К делу № 2-1635/2013 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Каневская Краснодарского края 19 декабря 2013 года
Судья Каневского районного суда Краснодарского края Мосьпан А.Г.
с участием истца Терещенко В.Я.,
представителя ответчика – представителя ОАО «Кубаньэнергосбыт» Шкурко М.М., представившего доверенность серии 23 АА № 2372446 от 28.06.2013 года,
при секретаре Зуевой В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терещенко В.Я. к ОАО «Кубаньэнергосбыт», Тимашевские электрические сети филиал ОАО «Кубаньэнерго» о понуждении перезаключить публичный договор,
УСТАНОВИЛ:
Терещенко В.Я. обратился в суд с иском к ОАО «Кубаньэнергосбыт», Тимашевские электрические сети филиал ОАО «Кубаньэнерго» о понуждении перезаключить публичный договор, указывая, что 06 декабря 1995 года его жена Орлова Л.Н. подписала два договора на отпуск электрической энергии бытовому абоненту. Один договор под номером 1418006/9, другой договор под номером 1418122/9. Это было обусловлено тем, что в домовладении было установлено два счётчика. В этих договорах в пунктах 2.14 и 2.15 говорилось: «Обеспечить «Потребителя» абонентскими книжками для производства платежей за электроэнергию. Доводить до «Потребителя» через краевые органы печати и телевидения информацию об изменении тарифов на отпуск электроэнергии». Также в пункте 2.23 говорилось: «Своевременно получать и менять использованную абонентскую книжку у «Исполнителя». В случае утери или порчи оплачивать «Исполнителю» стоимость новой книжки согласно утверждённой калькуляции». Кроме того, в пункте 1.1 говорилось, что «Потребитель» своевременно оплачивает «Исполнителю» стоимость потреблённой электроэнергии по тарифам, утверждённым Краевой энергетической комиссией». В 1998 году Каневской районный суд расторг их брак, оставив за ним право собственности на домовладение, находящееся по адресу: ст. Каневская, <адрес>. После этого он поставил свою подпись под этими договорами, поскольку они его устраивали, так как сохранялась абонентская книжка, и энергетическая комиссия, ссылаясь на Постановления Правительства, вначале установила тариф в сумме 14 копеек за киловатт, а затем - 17 копеек. После этого никакой информации больше не было, и он продолжал платить по 17 копеек за киловатт, что и делаю до настоящего времени, поскольку договор является действующим и не перезаключен. 25 мая 2004 года ему прислали договор на отпуск электрической энергии физическому лицу для бытовых нужд за номером 14181229. В этом договоре были уже значительные изменения. Тарифы уже устанавливает Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края. Про абонентскую книжку не сказано ни слова - это уже подозрительный факт. И сам договор не называется «Публичным». Кроме того, совершенно неизвестна цена (тариф) на оплату электроэнергии. Вскоре у него появился новый договор, который назывался - «Договор энергоснабжения», переданный работниками Каневского энергосбыта, но уже не «электроснабжения», а «энергоснабжения». Но это был пустой бланк, подписанный Кагерман С.М., с печатью. Он не был согласен с этим договором, поскольку вместо абонентской книжки применялись счета, выставляемые «Гарантирующим поставщиком», в которых он был обязан только выставлять показания счётчика, то есть он отстранялся от непосредственного участия в контроле за потребляемой электроэнергией, что противоречило ранее заключённому договору, и поэтому выслал копию договора, заключённого в судебном порядке 10 апреля 1998 года, с просьбой принять его вариант договора или изменить условия договора со всеми требованиями законодательства в этой области. Другими словами, он направил в адрес Тимашевского филиала ОАО «Кубаньэнергосбыт», руководимого Кагерман С.М., подписывающим все эти договора, оферту. Однако он не ответил в срок акцептом. Это подтверждается его письмом в его адрес от 25.07.2006 года. Таким образом, его вариант договора, заключённый в судебном порядке, является обоснованным и законным. В соответствии со ст. 11 ГПК РФ наибольшую юридическую силу в Российской Федерации имеют: Конституция Российской Федерации, международные договора Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты (указы) Президента Российской Федерации, и только после этого следуют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. А «суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу». Как же решаются вопросы в контексте нормативных правовых актов, имеющих наибольшую юридическую силу? Во-первых, по Конституции РФ: п. «ж» ст. 71 гласит: «В ведении Российской Федерации находятся... основы ценовой политики». В соответствии со ст. 72 - основы ценовой политики не входят в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края, заключённом