ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1634/2016 от 09.03.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-1634/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 09 марта 2016 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Протасовой Е.М., при секретаре Зайцевой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Марий Эл «Строительно-промышленный техникум» и Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования Республики Марий Эл «Профессиональное училище № 8» и Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о возложении обязанности заключить с ФИО1 и ФИО2 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и передать в общую совместную собственность на условиях приватизации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 работала в ГБОУ НПО Республики Марий Эл «Профессиональное училище № 8» с 1989 года по 2011 год. В связи с работой в училище ей была предоставлена комната, по итогам последней инвентаризации комнате присвоен . В этой комнате истец проживает по настоящее время с сыном ФИО2 Общежитие, в котором проживают истцы, до его приватизации и передачи трудовому коллективу АО «Маригражданстрой» находилось в собственности государства, при приватизации утратило статус общежития. В связи с этим с истцами должен быть заключен договор социального найма. Поскольку истцы пользуются жилым помещением на основании социального найма, они вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность в порядке приватизации.

В части требований о возложении обязанности передать ФИО1 и ФИО2 в общую совместную собственность на условиях приватизации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, судом внесено определение о прекращении производства по делу.

Истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив, что в связи с переименованием ответчика просит считать, что требования предъявлены к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Марий Эл «Строительно-промышленный техникум».

Истец ФИО3, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика – Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО4 просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку жилое помещение не утратило статус общежития, в части требований о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации прекратить производство по делу, так как имеется вступившее в законную силу решение суда.

Представитель ответчика – государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл «Строительно-промышленный техникум» ФИО5 просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, указанным представителем ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО4

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, – Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

На основании части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В части 3 указанной статьи предусмотрено, что, исходя из целей использования, жилищный фонд подразделяется, в том числе, на 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Жилищным законодательством РФ в зависимости от целей использования жилого помещения, входящего в государственный или муниципальный жилищный фонд, предусмотрены различные основания возникновения жилищных правоотношений.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес> (копия поквартирной карточки).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан ордер на право занятия жилой площади в общежитии комнату по адресу: <адрес>.

В ордере указано, что жилое помещение предоставлено ФИО1 на период ее работы в ГОУ ПУ-8.

Из справки Йошкар-Олинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что произошла смена нумерации жилых помещений в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> перенумерована в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ НПО Республики Марий Эл «ПУ № 8» и ФИО1 заключен договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи указан ФИО2

В соответствии с планом приватизации государственного имущества Марийского республиканского Проектно-промышленно – строительного объединения «Маригражданстрой» от 03 июля 1992 года общежитие по адресу: <адрес> передано трудовому коллективу акционерного общества «Маригражданстрой».

Доводы истцов о том, что в связи с приватизацией спорное жилое помещение утратило статус общежития, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно статье 9 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Исходя из указанных выше положений, следует, что приватизация предприятия не должна влиять на права граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями. При этом сама по себе приватизация предприятия, в ведении которого находились жилые помещения, не влияет на изменение статуса последних, как специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение в ведение органов местного самоуправления не передавалось, в связи с этим оснований для применения к спорным правоотношениям норм, регулирующих использование жилых помещений по договору социального найма, не имеется.

Напротив, на основании распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 21 ноября 2007 года № общежитие по адресу. <адрес>, принято в государственную собственность Республики Марий Эл от ОАО «Маригражданстрой».

Распоряжением Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ общежитие, находящиеся по адресу: <адрес>, передано в безвозмездное пользование государственному бюджетному образовательному учреждению начального профессионального образования Республики Марий Эл «Профессиональное училище № 8».

Распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда Республики Марий Эл.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение, имевшее статус общежития до ведения в действие Жилищного кодекса РФ, в настоящий момент его не утратило, поскольку не передавалось в муниципальную собственность и находится в собственности Республики Марий Эл.

В связи с этим правоотношения сторон по данному делу основаны на договоре найма специализированного жилого помещения, право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма между сторонами не возникло.

Кроме того, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что ни она, ни ее сын нуждающимися в жилых помещениях не признаны.

В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Марий Эл «Строительно-промышленный техникум» и Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о возложении обязанности заключить с ФИО1 и ФИО2 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявлении ФИО1 и ФИО2 к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Марий Эл «Строительно-промышленный техникум» и Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Протасова

Мотивированное решение составлено 14 марта 2016 года.