ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1637/2014 от 23.06.2014 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-1637/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 23 июня 2014 г., г. Пермь,

 Ленинский районный суд г. Перми в составе:

 председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

 при секретаре Заниной М.В.,

 с участием представителей заявителя: Багаутдинова В.И., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.18/; Бондарь С.А. – адвоката АППК, на основании соглашения, предъявившей ордер /л.д.104/ и служебное удостоверение,

 представителя заинтересованного лица Департамента земельных отношений администрации г. Перми - Чернышевой М.И., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.74/,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Багаутдиновой Л.В. об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка;

 Заинтересованные лица: Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми,

 У с т а н о в и л:

 Багаутдинова Л.В. в порядке Гл. 23, 25 ГПК РФ обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка; возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка, <Адрес> сроком на 4 года 11 месяцев и направить соответствующий проект договора аренды.

 Свои требования обосновала тем, что на основании её заявления о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка под пункт оказания услуг в области связи и интернет услуг, письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – ДЗО) от ДД.ММ.ГГГГ № она (Багаутдинова Л.В.) уведомлена о принятии решения о возможности предоставления земельного участка сроком на 11 месяцев, и необходимости утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановке участка на кадастровый учет. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане утверждена ДЗО ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ она (заявитель) обратилась в ДЗО с заявлением о заключении договора аренды. Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении земельного участка отказано, поскольку имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать земельный участок для заявленных целей ввиду того, что по заключению Управления внешнего благоустройства Администрации г. Перми испрашиваемый земельный участок расположен на территории улично-дорожной сети, в отношении которого разработан технический паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ комплексного благоустройства объекта дорожного хозяйства – <Адрес>. Полагает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку противоречит Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденному Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее по тексту – Порядок): решение о возможности предоставления земельного участка было принято ДЗО ранее, ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно, ДЗО не имел права отказывать в предоставлении земельного участка после его постановки на кадастровый учет; земельный участок не относится к территории общего пользования – дорогам; испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению на 4 года 11 месяцев, т.к. предоставляется под временный объект, перемещение которого возможно без ущерба его назначению.

 Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.1/ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление внешнего благоустройства Администрации г. Перми.

 Заявитель Багаутдинова Л.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена /л.д.105/, в судебное заседание не явилась.

 Представитель Багаутдиновой Л.В. - Багаутдинов В.И. на требованиях настаивал в полном объеме, указал, что процедура предоставления земельного участка пройдена в полном объеме без нарушения закона. Отказ в предоставлении земельного участка является необоснованным, так как участок входит в зону Ц-1 и не входит в зону общего пользования, поскольку соответствующих отметок в землеустроительных документах, не имеется. Кроме того, орган местного самоуправления принимает решение о возможности предоставления земельного участка с учетом зонирования территории, и поскольку схема расположения земельного участка утверждена, соответственно, доводы ДЗО являются несостоятельными.

 Представитель Багаутдиновой Л.В. – Бондарь С.А. полагала, что заявление является законным и обоснованным, поскольку процедура предоставления и согласования земельного участка занимает несколько месяцев. Указанная процедура полностью соблюдена, при этом, уже на стадии принятия решения о возможности предоставления земельного участка, ДЗО имело отрицательные заключения Управления внешнего благоустройства администрации г. Перми (далее по тексту – УВБ) и Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее по тексту – ДГА) о возможности предоставления участка, однако, несмотря на это приняло положительное решение. Таким образом, техническая ошибка не может иметь места, т.к. оспаривается решение компетентного органа местного самоуправления. Багаутдинова Л.В. понесла материальные издержки, связанные с поставкой на кадастровый учет земельного участка, оплате услуг инженеров. Отказ в заключении договора аренды является незаконным. Правила зонирования территории г. Перми не запрещают предоставление земельных участков на территории общего пользования в зоне Ц-1 – зоне деловой активности.

 Представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми - Чернышева М.И. с требованиями не согласна по доводам, изложенным отзыве /л.д.38-41/, согласно которому все действия относительно предоставления вышеназванного земельного участка, соответствовали закону, в т.ч. ст. 28, ст. 33, ст. 34 ЗК РФ, Порядку, в т.ч., в связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ от Багаутдиновой Л.В. заявления, были запрошены заключения от функциональных органов. ДГА сообщено о том, что участок расположен на элементах улично-дорожной сети и территории общего пользования и о том, что участок предоставить возможно; УВБ указано на то, что участок расположен на территории общего пользования (тротуар); Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми указано о том, что участок расположен на элементах улично-дорожной сети или проектируемой автомобильной дороги. ДД.ММ.ГГГГ ДЗО принято решение о возможном предоставлении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ от Багаутдиновой Л.В. поступило заявление о предоставлении земельного участка и заключении договора аренды с приложением кадастрового паспорта. ДД.ММ.ГГГГ УВБ сообщено, что участок расположен на территории общего пользования (тротуар). В связи с чем, основываясь на п.4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4, ст. 25, п.1 ст.3 федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», п.6.6.2.1 Местных нормативов градостроительного проектирования в городе Перми, утвержденных Постановлением администрации г. Перми от 26.12.2012 г. № 104-П, ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка было отказано. Кроме того, согласно ст. 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, в соответствии с которым, регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества. В ДЗО поступали многочисленные жалобы граждан о размещении объектов перед <Адрес>. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 29.11.2013 г. утвержден предмет охраны культурного наследия регионального значения – <Адрес>, Письмом указанного Министерства от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что размещение перед фасадом здания <Адрес> объектов препятствует восприятию объекта культурного наследия.

 Также представитель Департамента земельных отношений администрации г. Перми - Чернышева М.И. пояснила, что изначально ДЗО было принято положительное решение о возможности предоставления земельного участка. После поступления в ДЗО заявления Багаутдиновой Л.В. с приложением кадастрового паспорта, и в связи с многочисленными обращениями граждан и возникшей социальной напряженностью, ДЗО вновь направлены запросы в функциональные органы, в т.ч. в УВБ, которым был дан ответ о том, что участок находится на территории общего пользования, и размещение нестационарного объекта будет препятствовать использованию тротуара. Законом не установлена обязанность предоставлять земельный участок в аренду на максимальный срок. В схеме расположения земельного участка не указаны красные линии. Полагает, что имеет место спор о праве, который подлежит рассмотрению по месту нахождения спорного земельного участка. Действующий Порядок не предполагает вынесение решения об отказе в заключении договора аренды при повторном рассмотрении заявления и предоставлении кадастрового паспорта, но поскольку имелись жалобы жителей, было приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка.

 Заинтересованное лицо Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено /л.д.108/, своего представителя в судебное заседание не направило, каких-либо ходатайств не заявляло, представило отзыв на заявление /л.д.62-63/, в котором указало, что к основным задачам деятельности УВБ относится организация дорожной деятельности на территории города Перми, в связи с чем, УВБ дает заключения о возможности/невозможности предоставления земельных участков на территории г. Перми. На заявление Багаутдиновой Л.В. УВБ было дано заключение о невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, т.к. участок расположен на землях общего пользования – тротуар. В соответствии с п.2.31 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4 улично-дорожной сетью является совокупность улиц, площадей, автомобильных дорог, в т.ч., внутриквартальных проездов и других территорий общего пользования, специально предназначенных для движения транспорта и пешеходов. В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги.

 Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено /л.д.106/, представило отзыв на заявление /л.д.100-102/, в котором просило рассмотреть дело в отсутствии представителя, с требованиями Багаутдиновой Л.В. не согласно, поскольку ДГА, как и УВБ, Департаментом дорог и транспорта, были подготовлены заключения о невозможности предоставления земельного участка в связи с расположением участка на элементах улично-дорожной сети и территории общего пользования. Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ, ДЗО принято решение о возможности предоставления земельного участка. Полагает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ ДЗО о возможности предоставления земельного участка является технической ошибкой и не может порождать каких-либо правовых последствий в виде обязанности в дальнейшем заключить договор аренды, иное толкование противоречило бы принципом свободы договора, закрепленных в ст. 421 ГК РФ.

 При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

 Заслушав представителей заявителя и представителя заинтересованного лица ДЗО, оценив доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

 В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В соответствии с п.1 ст. 28; п.1,2,4,5 ст. 34 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду … (п.1 ст. 28).

 Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п.1 ст. 34).

 Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают … заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п.2 ст. 34).

 Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.4 ст. 34).

 Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи … (п.5 ст. 34).

 В силу п.1.2; п.1.4; п.1.6, п.1.6 1.11; п.1.11; п.1.7; п.2.1; п.2.5-2.7; п.2.9-2.11 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), настоящий Порядок определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся до разграничения государственной собственности на землю в ведении муниципального образования город Пермь и в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков (п.1.2).

 Земельные участки для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми предоставляются гражданам и юридическим лицам на принципах эффективности, публичности, справедливости, открытости и прозрачности процедур (п.1.4).

 Критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п.1.6).

 Предоставление земельного участка невозможно, если: имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей (п.1.6 1.11).

 Земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность (п.1.7).

 Земельные участки для размещения временных объектов и автостоянок предоставляются в аренду на срок не более 4 лет 11 месяцев. В иных случаях срок аренды не может превышать 11 месяцев (п.1.11).

 Предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, заинтересованным гражданам и юридическим лицам (далее - заявители) осуществляется уполномоченным органом в сфере земельных отношений … (п.2.1).

 Уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка, установленным пунктами 1.6 1.1, 1.6 1.2, 1.6 1.5, 1.6 1.10 настоящего Порядка. При наличии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений принимает решение о невозможности предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом. При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка (далее - запрос) в соответствии с критериями, установленными подпунктами 1.6 1.3, 1.6 1.4, 1.6 1.6, 1.6 1.7, 1.6 1.8, 1.6 1.9, 1.6 1.11, 1.6 1.12. Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение. В случае непоступления в установленный настоящим Порядком срок заключений от указанных в настоящем пункте органов о возможности (невозможности) предоставления земельного участка предоставление земельного участка считается возможным (п.2.5).

 Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом (п.2.6).

 Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством (п.2.7).

 Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка (п.2.9).

 Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в сроки, установленные действующим законодательством, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.2.10).

 Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю на праве, указанном в пункте 2.9 настоящего Порядка, и направляет ему копию такого решения (п.2.11).

 Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Багаутдинова Л.В. обратилась в адрес ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду на срок 4 года 11 месяцев земельного участка, <Адрес> (далее по тексту, также – Земельный участок) для предоставления услуг в области связи и интернет услуг /л.д.42/.

 В целях определения возможности (невозможности) предоставления в аренду Земельного участка для целей, не связанных со строительством, ДЗО в адрес уполномоченных органов направлены запросы о предоставлении соответствующих заключений, из которых (заключений) следует:

 - заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.43-44,94-95/ содержит суждение о невозможности предоставления Земельного участка, поскольку участок расположен на элементах улично-дорожной сети и на территории общего пользования;

 - заключение Администрации Индустриального района г. Перми /л.д.45-46/ содержит суждение о возможности предоставления Земельного участка;

 - заключение Департамента имущественных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.47/ содержит суждение о невозможности предоставления Земельного участка, поскольку невозможно определить местонахождение объекта на карте;

 - заключение Управления внешнего благоустройства администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.48,96/ содержит суждение о невозможности предоставления Земельного участка, поскольку участок расположен на землях общего пользования – тротуар.

 - заключение Департамента дорог и транспорта администрации города Перми /л.д.55,97/ содержит суждение о невозможности предоставления Земельного участка, т.к. он располагается на территории улично-дорожной сети г. Перми или проектируемой автомобильной дороге.

 В связи с получениями ДЗО указанных заключений, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Багаутдиновой Л.В. направлено письмо № /л.д.10-11,49-50/, которым Багаутдиновой Л.В. сообщено о том, что принято решение о возможности предоставления Земельного участка в аренду на срок 11 месяцев, в связи с чем, заявителю предлагалось представить схему расположения Земельного участка и осуществить кадастровый учет земельного участка.

 ДД.ММ.ГГГГ в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" размещено сообщение, в соответствии с которым, Администрация г. Перми информирует о предстоящем предоставлении в аренду Багаутдиновой Л.В. Земельного участка /л.д.17/.

 В дальнейшем, в ДЗО Багаутдиновой Л.В. представлена Схема расположения Земельного участка с кадастровым паспортом /л.д.12-16/, согласованная ДД.ММ.ГГГГ ДГА и утвержденная ДЗО ДД.ММ.ГГГГ Из названной Схемы следует, что Земельный участок находится на территории общего пользования в зоне деловой активности городского центра (Ц-1).

