Дело №2-227/2020
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
25 ноября 2020 года г. Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Романова Е.Р., при секретаре Коржук И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к УСЗН Павловского района (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социальной политики по Нижегородской области) об установлении и подтверждении права на получение соответствующих льгот и гарантий в полном объеме, возложении обязанности осуществить монетизацию социальных льгот и гарантий, как многодетной матери, назначить ежемесячные денежные выплаты с момента рождения третьего ребенка в качестве дополнительной меры социальной поддержки, взыскании ежемесячных денежных выплат на проезд, питание и ежегодной выплаты к начальному учебному году, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов по делу,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Павловский городской суд с иском к УСЗН Павловского района об установлении и подтверждении права на получение соответствующих льгот и гарантий в полном объеме, возложении обязанности осуществить монетизацию социальных льгот и гарантий, как многодетной матери, назначить ежемесячные денежные выплаты с момента рождения третьего ребенка в качестве дополнительной меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
ФИО1 является матерью четверых детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истцу с супругом ФИО5 присвоен статус многодетной семьи, что подтверждено наличием соответствующего удостоверения многодетной семьи №106-К, действующего с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, выданного УСЗН Павловского района Нижегородской области.
На данный момент истец семья не получает в полном объеме, предусмотренные действующим законодательством, льготы либо денежные выплат за них, не была назначена выплата ежемесячного денежного пособия на третьего ребенка и последующих детей. В качестве дополнительной меры государственной поддержки семья истца получает только ежемесячную денежную компенсацию в размере 50 процентов на услуги ЖКХ.
Исходя из вышеперечисленного, истец обращается с настоящим заявлением о предоставлении в установленном законом порядке соответствующих льгот и денежных выплат.
Истцом также направлялось соответствующее заявление в УСЗН Павловского района Нижегородской области с предъявлением требований о назначении ежемесячных денежных выплат и получении других компенсаций и льгот в полном объеме.
Однако ее требования так и не были выполнены.
Полагает, что УСЗН Павловского района Нижегородской области были нарушены ее права и законные интересы.
С 2017 года дочь истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. года проходит обучение по форме семейного образования, но в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ учебных годах обучалась соответственно в 1 и 2 классах, а в настоящее время в ДД.ММ.ГГГГ учебном году обучается в 3 классе. Итоговую и промежуточные аттестации проходит в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении основная школа с. Грудицино Павловского района.
В этом учебном году обучение начал проходить еще один ребенок - сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ежемесячных выплат на проезд и питание детей ФИО1 не получает и не получала.
Поскольку ФИО1 очень переживает из-за сложившейся ситуации, необходимости неоднократно обращаться к ответчику, в суд, нервничает, у нее ухудшился сон, участились головные боли, повысилась тревожность.
Таким образом, действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 100 000 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, уточнив заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд установить и подтвердить право на получение соответствующих социальных льгот и гарантий в полном объеме, предусмотренных законодательством на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ.
Обязать УСЗН Павловского района Нижегородской области осуществить монетизацию социальных льгот и гарантий, установленных в рамках настоящих требований, как многодетной матери, на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ.
Обязать УСЗН Павловского района Нижегородской области назначить ежемесячные денежные выплаты, назначающиеся с момента рождения третьего ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, в качестве дополнительной меры социальной поддержки, на основании и в порядке, установленных законодательством РФ.
Взыскать с УСЗН Павловского р-на Нижегородской области денежные средства, составляющие сумму невыплаченных социальных льгот за последние три года, в размерах и в порядке, установленных законодательством РФ.
Обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет с момента рождения четвертого ребенка ФИО4 ОДД.ММ.ГГГГгода рождения, в качестве дополнительной меры социальной поддержки, на основаниях и в порядке, установленном законодательством РФ.
