ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1635/20 от 10.06.2020 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хайдуковой О.Ю., при секретаре Базаровой В.А., с участием истца Круглякова Н.А., представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о перерасчете пенсии,

У с т а н о в и л

Кругляков Н.А. обратился в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указано, что решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости бессрочно в размере 4376 рублей 74 коп. и установлена фиксированная выплата к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере 5334 рублей 19 коп. Суммарный размер страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты составил 9710 рублей 93 коп.

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области истец получил копию выплатного дела, на основании которого сделан расчет пенсии истца.

Ответчик при расчете размера страховой пенсии по старости не учел периоды работы истца в торговом доме <данные изъяты> с 06.10.1999 по 01.07.2003.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не учел данный период работы истца, сославшись на неполучение ответов на свои запросы, что привело к неправильному определению пенсионного капитала и как следствие занижению размера пенсии. Ответчиком были включены в стаж работы истца периоды его работы в <данные изъяты> с 02.07.2003 по 27.07.2006, с 01.08.2006 по 30.06.2012. При расчете пенсионного капитала ответчик не учел данный страховой стаж, что подтверждается данными выплатного дела и письмом УПФР «О размере пенсии» от ДД.ММ.ГГГГ, что также привело к неправильному определению пенсионного капитала и как следствие занижению размера пенсии.

Истец письмом от ДД.ММ.ГГГГ направил ответчику заявление о перерасчете размера пенсии с приложением подтверждающих документов на основании того, что ответчиком при перерасчете пенсионного капитала не учтен страховой стаж с 06.10.1999 по 01.07.2003 и не учтен страховой стаж с 02.07.2003 по 31.05.2012.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил истцу решение о приостановлении срока рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец не согласен с решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области, так как ответчиком были направлены запросы в <данные изъяты> для <данные изъяты> за номером в ДД.ММ.ГГГГ, ответ на который получен не был. Так же был направлен запрос в <данные изъяты>.

Данное решение ответчика о приостановлении рассмотрения заявление истец считает незаконным.

В исковом заявлении Кругляков Н.А. просил:

- решение о приостановлении срока рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ отменить;

- обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области произвести новый расчет пенсионного капитала с учетом страхового стажа с 06.10.1999 по 01.07.2003, страхового стажа с 02.07.2000 по 31.05.2012 и на основании новой суммы пенсионного капитала произвести перерасчет размера пенсии в соответствии с заявлением о перерасчете размера пенсии от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства Кругляков Н.А. уточнил исковые требования, просит:

- решение о приостановлении срока рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ отменить;

- обязать ответчика назначить Круглякову Н.А. страховую пенсию по старости в размере 13125 рублей 57 коп. на основании расчета общего размера пенсии, произведенного истцом.

В заявлении об уточнении исковых требований указано, что ответчик своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтвердил, что периоды работы с 02.07.2003 по 27.07.2006 в <данные изъяты> и с 01.08.2006 по 30.06.2012 в <данные изъяты> были включены в подсчет страхового стажа. Однако, расчет пенсионного капитала с учетом указанных периодов ответчиком произведен не был.

Истец самостоятельно произвел расчет общего размера пенсии с учетом расчета пенсионного капитала включающего период работы истца с 06.10.1999 по 01.07.2003 в <данные изъяты> и с 02.07.2003 по 31.05.2012 в <данные изъяты> При расчете размера пенсии истец в п.1 расчета включил в трудовой стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ периоды работы в <данные изъяты> с 06.10.1999 по 31.12.2001, таким образом, трудовой стаж для расчета пенсии составил 19 лет 9 месяцев 11 дней, что существенно повлияло на размер пенсионного капитала, влияющего на дельнейший расчет размера пенсии. Истец произвел расчет суммы страховых взносов из расчета 10 лет 5 месяцев страхового стажа за период с 01.01.2002 по 31.05.2012.

Расчет размера пенсии произведен истцом на основании ст.ст.18,19 Конституции РФ и по аналогии с Федеральным законом № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. « Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В судебном заседании Кругляков Н.А. исковые требования поддержал, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать. Возражая против заявленных исковых требований, указала, что до настоящего времени ответ на запрос о подтверждении периодов работы истца с 06.10.1999 по 01.07.2003 в <данные изъяты> в Управление пенсионного фонда не поступил. В связи с тем, что отсутствуют сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы (ПФР Украины) учесть указанный период работы при назначении пенсии не представляется возможным. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Украины в периоды работы Круглякова Н.А. с 02.07.2003 по 27.07.2006 и с 01.08.2006 по 30.06.2012 подтверждена компетентным органом Украины. Этот факт, в соответствии с нормами Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, дает право на включение вышеуказанных периодов в страховой стаж, однако, на размер пенсии это не влияет.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Круглякову Н.А. решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск (межрайонное) была назначена страховая пенсия по старости с установлением страховой выплаты в сумме 5334 рубля 19 коп. Суммарный размер страховой выплаты с учетом повышения фиксированной выплаты составил 9710 рублей 93 коп.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии, указав на то, что при расчете пенсионного капитала не учтен страховой стаж с 06.10.1999 по 01.07.2003 и не учтен страховой стаж с 02.07.2002 по 31.05.2012 – периоды работы истца в Украине.

