ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1632/20 от 10.07.2020 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

РЕШЕНИЕ дело

Именем Российской Федерации

10 июля 2020 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Кундиковой Ю.В., при ведении протокола помощником судьи ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно – строительному кооперативу , третье лицо – Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, о возложении обязанности внести сведения на сайт «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>ФИО3 обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> в процессе надзора было установлено, что в <адрес> образован жилищно-строительный кооператив (далее ЖСК ). ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о юридическом лице, зарегистрированном по адресу: <адрес>, присвоен ОГРН <***>, председатель правления – ФИО4. В ходе проведения проверки соблюдения требований к размещению информации установлено, что ЖСК на сайте «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru в нарушение требований законодательства информация в системе не отображена. В адрес ЖСК вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства с требованием о внесении сведений в систему ГИС ЖКХ. В ответе ЖСК было указано, что нарушения устранены. Однако, при повторной проверке были выявлены аналогичные нарушения, обусловленные отсутствием полной информации в системе ГИС ЖКХ. Таким образом, в результате бездействия лиц, ответственных за внесение сведений в систему о деятельности ЖСК , был нарушен принцип правового регулирования отношений в сфере информации. На основании изложенного просит, возложить обязанность на ЖСК внести указанные сведения на сайт «ГИС ЖКХ» в соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГпр.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО2 требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Указала, что после первой проверки соблюдения требований законодательства в адрес ЖСК было вынесено представление, по результатам рассмотрения которого прокурору было сообщено об устранении нарушений. Однако, после повторной проверки было установлено, что сведения не были внесены на сайт «ГИС ЖКХ». Просит возложить обязанность по внесению сведений, указанных в иске, на соответствующий сайт в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ЖСК в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлялись по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, однако почтовый конверт был возвращен в отметкой об истечении срока хранения, что признается надлежащим извещением, поскольку юридическое лицо обязано обеспечить прием корреспонденции по адресу государственной регистрации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не представлены.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-строительный кооператив зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица, расположен по адресу: <адрес>; присвоен ОГРН <***>, председатель правления – ФИО4

Согласно части 4 статьи 29, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).

Из п. 5 ст. 10 ЖК РФ следует, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законам и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах.

Согласно ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

В соответствии с положением ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Согласно п. 18 ст. 7, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ предусмотрено, что порядок, состав, способы, сроки, периодичность размещения информации поставщиками информации и формы электронных паспортов многоквартирного дома устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации пр от ДД.ММ.ГГГГ адресом официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, является сайт www.dom.gosuslugi.ru.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГпр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» утвержден состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ.

Пунктом 10 указанного Приказа закреплена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Судом установлено, ЖСК в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» является субъектом, размещающим информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что жилищно-строительным кооперативом на сайте «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru в нарушение вышеуказанных требований законодательства информация в системе не отображена

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в адрес председателя ЖСК ФИО4 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Просил принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства.

Председателем правления ЖСК на указанное представление прокурора дан ответ, поступивший в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, о том, что правлением приняты исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений законодательства в сфере ЖКХ, нарушения отображенные в представлении устранены. Данные в ГИС ЖКХ находятся в стадии внесения. К дисциплинарной ответственности в виде замечания по допущенным нарушениям привлечён ФИО4

Вместе с тем, <адрес> были выявлены аналогичные нарушения, обусловленные отсутствием полной информации в системе ГИС ЖКХ.

Из объяснений председателя ЖСК ФИО4 следует, что в ГИС ЖКХ не отображена информация в отношении кооператива. Причина отсутствия информации о кооперативе ему не известна, возможно это связано с тем, что он еще не получил ключ доступа. На устранение нарушений понадобится больше месяца, считает нецелесообразным регистрировать на сайте, потому что это лишняя финансовая нагрузка на кооперативы.

Однако указанный в объяснении довод председателя кооператива о нецелесообразности внесения сведений на сайт ГИС ЖКХ суд находит ошибочным, основанным на неверном толковании норм права, поскольку законодательством кооперативы также отнесены к организациям, на которых возлагается обязанность по опубликованию предусмотренной законом информации.

При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ видом деятельности жилищно – строительного кооператива является управление эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что жилищно-строительный кооператив не исполнил свои обязательства, чем нарушил требования законодательства, следовательно, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с жилищно-строительного кооператива подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 руб..

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление <адрес> Республики Крым - удовлетворить.

Возложить на жилищно-строительный кооператив (ОГРН <***>) обязанность внести сведения на сайт «ГИС ЖКХ» dom.gosuslugi.ru в соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ пр, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива (ОГРН <***>) государственную пошлину в доход бюджета в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Кундикова Ю.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.07.2020