Взыскать с ответчика ежемесячную денежную выплату на детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных организациях: на ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года на период учебных годов ДД.ММ.ГГГГ (обучение в 1 классе), ДД.ММ.ГГГГ годов (обучение во 2 классе), ДД.ММ.ГГГГ годов (на период обучения в 3 классе) - на обеспечение питанием в размере 792 рублей ежемесячно; на ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ года (на период обучения в 1 классе), на ДД.ММ.ГГГГ учебный год на питание в размере - 752 рублей ежемесячно; ежегодные выплаты к началу учебного года на детей, учащихся в общеобразовательных организациях, в сумме по 879 рублей на ФИО2 за 3 учебных года и ФИО3 за один учебный год, а именно:
-на ФИО2 за первый год обучения (ДД.ММ.ГГГГ): за питание за ДД.ММ.ГГГГ рублей; за проезд за ДД.ММ.ГГГГ рубля; как многодетным к учебному году 1 раз в год: 879 рублей. Итого за первый год - 15099 рублей.
За второй год обучения (ДД.ММ.ГГГГ): за питание за ДД.ММ.ГГГГ рублей; за проезд за ДД.ММ.ГГГГ рубля; как многодетным к учебному году 1 раз в год: 879 рублей. Итого за второй год - 15099 рублей.
За третий год обучения (ДД.ММ.ГГГГ): за питание за ДД.ММ.ГГГГ рублей; за проезд за ДД.ММ.ГГГГ рубля; как многодетным к учебному году 1 раз в год: 879 рублей. Итого за третий год - 15099 рублей.
-на ФИО3 за первый год обучения ДД.ММ.ГГГГ): за питание за ДД.ММ.ГГГГ рублей; за проезд за ДД.ММ.ГГГГ рубля; как многодетным к учебному году 1 раз в год: 879 рублей. Итого за первый год - 15099 рублей.
Итого за все года обучения ФИО2, ФИО3 60 396 рублей.
Взыскать с ответчика компенсацию бесплатного отдыха и оздоровления детей из многодетных семей за 2019 год на 2 детей.
Взыскать с ответчика денежные средства в сумме 100000 рублей в счет компенсации причиненного морального вреда, расходы на оплату услуг представителя в размере 69400 рублей.
В рамках судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со ст.43 ГПК РФ, привлечено Министерство социальной политики по Нижегородской области.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО6, действующая на основании доверенности, поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дали пояснения по существу иска.
Представитель ответчика УСЗН Павловского района, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явился. Письменный отзыв на иск приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики по Нижегородской области, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд также не явился. Письменный отзыв на иск приобщен к материалам дела.
Согласно требований ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными… Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст.67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит следующему.
Согласно "ГОСТ Р №. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года №532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.4.3).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).
Приведенным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют предписания Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ДД.ММ.ГГГГ года), которая, опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 года №4-П, от 15 декабря 2011 года №28-П, от 06 декабря 2012 года №31-П).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя с учетом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
В силу ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей" был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей", многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, распространяются на многодетные семьи граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и беженцев, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области, а также имеющих регистрацию по месту пребывания на территории Нижегородской области при отсутствии регистрации по месту жительства.
В соответствии со ст.3 Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), многодетным семьям предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за предоставляемые коммунальные услуги, кроме платы за твердое топливо (при наличии печного отопления); денежная компенсация в размере 50 процентов от стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке твердого топлива (при наличии печного отопления).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 года №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка.
Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 вышеназванного Федерального Закона, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
В соответствии со ст.13 вышеназванного Закона, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии со ст.14 вышеназванного Закона, лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии со ст.15 вышеназванного Закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.2 Закона Нижегородской области от 24.11.2004 года №130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), законодательство о социальной поддержке граждан, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Нижегородской области, устанавливающих дополнительные виды поддержки семей с детьми.
В соответствии с п.п.2,3 ст.3 вышеназванного Федерального Закона, настоящим Законом устанавливаются следующие меры социальной поддержки граждан, имеющих детей: единовременное пособие на рождение ребенка; пособие на ребенка.
Согласно ст.4 вышеназванного Федерального Закона, финансирование мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, производится за счет средств областного бюджета.
