Дело № 2-1634/2021 (2) 66RS0004-01-2020-011110-85
Мотивированное решение изготовлено 21.04.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 15 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшковой И.А. при секретаре судебного заседания Копысовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинскому районе г. Екатеринбурга по Свердловской области восстановлении права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинскому районе г. Екатеринбурга по Свердловской области восстановлении права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований истец указала, что ею был получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Серия №№ от 24.11.2010, который бел направлен в сумме <данные изъяты> на покупку <данные изъяты> жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес> по договору купли-продажи от 04.08.2015, заключенному с ФИО2 Вступившим в законную силу решением Костромского районного суда от 02.08.2019 договор купли-продажи от 04.08.2015 с ФИО2 был признан недействительным. ФИО2 денежные средства, полученные по договору, были внесены на лицевой счет УСД в Костромской области на основании определения суда от 05.06.2019. На основании определения Костромского районного суда от 13.09.2019 УСД по Костромской области денежные средства перечислены в УФК по Свердловской области (ОПФР по Свердловской области) в сумме <данные изъяты>. В связи с полным возвратом денежных срдств материнского капитала, цель предоставления указанных средств не достигнута, жилищные условия семьи не улучшены. В удовлетворении заявления ФИО1 о зачислении средств материнского (семейного) капитала в сумме <данные изъяты> на лицевой счет и восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, ответчиком отказано. С указанным решением истец не согласна. Договор купли-продажи от 04.08.2015 с ФИО2 на покупку <данные изъяты> жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес> признан недействительным, недействительная сделка недействительна с момента ее совершения, т.е. с 04.08.2015. Согласно ч.2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Просила обязать ГУ УПФР в Ленинском районе г.Екатеринбурга восстановить ФИО1 в праве на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на распоряжение дополнительными мерами государственной поддержки в связи с рождением второго ребенка на основании государственного сертификата на материнский капитал с последующей индексацией с 01.01.2020 в порядке, установленном ч.2 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на уровень инфляции в размере 3 % в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы представленного суду отзыва, указала, что в действующем законодательстве отсутствует механизм восстановления в данном праве без судебного решения.
Заслушав стороны, изучив доводы иска, письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Судом установлено, что истцом был в установленном порядке получен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №№ от 23.11.2010 г.
Согласно заявлению истца от 06.11.2015 о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала денежные средства по данному сертификату в размере <данные изъяты>. были перечислены по решению ответчика от 04.12.2015 № 1084, в счет оплаты по договору купли-продажи от 04.08.2015 доли жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес>.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 02.08.2019 по делу № 2-449/2019 договор купли-продажи от 04.08.2015, заключенный между истцом и ФИО2, признан недействительным. Применены последствия недействительной сделки. С ответчика ФИО2 в пользу УФК по Свердловской области взыскано <данные изъяты>. Денежные средства в размере <данные изъяты> поступили в УФК по Свердловской области (ОПФР по Свердловской области) на основании платежного поручения № от 27.09.2019. В назначении платежа указано: «взыскание в пользу ОПФР по Свердловской области внесенных на л/сч УСД денежных средств (ФИО2) в связи с недействительностью сделки».
После возвращения средств материнского капитала в бюджет истец обратилась к ответчику с заявлением о признание за ней права на материнский семейный капитал и распоряжении им. однако в удовлетворении заявления было отказано, в связи с тем, что механизм учета возвращенных средств в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, законном не предусмотрен.
Судом при разрешении данного дела учитывается, что Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01.01.2007, независимо от места их жительства. Частью 3 ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе для улучшения жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона и п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий средства материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В связи с изложенным, юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора являлось, в том числе установление судом факта возврата средств материнского капитала на счет Пенсионного фонда РФ после признания судом недействительным договора купли-продажи жилого помещения и земельного участка, на приобретение которых был использован материнский капитал. Платежным поручением № от 27.09.2019 перечислены Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области сумма в размере <данные изъяты>. Тем самым, данное обстоятельство судом было установлено, подтверждено представленными, в том числе, со стороны ответчика по делу, доказательствами.
Согласно п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет Пенсионного фонда, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета.
Учитывая, что средства материнского (семейного) капитала, были возвращены в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ, суд пришел к выводу о том, что право ФИО1 на государственную поддержку в виде средств материнского (семейного) капитала подлежат восстановлению и имеются правовые основания на повторного распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.
Часть 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Такого основания для отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала как их использование, при том, что впоследствии они были возвращены, в указанной норме не содержится.
Как следует из установленных по делу обстоятельств, фактически право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала истец в настоящее время не реализовала, жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила. Поскольку средства материнского (семейного) капитала были возвращены в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, перерасхода средств федерального бюджета не произошло.
С учетом установленных по делу обстоятельств, указанных норм закона и положений части 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", имеются основания для восстановления права истца на дополнительные меры государственной поддержки (средства материнского (семейного) капитала) в сумме, возвращенной на счет ответчика, т.е. 438160 руб. 46 копеек, эти средства подлежат зачислению на лицевой счет истца (в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Требования о восстановлении права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в большем размере, чем возвращены ответчику, не обоснованы и удовлетворению не подлежат, поскольку возврат суммы материнского капитала произведен в размере 438160 рублей 46 копеек.
Требования о пересмотре размера материнского (семейного) капитала с учетом темпов роста инфляции заявлен истцом преждевременно, поскольку подлежит разрешению органом пенсионного обеспечения после зачисления денежных средств на счет лица, имеющего право на государственную поддержку.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинскому районе г. Екатеринбурга по Свердловской области восстановлении права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинскому районе г. Екатеринбурга по Свердловской области восстановить ФИО1 в праве на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (средства материнского (семейного) капитала), в сумме <данные изъяты>.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинскому районе г. Екатеринбурга по Свердловской области восстановлении права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья /подпись/
Копия верна
Судья И.А. Юшкова