Дело № 2-1636/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2014 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Охрименко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО3 <Р.В.> о признании незаконными действия государственного органа, должностных лиц государственного органа, возложении обязанности на государственный орган обеспечить возможность присутствия на заседаниях сессии любому гражданину РФ, еще раз провести 35 сессию с полным соблюдением Конституции России и требований федерального законодательства, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и должностных лиц Государственного Собрания – Эл курултай Республики Алтай ФИО4, ФИО5, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ проходила очередная 35 сессия Государственного Собрания – Эл курултай Республики Алтай пятого созыва. При попытке реализовать свое законное право на доступ к информации о деятельности государственных органов в виде присутствия на заседании коллегиального государственного органа, он был остановлен представителями администрации и службой охраны Государственного Собрания – Эл Курултай республики Алтай и в проходе на заседание сессии было отказано. После заявитель предъявил удостоверение журналиста и потребовал реализации права уже на сбор информации в соответствии с законом о СМИ. Представитель администрации связался с руководителем пресс-службы Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай ФИО5, которая сказала, что постарается взять разрешение на допуск заявителя у председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай ФИО4 Через некоторое время она спустилась и пояснила, что ФИО6 занят с ФИО6 и уже не успеет решить данный вопрос. Ссылаясь на ст. 6, 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 47 Федерального закона «Закон и СМИ», ФИО3 просит признать действия должностных лиц администрации Государственного Собрания – Эл курултай Республики Алтай ФИО4, ФИО5 по непропуску его как гражданина и как журналиста на заседание сессии незаконными, обязать Государственной Собрание – Эл Курултай Республики Алтай обеспечить возможность присутствия на заседаниях сессии любому гражданину России в соответствии с законом, обязать Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай еще раз провести 35 сессию с полным соблюдением Конституции России и требований федерального законодательства, взыскать с Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай государственную пошлину в сумме 200 рублей.
В судебном заседании ФИО3 настаивал на удовлетворении заявления.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО5 требования ФИО3 не признала, пояснила, что накануне проведения сессии ей позвонил депутат ФИО1 и попросил, чтобы редактора газеты «<данные изъяты>» пропустили на сессию, она пояснила ФИО1, что на сессию допускаются только журналисты, имеющие аккредитацию, о чем ФИО1 знает. ФИО1 попросил ее попробовать решить этот вопрос и договориться, чтобы ФИО3 пропустили. Она не смогла встретиться с ФИО4 и поговорить о пропуске ФИО3 В день проведения сессии ей позвонил сотрудник ФИО7, который сказал, что подошел ФИО3 Она спустилась в фойе и пояснила ФИО3, что не смогла попасть к ФИО4 и договориться о пропуске ФИО3 ФИО3 аккредитацию не имел на дату проведения сессии, как не имеет ее и в настоящее время.
Представитель заинтересованного лица Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай ФИО2, полагала требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению, поскольку на заседание сессии проходят только журналисты, имеющие аккредитацию. Граждане допускаются на заседании сессии в порядке, установленном Регламентом «Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай», утвержденным Постановлением ГС – ЭКРА от 31.05.2006 года № 3-З, а также граждане по предложению комитетов. Для участия в 35 сессии ФИО3 каких-либо предложений от комитетов Государственного Собрания не поступало. Кроме того, ФИО3 имел возможность получить полную информацию с официального сайта Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай и средств массовой информации, что свидетельствует об отсутствии нарушения его прав и свобод на доступ к информации
Выслушав заявителя, заинтересованное лицо, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы гражданин» право граждан на обжалование действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих обусловлено наступлением для гражданина следующих последствий: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются пунктом 1 части 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В силу части 1 статьи 8 данного Закона, граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2) регулируются Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В нем закрепляются основные принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности данных органов (статьи 4 и 6).
Из положений вышеприведенного ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что доступ пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в том числе посредством присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц) и общественных объединений, на заседаниях, проводимых коллегиальными государственными органами и коллегиальными органами местного самоуправления (статья 15).
Положения ст. 15 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривают, что коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.
Так, Регламент Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, утвержденный Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 31.05.2006 года № 3-З, предусматривает возможность присутствия на заседаниях Парламента журналистов, аккредитованных в Парламенте, при этом они обязаны иметь при себе аккредитационные удостоверения установленного образца, аккредитация журналистов производится в порядке, установленном постановлением парламента. Также в Регламенте указано, что в сессии могут по отдельному приглашению принимать участие и отдельные граждане. При этом вопрос о количестве и персональном составе приглашенных на сессию лиц решается Председателем парламента либо по его поручению заместителем Председателя Парламента на основании предложений комитетов.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай ФИО2 пояснила, что ФИО3 в списках лиц, имеющих возможность присутствовать на заседании сессии не значился, от комитетов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай каких-либо предложений относительно присутствия ФИО3 на заседании сессии, не поступало, как журналист аккредитации в установленном порядке ФИО3 не имеет.
Указанные обстоятельства ФИО3 в судебном заседании не опровергались, доказательств обратному не представлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оснований для допуска ФИО3 на заседание 35 сессии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай не имелось, в связи с чем требования ФИО3 о признании действий Государственного Собрания – Эл Курултай республики Алтай незаконными, обязании обеспечить возможность присутствия на заседаниях сессий любому гражданину России, еще раз провести 35 сессию, удовлетворению не подлежат.
Что касается требований ФИО3 о признании действий должностных лиц ФИО4 и ФИО5, выразившихся в не пропуске ФИО3 как гражданина и как журналиста на заседание сессии, незаконными, суд полагает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что каких-либо распоряжений указанными должностными лицами относительно не пропуска ФИО3 на заседание 35 сессии Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай не выносилось. ФИО3 не был допущен на заседание сессии в силу изложенных выше положений действующего законодательства Российской Федерации, каких-либо препятствий к этому должностными лицами ФИО4 и ФИО5 не чинилось.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку в удовлетворении требований ФИО3 отказано в полном объеме, требование ФИО3 о взыскании с Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай государственной пошлины в размере 200 рублей удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО3 <Р.В.> о признании действий Государственного собрания – Эл Курултай Республики Алтай, должностных лиц ФИО8, ФИО5 <Н.В.> по непропуску ФИО3 на заседании сессии как гражданина и как журналиста незаконными, возложении обязанности на Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай обеспечить возможность присутствия на заседаниях сессии любому гражданину России, еще раз провести 35 сессию, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья Е.Ю. Зрелкина
Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2014 года.