в г. Москва 30 января 1996 года, отсутствуют полномочия Краснодарского края по основам ценовой политики. В соответствии со ст. 7 Устава Краснодарского края «в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края не находятся основы ценовой политики». Ст. 8 Устава гласит: «Установленное Конституцией Российской Федерации и Федеральным договором разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и Краснодарского края не может быть изменено в одностороннем порядке». Во-вторых, в международном договоре по достаточному жилищу в пункте 3 говорится: приемлемость жилища с точки зрения расходов утверждается: «Расходы какого-либо лица или домашнего хозяйства на удовлетворение жилищных потребностей должны быть такого размера, чтобы это не угрожало и не препятствовало обеспечению и удовлетворению других основных потребностей». В пункте 2 говорится: «Все бенефициары права на достаточное жилище должны иметь устойчивый доступ к природным и общим ресурсам, системам снабжения питьевой водой, энергии для приготовления пищи, отопления и освещения, системам санитарии и гигиены, хранения продуктов питания, удаления отходов, канализации и чрезвычайных служб». В пункте 7 определяется: «Любое лицо, семья, домашнее хозяйство, группа или община, проживающая в условиях, при которых эти производные права реализуются не полностью, имеют законное основание заявлять о том, что они не пользуются правом на достаточное жилище, закреплённым в международных документах по правам человека». Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает: «Общественные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В-третьих, ст. 2 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гласит: «Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст. 539-548 - договор энергоснабжения), настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учётом региональных и иных особенностей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов. В случае превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению, на услуги субъектов естественных монополий, превышающего установленные предельные уровни, дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 35-ФЗ основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются: - обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав; - обеспечение социальной защиты граждан Российской Федерации от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию; - развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики. Пункт 3 статьи 20 определяет: «Правительство Российской Федерации одновременно с разработкой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждает на год предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей с выделение цен (тарифов) для населения. В ст. 21 предусмотрено: «Правительство Российской Федерации утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений». На мой запрос на имя Министра Российской Федерации по антимонопольной политике (МАП России) от 20.08.2002 г. № 103 я получил ответ, подписанный замминистра Голомолзиным А.Н. от 12.02.2003 г. № АГ/1574, в котором он сообщает: «В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг». Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи - 22%. В законе неоднократно упоминается о публичном договоре. Так в абзаце 10 части 1 статьи 21 говорится о заключении публичных договоров. Пункт 2 статьи 26: «Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным. При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством». Пункт 5 статьи 38: «В отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями. Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным». Кроме того, в абзаце 2 пункта 3 статьи 37 говорится: «Правила заключения договоров между потребителями электрической энергии и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров. Существенным условием публичного договора является цена». В соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ - публичный договор предусматривает установление цены на товары, работы и услуги одинаковыми для всех потребителей. Как установлено п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключённым, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В силу положений п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При наличии между сторонами разногласий по условию о цене и не достижении сторонами соответствующего соглашения возмездный договор считается незаключённым. ВАС РФ в Определении от 11.02.2009 г. № 292/09 указал: из содержания ст.