Дело № 2-1634/2013
Поступило в суд 22.10.2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2013 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой Т.Б.,
при секретаре Зубакиной С.А.,
с участием прокурора Стулиной О.Ж., представителя Совета депутатов города Бердска ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Бердска Новосибирской области в защиту публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным в части Устава города Бердска,
установил:
Прокурор г. Бердска Новосибирской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указывая, что решением Совета депутатов г. Бердска от 28.11.2005 № 428 «Об Уставе города Бердска» принят Устав города Бердска, действующий в настоящее время в редакции решения Совета депутатов города от 19.04.2013 № 298, который противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования предусмотрены полномочия органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Согласно п.9 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в соответствии с уставами муниципальных образований. В силу ч.1.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам, отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Уставом муниципального образования предусмотрены органы местного самоуправления муниципального образования, которые наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч.3 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ). Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч.11 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ). Глава муниципального образования наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.36). Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ). В силу ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться перечень вопросов местного значения, полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Часть 9.1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ устанавливает обязанность главы муниципального образования соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Однако статья 33 Устава «Глава муниципального образования» не содержит указанной обязанности Главы города Бердска. Часть 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.11.2011 №329-ФЗ устанавливает обязанность депутатов представительных органов местного самоуправления соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Однако статья 29 Устава «Депутат Совета депутатов» не содержит указанной обязанности депутатов Совета депутатов г. Бердска. Частью 6.1 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 №102-ФЗ предусмотрено, что полномочия главы городского округа прекращаются досрочно в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях: 1) несоблюдения главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа. Однако статья 34 Устава «Досрочное прекращение полномочий главы города» не содержит указанных оснований досрочного прекращения полномочий главы города в связи с утратой доверия Президента РФ. Пунктом 26 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций и выдача разрешений на эксплуатацию рекламных конструкций. Однако пункт 38 части 1 статьи 22 Устава «Вопросы местного значения города Бердска» и пункт 51 статьи 36 Устава «Полномочия администрации» не содержат указанных вопросов местного значения города и полномочий администрации города Бердска. Пунктом 28 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление мероприятий по территориальной обороне. Однако часть 1 статьи 22 Устава «Вопросы местного значения города Бердска» и статья 36 Устава «Полномочия администрации» не содержат указанного вопроса местного значения города и полномочий администрации города Бердска. Пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако статья 27 Устава «Полномочия Совета депутатов» не содержит указанных полномочий Совета депутатов г. Бердска. Первоначальный текст решения Совета депутатов г. Бердска от 28.11.2005 № 428 и Устава г. Бердска опубликован в газете «Бердские новости», № 52 08.12.2005 (решение), № 55 26.12.2005 (Устав). В силу ст. 251 ГПК РФ прокурор, в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону, при этом согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы нарушаются оспариваемым актом.
Просит признать статьи 22, 27, 29, 33, 34, 36 Устава города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов г. Бердска от 28.11.2005 № 428, в редакции решения Совета депутатов города от 19.04.2013 №298 незаконными, противоречащими федеральному законодательству, в части:
- отсутствия в статье 22 Устава вопросов местного значения по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на эксплуатацию рекламных конструкций, осуществлению мероприятий по территориальной обороне;
- отсутствия в статье 27 Устава полномочий Совета депутатов по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города.
- отсутствия в статье 29 Устава положений, устанавливающих обязанность депутатов Совета депутатов г. Бердска соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
- отсутствия в статье 33 Устава положений, устанавливающих обязанность главы муниципального образования соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
- отсутствия в статье 34 Устава положений, устанавливающих случаи досрочного прекращения полномочий главы города в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации;
- отсутствия в статье 36 Устава полномочий администрации по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на эксплуатацию рекламных конструкций, осуществлению мероприятий по территориальной обороне. Обязать Совет депутатов г. Бердска опубликовать решение суда в газете «Бердские новости».
Прокурор г. Бердска в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Совета Депутатов г. Бердска ФИО1, действующая на основании доверенности от 17.06.2013 г. (л.д.), против удовлетворения требований прокурора не возражала, согласно представленному отзыву полагает, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Также указывает, что на семнадцатой сессии Совета депутатов г. Бердска, которая состоялась 07.11.2013 г., Советом депутатов принято решение №396 «О принятии проекта решения «О внесении изменений в Устав г. Бердска», в которое включены изложенные в заявлении прокурора изменения. Утвержденное решениее о внесении изменений в Устав города Бердска в установленные сроки будет направлено для регистрации в Управление Минюста России по Сибирскому федеральному округу и после регистрации будет опубликовано и вступит в законную силу (л.д. 23-28).
Представитель Администрации г. Бердска Касса М.П., действующая на основании доверенности от 21.11.2013 г., в судебное заседание не явилась, представила отзыв на заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в её отсутствие и указывает, что Администрацией г. Бердска был подготовлен проект решения «О внесении изменений в Устав города Бердска», предусматривающий все изменения, указанные в заявлении прокурора, который 07.11.2013 г. на сессии депутатов г. Бердска был утвержден (л.д. 21).
Суд расценивает заявление представителя Совета депутатов г. Бердска и представителя Администрации города Бердска как признание заявленных прокурором г. Бердска требований.
Прокурор полагал возможным принять признание заявленных требований представителями Совета депутатов г. Бердска и Администрации г. Бердска.
Суд принимает признание заявленных прокурором требований представителями Совета депутатов г. Бердска и Администрации г. Бердска, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает охраняемых законом права и интересы других лиц.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194, 198, 246 ГПК РФ суд,
решил:
Требования прокурора г. Бердска Новосибирской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным в части Устава города Бердска удовлетворить.
Признать статьи 22, 27, 29, 33, 34, 36 Устава города Бердска, утвержденного решением Совета депутатов г. Бердска от 28.11.2005 № 428, в редакции решения Совета депутатов города от 19.04.2013 №298 незаконными, противоречащими федеральному законодательству, в части:
- отсутствия в статье 22 Устава вопросов местного значения по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на эксплуатацию рекламных конструкций, осуществлению мероприятий по территориальной обороне;
- отсутствия в статье 27 Устава полномочий Совета депутатов по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города.
- отсутствия в статье 29 Устава положений, устанавливающих обязанность депутатов Совета депутатов г. Бердска соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
- отсутствия в статье 33 Устава положений, устанавливающих обязанность главы муниципального образования соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
- отсутствия в статье 34 Устава положений, устанавливающих случаи досрочного прекращения полномочий главы города в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации;
- отсутствия в статье 36 Устава полномочий администрации по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на эксплуатацию рекламных конструкций, осуществлению мероприятий по территориальной обороне.
Обязать Совет депутатов г. Бердска опубликовать решение суда в газете «Бердские новости».
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.
Судья Т.Б. Киселева