 ДД.ММ.ГГГГ Багаутдинова Л.В. обратилась в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду Земельного участка (заключении договора аренды), приложила его кадастровый паспорт /л.д.51,52-54/.

 ДД.ММ.ГГГГ ДЗО в адрес УВБ направлено письмо /л.д.98/ об уточнении тех обстоятельств, что Земельный участок расположен на территории улично-дорожной сети. Согласно заключения УВБ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.99/, Земельный участок расположен на улично-дорожной сети <Адрес> – тротуар, что следует из технического паспорта № от ДД.ММ.ГГГГ комплексного благоустройства объекта дорожного хозяйства.

 Решением ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д.8-9,56-57/ Багаутдиновой Л.В. отказано в предоставлении Земельного участка, т.к. имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей ввиду того, что Земельный участок расположен на территории улично-дорожной сети.

 Исследовав представленные доказательства в совокупности, оценив доводы заявителя, суд приходит к выводу о том, что требования Багаутдиновой Л.В. подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашли свое подтверждении те обстоятельства, что решение ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ № нарушает права и законные интересы заявителя.

 При оценке представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято Департаментом земельных отношений администрации г. Перми в пределах полномочий указанного органа местного самоуправления (п.п.3 ч.1 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 ст. 8, ст. 23 Устава города Перми (решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 г.; решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 «О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми»).

 Вместе с тем, суд считает, что при рассмотрении вопроса о предоставлении Багаутдиновой Л.В. Земельного участка в аренду, ДЗО нарушены положения 34 ЗК РФ и Порядка, которыми детально и подробно регламентирован алгоритм действий, подлежащих совершению при предоставлении земельных участков в аренду, а также указаны критерии, подлежащие учету при принятии соответствующих решений и то, какие решения могут быть уполномоченным органом приняты.

 В рассматриваемом случае, ДЗО процедура предоставления земельного участка нарушена, поскольку, согласно Порядка, в т.ч. его п.2.11, после совершения заявителем действий по обращению в ДЗО с заявлением о предоставлении земельного участка, истребовании ДЗО и получении заключений функциональных органов, принятии ДЗО решения о возможности предоставления земельного участка, утверждения схемы расположения земельного участка и проведения кадастровых работ, а затем, последующего обращения в ДЗО, последний должен принять решение (издать распоряжение) о предоставлении земельного участка.

 Вместе с тем, после обращения ДД.ММ.ГГГГ Багаутдиновой Л.В. в ДЗО с заявлением о предоставлении Земельного участка, ДЗО повторно истребовал заключение о возможности предоставления Земельного участка в УВБ, что Порядком не предусмотрено, и затем принял решение об отказе в представлении земельного участка, что также Порядок не предусматривает. Фактически, истребование и получение ДЗО заключений от функциональных органов администрации г. Перми на этапе первоначального обращения лиц с заявлениями о возможности предоставления земельных участков и является той стадией, на которой уполномоченный орган в сфере земельных отношений, на основании названых заключений и возможного будущего нарушения прав граждан, рассматривает вопрос о возможности предоставления земельного участка, и последующее принятие решения возможности предоставления земельного участка означает, что соответствующие заключения были изучены и, с учётом этих заключений, ДЗО принято решение свидетельствует о том, что какие-либо препятствия для предоставления земельного участка в аренду, отсутствуют.

 Наличие отрицательных заключений функциональных органов, безусловно, не свидетельствует о том, что ДЗО следует принимать решение об отказе в предоставлении соответствующего земельного участка, поскольку ДЗО не связано с данными заключениями, они лишь подлежат учету при принятии соответствующего решения.

 Оценивая возражения заинтересованных лиц, суд учитывает, что согласно заключений Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управления внешнего благоустройства администрации города Перми, Департамента дорог и транспорта администрации города Перми, Земельный участок расположен на элементах улично-дорожной сети и на территории общего пользования – тротуар.

 Согласно п. 2.31 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4, улично-дорожная сеть (УДС) - совокупность улиц, площадей, автомобильных дорог, в том числе внутриквартальных проездов, и других территорий общего пользования, специально предназначенных для движения транспорта и пешеходов.

