ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16342/2016 от 20.01.2017 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Гр. дело № 2-1896/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Шкининой И.А., при секретаре Лунегове А.С., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к директору Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» ФИО3 о признании бездействия незаконным, обязании уведомить работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов,

установил:

истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями, обосновывая их тем, что Ивановской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки при причаливании судов компании ООО «ВодоходЪ» в [ адрес ] выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности директора Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» ФИО3, выразившиеся в следующем.

В соответствии с п.п. 11 и 12 Устава ФАУ «Российский Речной Регистр», утвержденного распоряжением Минтранса России от [ 00.00.0000 ] [ № ]р, Регистр осуществляет следующие основные виды деятельности: 1) осуществляет осмотры судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, на соответствие международным договорам Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта и по результатам осмотров оформляет и выдает на них документы, предусмотренные этими международными договорами Российской Федерации; 2) выдает следующие судовые документы, предусмотренные подпунктами 3, 8, 11 и 12 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»: свидетельство о годности судна к плаванию: свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна: свидетельство о классификации; мерительное свидетельство.

Регистр осуществляет иные виды деятельности, в том числе приносящей доходы: 1) осуществляет классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в том числе: а) присваивает, подтверждает, возобновляет, восстанавливает классы судов, переклассифицирует суда с выдачей соответствующих документов; б) утверждает и издает правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила классификации и постройки судов, а также утверждает но согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, и издает правила предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и т.д.

Пунктом 65 Устава ФАУ «Российский Речной Регистр» Регистр имеет филиалы, в т.ч. Верхне-Волжский филиал Российского Речного Регистра, г.Нижний Новгород.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей осуществление полномочий).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ № 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части I статьи 10 ФЗ № 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, осетрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10 ФЗ № 273-ФЗ, и «или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов определен в ст. 11 ФЗ № 273-ФЗ и предусматривает, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом ФГУ «Российский Речной Регистр» № 35-п от 01.07.2010 «О мерах по предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с деятельностью федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр» в пункте 2 определено, что работа, направленная на выявление и предупреждение коррупционных правонарушений, связанных с деятельностью учреждения, является одним из приоритетных направлений повседневной деятельности руководства филиалов и Речного Регистра ВЦ целом, включающей в себя организацию и осуществление мероприятий, целью которых является: предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции профилактика коррупции); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.

В развитии деятельности по противодействию коррупции приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» № 22-п от 20.06.2016 утвержден порядок уведомления работниками федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Пунктом 1 указанного приказа ФАУ «Российский Речной Регистр» №22-п от 20.06.2016 утвержден Порядок уведомления работодателями работниками ФАУ Российский Речной Регистр» о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликт интересов.

Согласно п. 2 указанного Порядка предусмотрена обязанность уведомлять работодателя обо всех случаях возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Также в абз. 2 п. 7 данного Порядка установлено, что работники Речного Регистра составляют уведомление на имя генерального директора Речного Регистра и передают его оригинал непосредственно или иным способом в службу по работе с персоналом Главного управления Речного Регистра.

Проверкой установлено, что Верхне-Волжским филиалом Российского Речного Регистра проведены ежегодные освидетельствования судов, эксплуатацию которых осуществляет ООО «ВодоходЪ» (акт ежегодного освидетельствования судна от [ 00.00.0000 ] , пассажирского теплохода «Георгий Жуков», регистровый [ № ], свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна на пассажирский теплоход «Георгий Жуков» и др.).

Вместе с тем, как установлено проверкой директор по эксплуатации флота - начальник управления технического обслуживания флота ООО «ВодоходЪ» ФИО4. находится в близком родстве с директором Верхне-Волжского филиала ФИО3, что свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов, которое может быть выражено в небеспристрастном проведении технического обследования судов, давлении на инспекторов, проводящих такое обследование, необоснованной выдачи документов в области внутреннего водного транспорта.

Ивановской транспортной прокуратурой в Верхне-Волжский филиал Российского Речного Регистра [ 00.00.0000 ] было внесено представление [ № ] об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В результате рассмотрения указанного представления руководство Верхне-Волжского филиала пришло к выводу, что в указанной ситуации отсутствует конфликт интересов, обосновывая это тем, что в должностные обязанности директора не входит техническое обследование и освидетельствование судов.

Однако, имеются основания полагать, что директор Верхне-Волжского Филиала ФИО3 мог оказывать косвенное влияние на результаты технического обследования и освидетельствования судов путем давления на экспертов филиала, находящихся в его подчинении в соответствии с приказом Верхне-Волжского Филиала Российского Речного Реестра от 11.01.2016 № 02.1-01 " О распределении обязанностей между директором и заместителями директора Верхне-Волжского Филиала Российского Речного Регистра".