ст. 779 и 781 ГК РФ следует, что существенными условиями, названными в законе для данного договора, является предмет и цена. Аналогичную позицию занял ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 05.03.2009 г. № А58-4897/08-Ф02-656/09. ФАС Западно-Сибирского округа в двух своих постановлениях отметил, что в соответствии со ст. 779 ГК РФ цена договора является существенным условием договора. В Постановлении от 23.03.2005 г. № А06-1989/2-15/04 ФАС Поволжского округа пришёл к выводу, что в соответствии со ст. 779 ГК РФ ввиду возмездности договора возмездного оказания услуг условие о цене является существенным. ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.03.2008 г. № А56-37419/2006 отказал в иске о взыскании убытков, отметив, что договор на возмездное оказание услуг не заключён, поскольку в нём отсутствуют существенные условия (предмет, цена). И как же цена не может быть существенным условием публичного договора, если она устанавливается Правительством Российской Федерации совместно с бюджетом на правах закона. В-четвертых, Указ Президента Российской Федерации от 05 октября 1995 года № 1007 запрещает субъектам Российской Федерации издавать законы и нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции РФ, и требует устранения существующих противоречий с положениями Конституции РФ. Однако, несмотря на высшие юридические документы, глава администрации Краснодарского края Ткачёв А.Н. своим Постановлением от 14.06.2002 г. № 652 создаёт региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края (РЭК), в котором он определяет цели департамента – совершенствование государственного регулирования тарифов и осуществление контроля за ценообразованием в крае. Таким образом, ссылаясь на Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ, в котором говорится о предельных уровнях тарифов для населения, Ткачёв А.Н. присвоил себе право устанавливать государственные тарифы на электроэнергию вместо рассмотрения предельных уровней тарифов. Депутаты Государственной Думы в феврале 2003 года потребовали от премьер-министра Касьянова упразднить РЭКи, поскольку они созданы незаконно и не нужны в субъектах Российской Федерации. Однако это требование депутатов выполнено не было, и до настоящего времени департамент цен и тарифов Краснодарского края (РЭК) самостоятельно без проведения экспертиз по повышению тарифов, без официального уведомления населения постоянно из года в год повышает тарифы, несмотря на социальное положение людей. Таким образом, практически уничтожены публичные договоры, поскольку поставщики электроэнергии не считаются с ними и даже забыли об их существовании. В то же время оплата за электроэнергию без соблюдения публичного договора является незаконной и недействительной. 25.07.2006 года он направил письмо под № 058 в адрес Кагерман С.М. с просьбой вернуться к договорным обязательствам или изменить условия договора со всеми требованиями законодательства в этой области. Ответа он не получил. 10.12.2006 года он вновь отправил письмо, где указал, что до тех пор, пока они совместно не обратятся в Правительство РФ и не уточним тарифы на электроэнергию для Краснодарского края и не перезаключим публичный договор, проблема не сдвинется с мёртвой точки. Он также не получил ответа, а Каневской энергосбыт встал на путь шантажа. Без всякого на то основания начальник Каневского участка ОАО «Кубаньэнергосбыт» Приймак А.Г. высылает ему ежемесячно платёжные квитанции с баснословными суммами. В то же время ещё в прошлом году без его на то согласия он установил счётчик на столбе улицы, который постоянно находится под воздействием солнечных лучей и других погодных воздействий, а, следовательно, выдаёт искажённую информацию, причём эта информация должна быть распределена на два счётчика, как он указывал в начале заявления. Всё это вносит сумятицу, поскольку незаконно. Он прикладывает информацию, взятую из Интернета, о незаконности установления подобных счётчиков на улице. Это есть прямое нарушение прав человека. А недавно он получил извещение о полном ограничении режима потребления электроэнергии с угрозой взыскать сумму долга в судебном порядке. Постоянные напоминания ему о задолженности, постоянные угрозы об отключении домовладения от сети влияют на его психическое состояние, а значит и на здоровье, вызывают постоянные семейные скандалы и ссоры, выводят его из комфортного состояния, то есть наносят ему моральный вред, поскольку со стороны поставщика нарушаются российские законы. Он расценивает это как шантаж, причинивший ему моральный вред в сумме 500 000 рублей. В то же время сам Приймак А.Г. предлагал ему перезаключить договор, аннулировать все к нему претензии и начать работать в соответствии с перезаключённым договором, на что он дал согласие. Приймак обещал это сделать после обсуждения этого вопроса с вышестоящим руководством, но вместо перезаключения договора он вдруг повесил на столбе счётчик. 