Согласно ст.6 вышеназванного Закона, право на единовременное пособие на рождение ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов) при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области на дату обращения заявителя.
Пособие на рождение ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Единовременное пособие на рождение ребенка устанавливается в размере: на рождение третьего ребенка и следующих детей – 10 000 рублей.
Согласно ст.7 вышеназванного Закона, право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области на дату обращения заявителя.
Пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми: с 1 июля 2005 года - в размере 100 рублей в месяц.
Пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за пособием на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этого пособия со всеми необходимыми документами.
В соответствии с Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года №374 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), настоящее Положение устанавливает порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата) для граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области.
Право на ежемесячную денежную выплату имеют матери либо отцы (в том числе усыновители), фактически осуществляющие уход за третьим или последующим ребенком, родившимся после 31 декабря 2012 г., имеющие среднедушевой доход семьи ниже величины среднедушевого денежного дохода в Нижегородской области, определяемой по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области в соответствии с последним годовым балансом денежных доходов и расходов населения, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.
Право на ежемесячную денежную выплату в случае рождения (усыновления) четвертого или последующего ребенка у лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, возникает при условии, что ранее при рождении детей они данным правом не воспользовались.
Согласно п.3 вышеназванного Положения, ежемесячная денежная выплата назначается государственными казенными учреждениями Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - органы социальной защиты) по месту жительства родителя (усыновителя), с которым проживает ребенок, на основании заявления по форме, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области (далее - заявление), и следующих документов: паспорта заявителя; свидетельства о рождении ребенка; свидетельства о рождении предыдущих детей, в случае смерти предыдущего ребенка представляется свидетельство о смерти; справки о количестве и составе зарегистрированных на жилой площади лиц; свидетельства о регистрации по месту пребывания (в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящего Положения); справок о доходах всех членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, в том числе: документов о всех предусмотренных системой оплаты труда выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; справки из службы занятости о выплате пособия по безработице - для граждан, имеющих статус безработного в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; справки о размере получаемой пенсии - для пенсионеров; справки с места учебы о размере стипендии - для лиц, обучающихся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования; справки от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке; иных документов, подтверждающих размер доходов.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 является матерью четверых детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Семья ФИО1 состоит на учете в УСЗН Павловского района, имеет социальную категорию «многодетная семья», которой предоставлялись следующие меры социальной поддержки:
-На ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.:
-ежемесячное пособие на ребенка в размере 100 рублей (Закон Нижегородской области от 24.11.2004 года №130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей») назначено и выплачено за периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
На ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.:
-ежемесячное пособие на ребенка в размере 100 рублей (Закон Нижегородской области от 24.11.2004 года №130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей») назначено и выплачено за периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
-На ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.:
-ежемесячное пособие на ребенка в размере 100 рублей (Закон Нижегородской области от 24.11.2004 года №130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей») назначено и выплачено за периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года;
-ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (Федеральный закон от 19.05.1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») назначено и выплачено в полном объеме за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года;
-единовременное пособие на рождение ребенка (областное) (Закон Нижегородской области от 24.11.2004 года №130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей») назначено ДД.ММ.ГГГГ года и выплачено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ года в размере 10 000 рублей;
-ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (Постановление Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года №374 «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет») назначено и выплачено в
полном объеме за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
-На ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.:
-ежемесячное пособие на ребенка в размере 100 рублей (Закон Нижегородской области от 24.11.2004 года №130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей») назначено и выплачено за период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ года;
-ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (Федеральный закон от 19.05.1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей») назначено и выплачено в полном объеме за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года;
-единовременное пособие на рождение ребенка (областное) (Закон Нижегородской области от 24.11.2004 года №130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей») назначено с ДД.ММ.ГГГГ года и выплачено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ года в размере 10000 рублей.