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу пункта 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «о прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ, истец просит признать бездействие директора Верхне-Волжского филиала ФАУ Российский Речной Реестр» ФИО3 незаконными, обязать директора Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Реестр» ФИО3 в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ № 273-ФЗ от [ 00.00.0000 ] , п. 2 Порядка уведомления работодателя работниками федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомить работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности , поддержал заявленные требования в полном объеме, дал объяснения по существу иска, поддержал доводы, изложенные в отзыве на возражения ответчика

В судебное заседание ответчик не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом , ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие , воспользовавшись правом, предусмотренным ст.48 ГПК РФ, направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности , исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление

Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ и мнения представителя истца, представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав объяснения сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Ивановского транспортного прокурора не подлежащими удовлетворению.

К данному выводу суд приходит на основании следующего.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.10.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью такого лица и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Круг лиц, обязанных сообщать в установленном порядке о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, ограничен ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.10.2008 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции».

В соответствии с ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.10.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» директор Верхне-Волжского филиала – ФИО3 не является лицом, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, следовательно, он не относится к кругу лиц, обязанных сообщать в установленном порядке, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 февраля 2015 года №18 утвержден Порядок уведомления работодателя работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством транспорта Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В соответствии с п.2 Порядка обязанность уведомлять работодателя обо всех случаях возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, возлагается на работников организации, замещающих должности, включенные в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством транспорта Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Минтраста России от 5 ноября 2013 г. №339.

В этот перечень должностей входит руководитель федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» (п.2 Перечня).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [ 00.00.0000 ] Ивановским транспортным прокурором внесено представление директору Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» ФИО3 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Как установлено проверкой директор по эксплуатации флота – начальник управления технического обслуживания флота ООО «ВодоходЪ» ФИО4 находится в близком родстве с руководителем Верхне-Волжского филиала, что свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов, которое может быть выражено в небеспристрастном проведении технического обследования судов, давлении на инспекторов, проводящим такое обследование, необоснованной выдачи документов в области внутреннего водного транспорта

Письмом от [ 00.00.0000 ] директор Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» ФИО3 информировал Ивановского транспортного прокурора об отсутствии конфликта интересов, указанного в Представлении, указав, что директор ВВФ РРР осуществляет общее руководство филиалом и в перечень его должностных обязанностей, установленный приказом ВВФ РРР от [ 00.00.0000 ] [ № ] не входит техническое обследование и освидетельствование судов. Ежегодные освидетельствования судов в [ 00.00.0000 ] , эксплуатацию которых осуществляет ООО «ВодоходЪ», проводились экспертным составом ВВФ РРР и директор ВВФ РРР в данных освидетельствованиях участия не принимал, что свидетельствует о его беспристрастном отношении к указанным освидетельствованиям

Судом установлено, что приказом Росморречфлот ФГУ «Российский Речной Регистр» (Речной Регистр) от 01 июля 2010 г. №35-п утвержден «Порядок уведомления представителя работодателя о фактах обращения в целях склонения работников федерального государственного учреждения «Российский Речной Регистр» к совершению коррупционных правонарушений»

То есть данным приказом на директора Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» возложена обязанность уведомления о фактах обращения в целях склонения работников ФГУ «Российский Речной Регистр» к совершению коррупционных правонарушений. Обязанности директора филиала о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, данный приказ не содержит.

Судом установлено, что Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 20 июня 2016 г. №22-п, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года №650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» и в соответствии с приказами Минтранса России от 5 ноября 2013 г. №339, 10 февраля 2015 г. №18 и поручением Минтраста России от 25 мая 2016 г. №СА-68-пр утвержден Порядок уведомления работниками ФАУ «Российский Речной Регистр» о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Из представления Ивановского транспортного прокурора следует, что проверкой установлено, что Верхне-Волжским филиалом Российского Речного Регистра проведены ежегодные освидетельствования судов, эксплуатацию которых осуществляет ООО «ВодоходЪ» (акт ежегодного освидетельствования судна от [ 00.00.0000 ] , пассажирского теплохода «Георгий Жуков», регистровый [ № ], свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна на пассажирский теплоход «Георгий Жуков» и др.)

Доказательств, подтверждающих, что проверка прокуратурой была проведена на основании документов, датированных после принятия Порядка уведомления работниками ФАУ «Российский Речной Регистр» о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 20 июня 2016 г. №22-п, материалы дела не содержат.

Следовательно, у Ивановского транспортного прокурора, проводившего проверку и внесшего представление на основании документов, датированных ранее даты принятия Порядка уведомления работниками ФАУ «Российский Речной Регистр» о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 20 июня 2016 г. №22-п, не имелось законных оснований для внесения представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В связи с изложенным, требования Ивановского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к директору Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» ФИО3 о признании бездействия незаконным, обязании уведомить работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ивановского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к директору Верхне-Волжского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» ФИО3 о признании бездействия незаконным, обязании уведомить работодателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Шкинина