произвести распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, за IV квартал 2018 года на основе результатов оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за IV квартал 2018 года (вопрос 11).
Выписка из протокола заседания Комиссии №дсп от ДД.ММ.ГГГГ вместе с Механизмом проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за IV квартал 2018 года направлены в адрес Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям (том 2 л.д. 62, 63-64. 65—66, 67, 68-69).
Согласно плану деятельности ФНС России на 2020 год, утвержденному Минфином России ДД.ММ.ГГГГ, проведение заседаний Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, проводится в течение года в форме реализации -протоколы заседания Комиссии ФНС России.
Так, вышеуказанной Комиссией ФНС России ежеквартально проводились заседания, оформленные протоколами, согласно которым определялся механизм оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России поквартально, в соответствии с которым происходило дальнейшее распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России на основе результатов оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за каждый квартал прошедший квартал (протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определен механизм проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за I квартал 2019 года (том 2 л.д. 70, 71-73, 74-, 75-76); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп – за II квартал 2019 года (том 2 л.д. 77, 78-79, 80-82, 83, 84-85); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ дсп – за III квартал 2019 года (том 2 л.д. 86, 87-88, 89-90, 91, 92-93); протоколом от 20 марта года № дсп – за IV квартал 2019 года (том 2 л.д. 94, 95-96, 97-98, 99, 100-101); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№дсп – за I квартал 2020 года (том 2 л.д. 102. 103-104, 105-106, 107, 108-109); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№дсп – за II квартал 2020 года (том 2 л.д. 110, 111-112, 113-114, 115, 116-117); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№дсп – за III квартал 2020 года (том 2 л.д. 118, 119-120, 121-122. 123, 124-125); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№дсп – за IV квартал 2020 года (том 2 л.д. 126, 127-128, 129, 130-133, 134-135); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№дсп – за I квартал 2021 года (том 2 л.д. 136, 137-138, 139-141, 142, 143-144); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№дсп – за II квартал 2021 года (том 2 л.д. 145, 146-147, 148-149, 150, 151-152); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№дсп – за III квартал 2021 года (том 2 л.д. 153, 154-155. 156-157, 158-159, 160-161).
В дальнейшем Комиссией ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России проводились заседания на которых определялся механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, являющийся неотъемлемой частью протокола, оформленного приложением №.
Как следует из представленных документов Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России является неизменным в части алгоритма определения объема бюджетных ассигнований для материального стимулирования гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
При этом согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, материальное стимулирование не входит в состав денежного федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС.
Так, протоколом заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определен Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 1 квартал 2020 года, выписка из которого ДД.ММ.ГГГГ направлена для использования в работе по Управлениям ФНС России по субъекта Российской Федерации (том 2 л.д. 15, 16-17, 18, 19-26);
заседанием Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определен Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 2 квартал 2020 года, выписка из которого ДД.ММ.ГГГГ направлена для использования в работе по Управлениям ФНС России по субъекта Российской Федерации (том 1, л.д. 150, 151, 152-153, 154, том 2 л.д. 11, 12-13, 14);
заседанием Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определен Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 3 квартал 2020 года, выписка из которого ДД.ММ.ГГГГ направлена для использования в работе по Управлениям ФНС России по субъекта Российской Федерации (том 1, л.д. 242, 243-244, 245, 246-250, том 2 л.д. 1-10);
заседанием Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определен Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 4 квартал 2020 года, выписка из которого ДД.ММ.ГГГГ направлена для использования в работе по Управлениям ФНС России по субъекта Российской Федерации (том 1 л.д. 155, 156, 157, 158-159, 223, 224-225, 226, 227-241);
заседанием Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определен Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 1 квартал 2021 года, выписка из которого ДД.ММ.ГГГГ направлена для использования в работе по Управлениям ФНС России по субъекта Российской Федерации (том 1 л.д. 160, 161, 162, 163-164, 219, 220-22, 222);
заседанием Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определен Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 2 квартал 2021 года, выписка из которого ДД.ММ.ГГГГ направлена для использования в работе по Управлениям ФНС России по субъекта Российской Федерации (том 1 л.д. 215, 216-217, 218);
заседанием Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№дсп определен Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 3 квартал 2021 года, выписка из которого ДД.ММ.ГГГГ направлена для использования в работе по Управлениям ФНС России по субъекта Российской Федерации (том 1 л.д. 165, 166, 167-168, 211, 212-213, 214).
Исходя из вышеприведенного механизма распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, условий начисления материального стимулирования и его источника, данные выплаты не являются гарантированными и не могут производиться в пределах имеющихся средств фонда оплаты труда, в связи с чем не могут быть отнесены к категории дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ и входящих в состав денежного содержания федерального государственного служащего.
При таком положении оснований для учета материального стимулирования при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск истца ФИО1 не имеется.
При этом следует указать, что вышеуказанный механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России был определен главным распределителем средств федерального бюджета, в рамках полномочий установленных частью 4 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», незаконным, наущающим прав истца и иных государственных гражданских служащих ФНС России не признавался.
Исходя из того, что в процессе судебного разбирательства правовых оснований для удовлетворения исковых ФИО1 о взыскании сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением, неполученной суммы отпускных с декабря 2020 года по июль 2021 года, неполученной суммы за неиспользованный отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено не было, то в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации в порядке 236 Трудового кодекса Российской Федерации, также подлежит отказать.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, следует учесть, что в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями компенсации морального вреда являются факты нарушения работодателем трудовых прав работника, неправомерные действия работодателя.
А поскольку указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения иные факты причинения истцу нравственных или физических страданий в результате действий/бездействий ответчика в ходе рассмотрения дела установлены не были, в связи с чем требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска ФИО4 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области о взыскании компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением в размере 99 948 руб. 28 коп., неполученной суммы отпускных с декабря 2020 года по июль 2021 года в размере 27 896 руб. 17 коп., неполученной суммы за неиспользованный отпуск за период работы с 19 февраля 2020 года по 17 сентября 2021 года в размере 8 672 руб. 98 коп., компенсации за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в размере 6 804 руб. 84 коп., неустойки за несвоевременное начисление денежных средств с даты обращения в суд по дату фактического исполнения обязательств исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.– отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Мотивированное решение составлено 28 марта 2022 года.
Судья Дунькина Е.Н.