Истцом предоставлена копия справки о периоде работы с 06.10.1999 по 01.07.2003 в <данные изъяты> однако при назначении пенсии в стаж истца не был включен данный период работы, в связи с тем, что Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) был направлен запрос в Пенсионный Фонд Донецкой Народной Республики о подтверждении факта работы истца с 06.10.1999 по 01.07.2003 в торговом <данные изъяты> а так же о получении информации об уплате страховых взносов на государственное пенсионное страхование за период работы с 01.01.2002 по 01.07.2003.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) приняло решение о приостановлении срока рассмотрения заявления истца с ДД.ММ.ГГГГ до завершения проверки, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку по истечении трех месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления о перерасчете пенсии, запрашиваемые документы не поступили, Управлением пенсионного фонда было вынесено решение о восстановлении срока рассмотрения заявления.

Ответчик своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтвердил, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и с 01.08.2006 по 30.06.2012 в <данные изъяты> были включены в подсчет страхового стажа. Вышеуказанные периоды включены ответчиком в страховой стаж истца, поскольку уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за периоды работы Круглякова Н.А. с 02.07.2003 по 27.07.2006 и с 01.08.2006 по 30.06.2012 подтверждены компетентными органами Украины. Однако, при расчете размера пенсионного капитала данные периоды не учтены.

Истец Кругляков Н.А. в материалы дела предоставил расчет размера пенсии с учетом расчета пенсионного капитала, учитывающего периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> согласно его расчету размер пенсии составил 13125 рублей 57 коп. (л.д.)

Ответчиком в материалы дела предоставлен расчет размера выплачиваемой пенсии ФИО1 (л.д.), которая составляет 9710 рублей 93 коп. Из данного расчета следует, что в страховой стаж истца включены периоды работы с 02.07.2003 по 27.07.2006 и с 01.08.2006 по 30.06.2012, поскольку уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за указанные периоды подтверждена компетентным органом Украины. Однако, страховые взносы уплаченные в Пенсионный фонд Украины не учтены при расчете пенсии, поскольку взаимозачеты по страховым взносам между Российский Федерацией и Украиной не предусмотрены.

Истец полагает, что в данном случае на основании п.4 ст.1 ГПК РФ необходимо применить аналогию закона и применить механизм расчета размера страховых взносов, предусмотренный Федеральным законом № 208-ФЗ от 21.07.2014. « Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Однако позиция истца основана на неверном толковании норм материального права.

Согласно статье 1 Федерального закона № 208-ФЗ от 21.07.2014. « Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Истец Кругляков Н.А. не относится к категории таких граждан, в данном случае ответчиком размер пенсии истца определен на основании статьи 15 Федерального закона « О страховых пенсиях», расчет пенсии приведен ответчиком в Отзыве на исковое заявление (л.д. 131-133)

Страховая пенсия по старости была назначена истцу в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК,

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.

При этом, исходя из положений ч. ч. 10, 11 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 г. отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

Исходя из изложенных норм права, размер страховой пенсии по старости определяется исходя из страхового стажа и заработка, приобретенного гражданином до ДД.ММ.ГГГГ и размера страховых взносов, уплаченных после ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, при определении размера пенсии гражданина правовое значение имеет страховой стаж, приобретенный только до ДД.ММ.ГГГГ, наличие или отсутствие страхового стажа после указанной даты на размер страховой пенсии по старости не влияет, поскольку после ДД.ММ.ГГГГ учитываются только страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кругляков Н.А. в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Украине и соответственно производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины. Взаимозачеты по страховым взносам между Российской организацией и иностранными государствами не предусмотрены. Ответчиком правомерно при расчете пенсии истца учтены только страховые взносы, уплаченные в Пенсионный фонд РФ.

Также правомерно ответчиком не учтен период работы истца с 07.10.1999 по 31.12.2001 в <данные изъяты> поскольку до настоящего времени в УПФР в городском округе город Дзержинск не поступил ответ на запрос о подтверждении указанного периода работы истца, сведения об уплате истцом стразовых взносов в ПФР Украины отсутствуют.

Как указано выше, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что произведенный пенсионным органом в отношении истца расчет пенсии является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушает.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного закона (ч. 2. ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного Закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Кругляков Н.А., обратившись в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии, не предоставил документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, в связи с чем, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении рассмотрения заявления о перерасчете пенсии. Одновременно ответчиком были направлены запросы в ОПФР по Ростовской области для Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики об оказании содействия в истребовании справок о стаже, заработке и об уплате страховых взносов в период работы Круглякова Н.А. в <данные изъяты>

Таким образом, приостановление рассмотрения заявления о перерасчете пенсии являлось обоснованным, оснований для признания Решения УПФР в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) о приостановлении срока рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене не имеется. Кроме того, по истечении трехмесячного срока приостановления рассмотрения заявления о перерасчете пенсии Круглякова Н.А., рассмотрение заявления было возобновлено.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Круглякову Н.А. об отмене Решения от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении срока рассмотрения заявления, о перерасчете пенсии и назначении страховой пенсии по старости в размере 13125 рублей 57 коп. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородском областном суде в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Судья О.Ю. Хайдукова.

Копия верна: судья