11.05.2013 года он направил Президенту Российской Федерации письмо, в котором указал на несоблюдение поставщиками электроэнергии высших юридических документов и его конституционные действия по ликвидации такого положения. Он получил ответ, что его письмо направлено в Правительство Российской Федерации. Итак, на основании вышеперечисленных правовых актов договор на энергоснабжение между ним и энергоснабжающей организацией должен называться «Публичным». В нём должна быть указана цена на поставку электроэнергии (тариф), установленный Правительством Российской Федерации, а при изменении тарифа должна быть произведена технико-экономическая экспертиза, доведённая до всех потребителей. В соответствии со ст. 540 ГК РФ гражданин, использующий энергию для бытовых нужд, имеет право в соответствии со ст. 546 ГК РФ изменить условия договора. В то же время, если одной из сторон внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключённым договором, что он и делает. Однако Приймак А.Г. постоянно высылает ему платёжные поручения с изменёнными тарифами, которые никем и ничем не обоснованы, что прямо нарушает его права на потребление электроэнергии. Иногда идёт ссылка на Региональную энергетическую комиссию Краснодарского края, которая согласно Конституции РФ и указа Президента № 1007 является незаконной структурой, а, естественно, и ссылка на её приказы является незаконной. В соответствии с вышеизложенным, просит суд: 1. Обязать ОАО «Кубаньэнергосбыт» перезаключить с ним публичный договор на энергоснабжение в соответствии с высшими юридическими документами Российской Федерации. 2. Взыскать с ОАО «Кубаньэнергосбыт» в свою пользу моральный вред в сумме 500 000 рублей.
Истец Терещенко В.Я. в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал полностью, дал объяснения по обстоятельствам дела и суду дополнил, что касается представленного представителем ответчика отзыва на заявленные исковые требования, то в нём не приведено никаких обоснований для отказа в перезаключении публичного договора. Просит суд: 1. Обязать ОАО «Кубаньэнергосбыт» перезаключить с ним публичный договор на энергоснабжение в соответствии с высшими юридическими документами Российской Федерации. 2. Взыскать с ОАО «Кубаньэнергосбыт» в свою пользу моральный вред в сумме 500 000 рублей.
Представитель ответчика – представитель ОАО «Кубаньэнергосбыт» Шкурко М.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал в полном объеме. Дачу письменного заключения ОАО «Кубаньэнерго» действующее законодательство РФ не обязывает. Договор на поставку электроэнергии считается заключенным с момента технологического присоединения или первой поступившей оплаты потребителем. Истцу был направлен проект договора энергоснабжения, что истец не отрицает, приложив его копию к материалам дела, но он отказывается его подписывать, протокола разногласий по данному договору не предоставляет. Что касается установки электросчетчика на электростолбе, то его устанавливала сетевая организация - Тимашевские электрические сети филиал ОАО «Кубаньэнерго». Они тарифы не устанавливают, а исполняют их. Действующие тарифы на сегодня не отменены. Тарифы устанавливаются региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (РЭК). У них имеется типовой договор на поставку электроэнергии. Он размещен на официальном сайте их организации. Суду дополнил, что до реформирования РАО ЕЭС России энергоснабжающие организации совмещали в своей деятельности как технологические функции производства, передачи и распределения электрической энергии, так и функции сбыта (продажи) электрической энергии. С введением в действие с 26.03.2003 г. Федерального закона № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» установлены новые экономические отношения в сфере электроэнергетики, и определены субъекты электроэнергетики. На основании Решения Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.10.2006 г. № 45/2006-Э, ОАО «Кубаньэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. На основании Приказа Федеральной службы по тарифам от 22.01.2007 г. № 9-э ОАО «Кубанская энергосбытовая компания», г. Краснодар включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности с рег. № 23/01. ОАО «Кубаньэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, осуществляет деятельность по покупке электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализации (продажи) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам). В силу ст. 426 ГК РФ: 1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). 2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. 