Дело №2-1633/2022
51RS0007-01-2022-000148-45
Изготовлено 26 апреля 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» (далее – ГОАУСОН «АПНИ №1») обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее – МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества <данные изъяты>
В обоснование требований указано, что 20.09.1982 <данные изъяты> была выдана путевка Мурманского областного управления социальной защиты № от 31.08.1982.
Впервые <данные изъяты> помещена в ГОАУСОН «АПНИ №1» 01.08.2002 с целью предоставления ей социальных услуг в стационарной форме.
18.05.2015 в ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» принято решение №, согласно которому <данные изъяты> признана гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
01.01.2016 ГОАУСОН «АПНИ №1» была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №, а также 01.01.2018 ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №.
ГОАУСОН «АПНИ №1» заключило договоры № от 01.08.2002, № от 01.02.2010, № от 01.06.2015, согласно которым <данные изъяты> оказывались платные социальные услуги в стационарной форме. Плата вносится ежемесячно путем безналичного перечисления на депозитный счет Учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Договором № от 01.06.2015 определен ежемесячный размер платы – 6.305 рублей 36 копеек. При этом, из договора следует, что поставщик имеет право в одностороннем порядке изменить обусловленную Договором сумму платы в случае изменения среднедушевого дохода Получателя и тарифов на оказываемые социальные услуги.
Среднедушевой доход получателя социальных услуг <данные изъяты> составлял 13.735 рублей 23 копейки, в связи с чем размер ежемесячной платы в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ составляет 10.301 рубль 42 копейки.
28.05.2020 <данные изъяты> умерла, в связи с чем на основании приказа от 29.05.2020 № была снята с социального обслуживания в стационарной форме.
За период с 01.07.2016 по 28.05.2020 начислена плата за стационарное обслуживание в размере 396.398 рублей 77 копеек. За указанный период поступила оплата из ОПФ РФ по мурманской области в размере 387.920 рублей 37 копеек, 1.717 рублей 65 копеек возвращено клиенту. В связи с чем, по состоянию на 28.05.2020 задолженность составляет 10.196 рублей 05 копеек.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит суд взыскать с задолженность по оплате за предоставленные социальные услуги по стационарному обслуживанию за период с 01.07.2016 по 28.05.2020 в размере 10.196 рублей 05 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 408 рублей.
Представитель истца ГОАУСОН «АПНИ №1» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что МТУ Росимущества не получало свидетельства о праве на наследство по закону на какое-либо имущество <данные изъяты>., доказательства передачи наследственного имущества в собственность РФ отсутствуют. Поскольку отсутствуют доказательства отказа всех наследников от наследства, факт того, что имущество, оставшееся после смерти наследодателей является выморочным, не установлен. Просил в удовлетворении требований отказать.
В соответствии со статьями 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов производится в соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получателя социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщика социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 названного федерального закона).
В статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закреплены права получателей социальных услуг, в том числе право на получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; право на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; право на участие в составлении индивидуальных программ.
Согласно статье 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 данного федерального закона.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей этого федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 18 октября 2014 г. №1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
В статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, в числе которых утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг; утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации; установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания (пункты 6, 10, 11, 14 статьи 8 указанного федерального закона).
В Мурманской области установлена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, которая равна двукратной величине прожиточного минимума, установленного в Мурманской области для основных социально-демографических групп населения (Закон Мурманской области от 19.12.2014 №1818-01-ЗМО «О социальном обслуживании граждан в Мурманской области»).
Согласно пункту постановления Правительства Мурманской области от 03.12.2014 №608-ПП «Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг ежегодно утверждаются приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области в срок до 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду.
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 03.12.2014 №608-ПП «Об утверждении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования на территории Мурманской области», приказа Минсоцразвития Мурманской области от 26.12.2017 №625 «Об утверждении тарифов на социальные услуги на 2018 год», в 2018 году установлены тарифы на социальные услуги, оказываемые в форме стационарного социального обслуживания.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину – получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. В договоре должны быть определены размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг и порядок взимания платы за эти услуги.
Судом установлено, что 20.09.1982 <данные изъяты> была выдана путевка Мурманского областного управления социальной защиты № от 31.08.1982.
Впервые <данные изъяты> помещена в ГОАУСОН «АПНИ №1» 01.08.2002 с целью предоставления ей социальных услуг в стационарной форме.