Также семье ФИО1, в соответствии с Законом Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2008 года №281 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан») назначены:
-ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов за предоставляемые коммунальные услуги (водоснабжение, электроэнергия) с ДД.ММ.ГГГГ года и выплачивается по настоящее время;
-денежная компенсация в размере 50 процентов от стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению назначена и выплачена за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и транспортных услуг по доставке твердого топлива за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ;
-единовременное социальное пособие малоимущим (Закон Нижегородской области от 08.01.2004 года №1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области», постановление Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 года № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан») назначено ДД.ММ.ГГГГ года и выплачено ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 1 500 рублей, назначено ДД.ММ.ГГГГ года и выплачено ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 1 500 рублей.
Указанные обстоятельства участниками процесса в рамках судебного разбирательства не оспаривались и подтверждены материалами личного дела ФИО1 за №, имеющимся в материалах дела (л.д.37-246 том 1, л.д.1-18 том 2). Доказательств обратного суду не предоставлено.
Обращаясь с настоящим иском, ФИО1 просит обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет с момента рождения четвертого ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, в качестве дополнительной меры социальной поддержки, на основаниях и в порядке, установленном законодательством РФ.
Однако, как указывалось выше, Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года №374 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что право на ежемесячную денежную выплату в случае рождения (усыновления) четвертого или последующего ребенка у лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, возникает при условии, что ранее при рождении детей они данным правом не воспользовались.
В свою очередь, в судебном заседании достоверно установлено, что, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области с
от 27.06.2012 №374 «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в связи с рождением третьего ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и выплачена в полном объеме за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с тем, что указанная выплата была назначена и выплачена в связи с рождением третьего ребенка ФИО4, право на указанную выплату в связи с рождением четвертого ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствует.
В связи с чем, суд, руководствуясь приведенными положениями закон, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в данной части.
Более того, согласно п.1 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года №374, настоящее Положение устанавливает порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата) для граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области, а также имеющих регистрацию по месту пребывания на территории Нижегородской области при отсутствии регистрации по месту жительства.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на момент рождения четвертого ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на момент обращения в УСЗН Павловского района с заявлением о назначении указанной выплаты, а также на момент обращения с настоящим иском, семья ФИО1 состояла на регистрационном учете по месту жительства: <адрес>
Однако с мая 2020 года семья ФИО1 снята с регистрационного учета по месту жительства <адрес> и зарегистрирована на территории Московской области.
Указанные обстоятельства истцом ФИО1 не оспаривались.
В соответствии со ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06 октября 2008 года №619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В свою очередь, с заявлением об установлении факта проживания на территории Нижегородской области ФИО1 в рамках судебного разбирательства не обращалась.
Кроме того, обращаясь с настоящим иском, ФИО1 просит установить и подтвердить право на получение соответствующих социальных льгот и гарантий в полном объеме, предусмотренных законодательством на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ. Обязать УСЗН Павловского района Нижегородской области осуществить монетизацию социальных льгот и гарантий, установленных в рамках настоящих требований, как многодетной матери, на основаниях и в порядке, установленных законодательством РФ. Обязать УСЗН Павловского района Нижегородской области назначить ежемесячные денежные выплаты, назначающиеся с момента рождения третьего ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, в качестве дополнительной меры социальной поддержки, на основании и в порядке, установленных законодательством РФ. Взыскать с УСЗН Павловского р-на Нижегородской области денежные средства, составляющие сумму невыплаченных социальных льгот за последние три года, в размерах и в порядке, установленных законодательством РФ, а именно: взыскать с ответчика ежемесячную денежную выплату на детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных организациях: на ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года на период учебных годов 2017-2018 (обучение в 1 классе), ДД.ММ.ГГГГ годов (обучение во 2 классе), ДД.ММ.ГГГГ годов (на период обучения в 3 классе) - на обеспечение питанием в размере 792 рублей ежемесячно; на ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ года (на период обучения в 1 классе), на ДД.ММ.ГГГГ учебный год на питание в размере - 752 рублей ежемесячно; ежегодные выплаты к началу учебного года на детей, учащихся в общеобразовательных организациях, в сумме по 879 рублей на ФИО2 за 3 учебных года и ФИО3 за один учебный год.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает на то, что ее несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО3 обучаются в форме семейного образования и проходят промежуточные аттестации в МБОУ основной школе с. Грудцино.