4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). В соответствии с положениями части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Также в силу ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Положениями абзаца 2 части 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Поскольку законодателем установлено, что при расчетах за электроэнергию должна применяться цена, установленная или урегулированная уполномоченным на то государственным органом, то цена на электроэнергию может быть определена соглашением сторон, но только в порядке и в соответствии с процедурой, установленной законодательством. В настоящее время ОАО «Кубаньэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии, реализует электроэнергию населению по ценам (тарифам), которые устанавливаются приказами Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края. В связи с этим, утверждения истца о тарифе 17 копеек за один кВт.ч., который он оплачивает в настоящее время, ошибочны. ОАО «Кубаньэнергосбыт» неоднократно обращалось в судебные органы за защитой своих законных прав и интересов по взысканию задолженности за потребленную электроэнергию с гражданина Терещенко В.Я. Утвержденные типовые формы договоров купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с юридическими лицами и гражданами-потребителями размещены на официальном сайте ОАО «Кубаньэнергосбыт» www.kubansbyt.ru. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период....» юридическим лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. На основании вышеизложенного, ОАО «Кубаньэнергосбыт» не имеет на своем балансе, в собственности (на ином законном основании) оборудование объектов электроэнергетики, в т.ч. электрических сетей, либо иных объектов электросетевого хозяйства. В связи с этим, утверждения истца о том, что силами ОАО «Кубаньэнергосбыт» установлен счетчик на столбе улицы возле его домовладения, также являются ошибочными. Данный электросчетчик был установлен сетевой организацией ОАО «Кубаньэнерго». Также хочется отметить, что гражданин Терещенко В.Я. не предоставляет сведения о показаниях потребленной им электроэнергии установленных в его домовладении счетчиков, и по установленному на столбе счетчику расчеты также не производятся. Кроме того, ОАО «Кубаньэнергосбыт» неоднократно направляло в адрес Терещенко В.Я. договоры энергоснабжения, от подписи которых он отказывался. На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель соответчика – представитель Тимашевские электрические сети филиал ОАО «Кубаньэнерго» в судебное заседание не явился, причина неизвестна, извещен о слушании дела своевременно и надлежащим образом.
Выслушав позиции участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Терещенко В.Я. к ОАО «Кубаньэнергосбыт», Тимашевские электрические сети филиал ОАО «Кубаньэнерго» о понуждении перезаключить публичный договор подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании с учётом действующего гражданского законодательства и нормативно-правовой базы, регулирующих договорные отношения и правила поставки электроэнергии, установлено, что договор на поставку электроэнергии считается заключенным с момента технологического присоединения Терещенко В.Я или первой поступившей от него оплаты.
Истцу Терещенко В.Я. был направлен проект договора энергоснабжения, что он не отрицает, он отказался его подписать, протокол разногласий по данному договору также не предоставляет.
Оспариваемые истцом тарифы на сегодня не отменены. Тарифы устанавливаются региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (РЭК). Типовой договор на поставку электроэнергии размещен на официальном сайте организации - поставщика. До реформирования РАО ЕЭС России энергоснабжающие организации совмещали в своей деятельности как технологические функции производства, передачи и распределения электрической энергии, так и функции сбыта (продажи) электрической энергии. С введением в действие с 26.03.2003 г. Федерального закона № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» установлены новые экономические отношения в сфере электроэнергетики, и определены их субъекты.
На основании Решения Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.10.2006 г. № 45/2006-Э, ОАО «Кубаньэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. На основании Приказа Федеральной службы по тарифам от 22.01.2007 г. № 9-э ОАО «Кубанская энергосбытовая компания», г. Краснодар включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности с рег. № 23/01. ОАО «Кубаньэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, осуществляет деятельность по покупке электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализации (продажи) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).
