Решение
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре Жаруне А.Р.,
с участием помощника прокурора Фрунзенского района города Саратова Младенова С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,
установил:
заместитель прокурора Фрунзенского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее Фонд капитального ремонта) о признании незаконным бездействие Фонда капитального ремонта в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, выразившееся в непривлечении подрядной организации, путем проведения электронного аукциона либо путем закупки у единственной подрядной организации в порядке, предусмотренном пунктами 167, 195 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июля 2016 года № 615, для выполнения работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения по адресу: <адрес>; возложении обязанности привлечь в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01 июля 2016 года № 615, подрядную организацию для выполнения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения пол адресу: <адрес> в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя требования следующим.
Областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П в редакции от 07 декабря 2016 года на 2017 года под позицией № в жилом доме по адресу: <адрес>, предусмотрен капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения. Указанный жилой дом включен под № в Перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, утвержденный постановлением администрации МО «Город Саратов» от 1 октября 2016 года № 3105 «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2017 году на территории МО «Город Саратов» областной программы капитального ремонты общего имущества с многоквартирных домах на территории Саратовской области». В ходе проведенной в феврале 2018 года проверки, установлено, что указанный капитальный ремонт в 2017 году проведен не был. Таким образом, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту. Непроведение капитального ремонта имущества, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией РФ, в связи с чем, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Помощник прокурора Фрунзенского района города Саратова Младенов С.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил исковые требования, просит суд обязать ответчика обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения по адресу: <адрес><адрес>в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленном заявлении, не оспаривая обязанности Фонда капитального ремонта в части организации проведения работ по капитальному ремонту, указал, что ответчиком принимаются все возможные меры для организации открытого конкурса по привлечению подрядной организации на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, дело просит рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав помощника прокурора Фрунзенского района города Саратова Младенова С.О., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Частью 1 статьи 168 ЖК РФ установлено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1 ст. 182 Жилищный кодекс РФ).
Законом Саратовской области № 103-ЗСО от 27 июня 2013 года «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области - регионального оператора.
Региональный оператор Фонд капитального ремонта создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года №171-ПР.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 24 ноября 2017 года № 636-р «О внесении изменения в распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 14 ноября 2016 года № 958-р «Об утверждении областного краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2017 год», которым был утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2017 год, включены, в том числе, работы по капитальному ремонтувнутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения по указанному адресу не проведены.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), и не оспариваются ответчиком.
Из отзыва представителя ответчика на исковое заявление следует, что капитальный ремонт в указанном выше доме не проводился, в связи с отсутствием заявок участников в открытом аукционе.
14 октября 2016 года вступило в силу постановление Правительства от 01.07.2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Согласно новому порядку, закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляется путем использования способов определения поставщиков, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги предусмотренные п. 8 Положения, а также случаев, предусмотренных п. 193 Положения. Пункт 2 настоящего постановления и раздел III Положения применяются по истечении 90 дней после дня вступления в силу настоящего постановления. Первый предварительный отбор подрядных организаций, предусмотренный Положением, проводится в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу настоящего постановления.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора. Проведение обследования выполняется в соответствии с ГОСТ 31937-2011, который присутствует в перечне нормативных документов, применяемых на обязательной основе. Постановления Правительства №1521 от 26 декабря 2014 года. По результатам обследования организация-заказчик получает технический отчет, включающий в себя: заключение по итогам проведенного обследования технического состояния здания или сооружения, дефектную ведомость.
Основанием для последующего расчета сметы является дефектная ведомость, в которой указано какие дефекты обнаружены в здании, где они находятся и каков их объем.
Учитывая изложенное, постановлением № 615 установлен специальный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций региональным оператором в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Из отзыва представителя ответчика на исковое заявление также следует, что аукционы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, объявленные Фондом капитального ремонта на проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения по адресу: <адрес>, признаны несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок участников.
ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором объявлен электронный аукцион № на проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения по адресу: <адрес> Аукцион находится на стадии приема заявок. Прием заявок осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, действующие в отношении регионального оператора положения части 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ согласно которым в случае, если повторный конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 данной статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом № 44-ФЗ, соблюдены не были, что привело к нарушению сроков проведения работ по капитальному ремонту у казаном выше многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что ответчиком не были соблюдены сроки проведения работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения по адресу: <адрес>, соблюдая право граждан на благоустроенное помещение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Фрунзенского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц о возложения на ответчика обязанности обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту инженерной системы холодного водоснабжения многоквартирного дома <адрес>.
При этом, суд считает, что заявленный прокурором срок для исполнения указанной обязанности не является достаточным, поскольку при выполнении работ предполагается привлечение подрядной организации, интересы которой также необходимо соблюдать.
Таким образом, обязанность по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту инженерной системы холодного водоснабжения многоквартирного дома <адрес> должна быть исполнена ответчиком в порядке и сроки, предусмотренные нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01 июля 2016 года № 615.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Фрунзенского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме - удовлетворить частично.
Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту инженерной системы холодного водоснабжения многоквартирного дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г.Саратова.
Судья Е.В. Яремчук