Указные обстоятельства подтверждаются материалами дела (справки МБОУ основной школы с. Грудцино). Доказательств обратного суду не предоставлено.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно ст.17 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образован Российской Федерации», в Российской Федерации образование может быть получено организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования, самообразования).
В соответствии со ст.3.1 Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей", многодетные семьи имеют право на ежемесячную денежную выплату на детей, обучающихся в общеобразовательных организациях: на обеспечение проезда - 500 рублей на каждого ребенка; на обеспечение питанием - 450 рублей на каждого ребенка.
Многодетные семьи имеют право на ежегодную выплату к началу учебного года на детей - учащихся общеобразовательных организаций в сумме 500 рублей на каждого ребенка.
Многодетные семьи, в которых дети получили среднее общее образование, имеют право в год окончания общеобразовательной организации на поощрительную единовременную выплату в размере 1000 рублей на каждого ребенка - выпускника общеобразовательной организации, получившего аттестат о среднем общем образовании с отметками только "4" и "5".
Меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи, за исключением ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием, распространяются на многодетные семьи, дети в которых обучаются в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также в государственных профессиональных образовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Право на меру социальной поддержки, установленную пунктом 2 части 1 настоящей статьи, имеют многодетные семьи, дети в которых обучаются в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, и находятся на индивидуальном обучении на дому.
Размеры денежных выплат многодетным семьям, установленных частью 1 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции в соответствии с коэффициентом индексации, установленным Правительством Нижегородской области.
Таким образом, в силу приведенных положений закона, многодетные семьи в соответствии с Законом Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 года №303 «О порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-3 О мерах социальной поддержки многодетных семей», имеют право на денежные выплаты на детей, обучающихся в общеобразовательных организациях с учетом индексации, исходя из уровня инфляции:
-ежемесячную денежную выплату на обеспечение проезда в размере 591 рубль на каждого ребенка;
-ежемесячную денежную выплату на обеспечение питанием в размере 792 рубля на каждого ребенка;
-ежегодную выплату к началу учебного года на детей в размере 879 рублей на каждого ребенка;
-поощрительную единовременную выплату в год окончания общеобразовательной организации (аттестат о среднем общем образовании с отметками только «4» и «5») в размере 1000 рублей на каждого ребенка.
В соответствии с п.5.1 Положения "О порядке реализации Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 года за №303, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда детей - обучающихся в общеобразовательных организациях, ежегодной выплаты к началу учебного года на детей - учащихся общеобразовательных организаций, поощрительной единовременной выплаты на каждого ребенка - выпускника общеобразовательной организации, получившего аттестат о среднем общем образовании с отметками только "4" и "5", распространяются на многодетные семьи, дети в которых обучаются в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также в государственных профессиональных образовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Ежемесячные денежные выплаты на обеспечение питанием и обеспечение проезда детей - обучающихся общеобразовательных организаций.
Ежемесячные денежные выплаты на обеспечение питанием - учащихся общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, находящихся на индивидуальном обучении на дому.
В соответствии с п.21 вышеназванного Положения, гражданам, имеющим право на денежные выплаты и не указанным в пункте 20 настоящего Положения, для получения денежных выплат необходимо подать в учреждения социальной защиты следующие документы: удостоверение; заявление о назначении денежных выплат, которое подается одним из родителей; паспорт заявителя либо удостоверение вынужденного переселенца; свидетельства о рождении детей (копии); справки из общеобразовательной организации, где обучается ребенок (дети); справки из государственной профессиональной образовательной организации, обучающей по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, - для предоставления мер социальной поддержки, установленных пунктом 5.1 настоящего Положения;
В соответствии с п.22 вышеназванного Положения, для назначения ежемесячной денежной выплаты на питание на обучающегося общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, находящегося на индивидуальном обучении на дому, заявителем дополнительно представляется справка из данной организации, подтверждающая обучение ребенка на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе.