В силу положений ст. 426 ГК РФ: Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с положениями части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положениями абзаца 2 части 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Поскольку законодателем установлено, что при расчетах за электроэнергию должна применяться цена, установленная или урегулированная уполномоченным на то государственным органом, то цена на электроэнергию может быть определена соглашением сторон, но только в порядке и в соответствии с процедурой, установленной законодательством.
На данный период ОАО «Кубаньэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии, реализует электроэнергию населению по ценам (тарифам), которые устанавливаются приказами Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края.
В связи с этим, утверждения истца о тарифе 17 копеек за один кВт.ч., который он оплачивает в настоящее время, необоснованны.
Утвержденные типовые формы договоров купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с юридическими лицами и гражданами-потребителями размещены на официальном сайте ОАО «Кубаньэнергосбыт» www.kubansbyt.ru.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период....» юридическим лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, на основании вышеизложенного, ОАО «Кубаньэнергосбыт» не имеет на своем балансе, в собственности (на ином законном основании) оборудование объектов электроэнергетики, в т.ч. электрических сетей, либо иных объектов электросетевого хозяйства. Из этого следует ошибочность утверждения истца о том, что силами ОАО «Кубаньэнергосбыт» установлен счетчик на столбе улицы возле его домовладения. Данный электросчетчик был установлен другой самостоятельной сетевой организацией - ОАО «Кубаньэнерго».
Судом установлено также, что по причине данных длящихся спорных правоотношений истец Терещенко В.Я. не производит оплату за пользование электроэнергией и она с него взыскивается в последние периоды в судебном порядке.
Юридически значимым следствием данного спора суд считает необходимость заключения договора поставки электроэнергии между ОАО «Кубаньэнергосбыт» в лице уполномоченного органа и гражданином Терещенко В.Я. Несогласие истца Терещенко В.Я. с условиями договора должно быть оформлено протоколом разногласий, которые в части, не противоречащей действующей в настоящее время нормативно-правовой базе, регулирующей в Краснодарском крае правила, условия и ценовые тарифы, подлежат включению в договор поставки электроэнергии. Несоблюдение вышеуказанных условий не исключает возможного прекращения поставки электроэнергии потребителям, в том числе, гражданину Терещенко В.Я.
Суд усматривает также необходимость исследования и проверки правильности учёта потребления электроэнергии на счётчике, установленном на столбе у домовладения истца Терещенко В.Я. со стороны сетевой организации ОАО «Кубаньэнерго» с приведением его в соответствие с Правилами эксплуатации электроустановок в РФ.
С учётом длящихся в рамках закона правоотношений обеих сторон, суд полагает необходимым отказать в части иска о компенсации морального вреда.
Иные доводы и позиции сторон не влияют на результаты рассмотрения данного спора по существу и не исключают вышеуказанные выводы суда по результатам рассмотрения дела.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Каневской районный суд
РЕШИЛ:
Иск Терещенко В.Я. к ОАО «Кубаньэнергосбыт», Тимашевские электрические сети филиал ОАО «Кубаньэнерго» о понуждении перезаключить публичный договор – удовлетворить частично.
Возложить на ОАО «Кубаньэнергосбыт» в лице уполномоченного органа и Терещенко В.Я. взаимную обязанность по заключению публичного договора поставки электроэнергии в домовладение по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская, <адрес>, с учётом действующих в Краснодарском крае порядке, условий и ценовых тарифов, а также согласованных сторонами протоколом разногласий, не противоречащих существующей нормативно-правовой базе в данной сфере гражданских правоотношений.
Возложить на Терещенко В.Я. обязанность не препятствовать в обеспечении доступа управомоченных ОАО «Кубаньэнергосбыт» специалистов и должностных лиц к счётчику учёта электроэнергии в его домовладении.
В остальной части заявленных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца.
Судья -