На основании заявления от 18.05.2015, поступившего от <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ г.р., ГОКУ «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» 18.05.2015 принято решение №, согласно которому <данные изъяты> признана гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
01.01.2016 ГОАУСОН «АПНИ №1» была разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №, а также 01.01.2018 ГОКУ «Апатитский межрайонный ЦСПН» разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг №.
ГОАУСОН «АПНИ №1» заключило договоры № от 01.08.2002, № от 01.02.2010, № от 01.06.2015, согласно которым <данные изъяты> оказывались платные социальные услуги в стационарной форме. Плата вносится ежемесячно путем безналичного перечисления на депозитный счет Учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Договором № от 01.06.2015 определен ежемесячный размер платы – 6.305 рублей 36 копеек. При этом, из договора следует, что поставщик имеет право в одностороннем порядке изменить обусловленную Договором сумму платы в случае изменения среднедушевого дохода Получателя и тарифов на оказываемые социальные услуги.
Среднедушевой доход получателя социальных услуг <данные изъяты> составлял 13.735 рублей 23 копейки, в связи с чем размер ежемесячной платы в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ составляет 10.301 рубль 42 копейки.
Факт оказания услуг подтверждается актами об оказании услуг.
28.05.2020 <данные изъяты> умерла, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <данные изъяты>. На основании приказа от 29.05.2020 № она была снята с социального обслуживания в стационарной форме.
За период с 01.07.2016 по 28.05.2020 начислена плата за стационарное обслуживание в размере 396.398 рублей 77 копеек. За указанный период поступила оплата из ОПФ РФ по мурманской области в размере 387.920 рублей 37 копеек, 1.717 рублей 65 копеек возвращено клиенту. В связи с чем, по состоянию на 28.05.2020 задолженность составляет 10.196 рублей 05 копеек.
Согласно ответам нотариусов г.Апатиты наследственное дело к имуществу умершей <данные изъяты> ими не заводилось.
Недвижимого имущества на территории РФ на момент смерти у <данные изъяты> не имелось.
Транспортных средств, маломерных судов за <данные изъяты> зарегистрировано не было.
В ПАО Сбербанк на имя <данные изъяты> открыты два счета: № с остатком по состоянию на 07.02.2022 в размере 9.501 рубля 09 копеек и № с остатком по состоянию на 07.02.2022 – 312.687 рублей 01 копейка.
В иных финансово-кредитных учреждениях денежных средств у <данные изъяты> не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В силу пункта 1 статьи 1157 Гражданского кодекса РФ при наследование выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» дано разъяснение о том, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время – в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
В пункте 34 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (пункт 60 Постановления).
Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (пункт 49 Постановления).
Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что с момента смерти наследодателя <данные изъяты> до настоящего времени никто из её наследников не обратился за принятием наследства, и не имеется сведений о фактическом принятии ими наследства, то имущество, оставшееся после смерти Серовой Е.Г., является выморочным и в силу закона переходит в собственность Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, которое и должно отвечать по долгам <данные изъяты> перед ГОАУСОН «АПНИ №1», независимо от того, что свидетельство о праве на наследство не получено.
В силу приведенных правовых норм исковые требования ГОАУСОН «АПНИ №1» к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности за предоставленные социальные услуги наследователю – <данные изъяты> подлежат удовлетворению в пределах перешедшего наследственного имущества, состоящего из денежных средств, находящихся на счетах в ПАО Сбербанк, в общем размере 322.188 рублей 10 копеек.
Расчет задолженности судом проверен, является арифметически верным.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Из материалов дела следует, что истцом при обращении в суд понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 408 рублей.
При разрешении спора суд пришел к выводу о том, что в связи с наличием выморочного имущества, оставшегося после смерти <данные изъяты> ответственность по его долгам несет МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в пределах стоимости наследственного имущества.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.
Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Расходы истца по оплате госпошлины взыскиваются с МТУ Росимущества по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом толкования положений статьи 1175 Гражданского кодекса РФ, безотносительно к стоимости выморочного имущества, поскольку в состав обязательств умершего заемщика судебные расходы не включаются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о взыскании задолженности по оплате за предоставленные социальные услуги за счет наследственного имущества <данные изъяты> – удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия за счет казны Российской Федерации в пользу государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» денежные средства в размере 10.196 рублей 05 копеек в счет задолженности по оплате стоимости социальных услуг, в пределах стоимости наследственного имущества, оставшегося после смерти <данные изъяты> в виде денежных средств, находящихся на счетах №, №, открытых в ПАО Сбербанк.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия за счет казны Российской Федерации в пользу государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Апатитский психоневрологический интернат №1» расходы по уплате государственной пошлины в размере 408 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Матвеева