В соответствии с п.п.24,25,25.1 вышеназванного Положения, ежемесячная денежная выплата на питание и проезд назначается с месяца подачи заявления и выплачивается: на питание - в период с 1 сентября по 1 июня; на проезд - в течение всего года.
Ежегодная единовременная выплата к началу учебного года назначается, если обращение за ней последовало в период с ДД.ММ.ГГГГ года выплаты, и предоставляется один раз в течение учебного года.
Поощрительная единовременная выплата в размере 1000 рублей на каждого ребенка - выпускника общеобразовательной организации, получившего аттестат о среднем общем образовании с отметками только "4" и "5", назначается, если обращение за ней последовало до 31 октября года, в котором получен аттестат. Выплата назначается на основании заявления и аттестата либо его копии, которые подаются одним из родителей (усыновителей).
В свою очередь, как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, с заявлением о предоставлении данных мер социальной поддержки и необходимым пакетом документов ФИО1 в УСЗН Павловского района не обращалась.
Более того, из анализа вышеприведенных положений закона следует, что многодетные семьи, дети в которых обучаются в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, и находятся на индивидуальном обучении на дому имеют право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием и проезд.
В свою очередь, как усматривается из материалов дела и следует из пояснений истца, несовершеннолетние дети ФИО1 – ФИО2, ФИО3 проходят обучение по форме семейного образования.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
Учитывая изложенное, суд, руководствуясь приведенными положениями закона, приходит к выводу о том, что несовершеннолетние ФИО2, ФИО3 не относятся к категории детей, имеющих право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием и проезд.
Таким образом, доводы истца о том, что она, как многодетная мать, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда в размере 591 рубль на каждого ребенка; ежегодной выплаты к началу учебного года на детей в размере 879 рублей на каждого ребенка, по мнению суда, основаны на неверном толковании правовых норм.
Доводы истца ФИО1 о том, что она обращалась в УСЗН Павловского района Нижегородской области с заявлением о предоставлении вышеперечисленных мер социальной поддержки и необходимым пакетом документов не нашли своего подтверждения в рамках судебного разбирательства.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь приведенными положениями закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в данной части.
Разрешая требования ФИО1 о взыскании с УСЗН Павловского района компенсации бесплатного отдыха и оздоровления детей из многодетных семей за 2019 год на двоих детей, суд исходит из следующего.
Законом Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 года № 303 «О порядке реализации Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» предусмотрено освобождение от платы за содержание детей в детских оздоровительных лагерях системы социальной защиты Нижегородской области.
В силу положений действующего законодательства, финансирование мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, производится за счет средств областного бюджета.
При этом, действующим законодательством Нижегородской области компенсационные выплаты за летний оздоровительный отдых не предусмотрены.
Более того, как указывалось выше, с заявлением о предоставлении данных мер социальной поддержки и необходимым пакетом документов ФИО1 в УСЗН Павловского района не обращалась.
В связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в данной части также не имеется.
Разрешая требования ФИО1 о компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.151 ГПК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с положениями указанной нормы закона обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на нарушителя в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст., ст.12,56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем истцом не указаны и в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда неимущественным правам и благам истца, в связи с чем, требования ФИО1 о компенсации морального вреда являются необоснованными, недоказанными и удовлетворению не подлежат.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 ее требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 69400 рублей также являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст., ст.12,56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к УСЗН Павловского района (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социальной политики по Нижегородской области) об установлении и подтверждении права на получение соответствующих льгот и гарантий в полном объеме, возложении обязанности осуществить монетизацию социальных льгот и гарантий, как многодетной матери, назначить ежемесячные денежные выплаты с момента рождения третьего ребенка в качестве дополнительной меры социальной поддержки, взыскании ежемесячных денежных выплат на проезд, питание и ежегодной выплаты к начальному учебному году, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов по делу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья: Е.Р. Романов