 В силу ч.1 ст. 25 федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.

 Из положений ч.1 ст. 11 ГрК РФ следует, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

 Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.

 В своих возражениях ДЗО и УВД ссылаются на невозможность предоставления Земельного участка, поскольку его нахождение на улично-дорожной сети (тротуаре) подтверждается техническим паспортом № от ДД.ММ.ГГГГ комплексного благоустройства объекта дорожного хозяйства. Вместе с тем, названый технический паспорт заинтересованными лицами не представлен (ч.1 ст. 249 ГПК РФ), из плана межевания /л.д.93/, схемы расположения Земельного участка /л.д.12-13/, а также кадастрового паспорта /л.д.14-16,69-71/ также не следует, что Земельный участок расположен на элементах улично-дорожной сети. При этом, согласно названных кадастрового паспорта и схемы расположения Земельного участка, последний расположен на территории общего пользования, на землях населенных пунктов, в зоне Ц-1 (центральные общественно-деловые и коммерческие зоны, зона обслуживания и деловой активности городского центра).

 Как следует из п. 52.1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, запрет на использование земельного участка, находящегося в зоне Ц-1 с целью возведения нестационарного объекта для оказания услуг связи и интернет услуг, отсутствует. Кроме того, Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, не содержит запрета на размещение нестационарных торговых объектов на землях общего пользования. О том, что конфигурация и площадь Земельного участка были определены с учётом фактического использования территории и красных линий в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства свидетельствует и утверждение схемы Земельного участка, т.к. при утверждении схемы учитывается зонирование территории (ч.4 ст. 34 ЗК РФ).

 Кроме того, Порядок разработки и утверждения схемы размещения схемы нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 г. № 483-п допускает размещение нестационарных объектов на землях общего пользования - тротуарах, при этом, п.2.2.5, п.2.2.6, п.2.2.8.4 названного Постановления, содержат ограничения на размещение нестационарных объектов. Представленные в материалы дела доказательства не содержат ссылок на то, что в данной части размещение объекта на Земельном участке приведет к нарушению указанных правил.

 Также суд находит несостоятельными возражения ДГА, что оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ является технической ошибкой, поскольку, данное решение является обязательным для исполнения решением местного органа самоуправления в сфере земельных отношений, соответственно, оно является актом, влияющим на возникновение и прекращение гражданских прав и обязанностей и не может рассматриваться, как ошибка, в т.ч. и техническая.

 Не может признать суд обоснованными и доводы об отнесении к предмету охраны объекта культурного наследия регионального значения – <Адрес>, поскольку соответствующий приказ Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края был издан ДД.ММ.ГГГГ /л.д.58-59/, т.е. уже после вынесения решения о возможности предоставления Багаутдиновой Л.В. Земельного участка и после вынесения ДД.ММ.ГГГГ решения об отказе в предоставлении Земельного участка. Кроме того сторонами не представлено доказательств наличия препятствий для восприятия объекта культурного наследия, поскольку в силу ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 52 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона; объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия; обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения; обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

 Также суд считает, что в рассматриваем случае, отсутствует спор о праве, поскольку в силу разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в пункте 9 Постановления от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).

 Вместе с тем, по смыслу статей 3, 4 ГПК РФ заявитель самостоятельно в собственном интересе определяет предмет своего обращения в суд и его основания.

 Из заявления Багаутдиновой Л.В. усматривается, что ее требования содержат публично-правовой характер, т.к. материально-правовые требования ею не заявлялись, и предметом оспаривания являлось решение ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении Земельного участка, при этом, в качестве оснований своих требований, заявитель указывает на нарушение процедуры предоставления земельных участков. Следовательно, обращаясь в суд, Багаутдинова Л.В. оспаривает решение, принятое органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений, обязательное для участников возникшего правоотношения.

 Таким образом, вышеуказанное решение может быть оспорено в порядке, предусмотренной Гл.25 ГПК РФ.

 При названных обстоятельствах, следует признать незаконным отказ ДЗО, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Багаутдиновой Л.В. земельного участка.

 Поскольку в силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод и поскольку суд не является специальным органом в области земельных отношений, правомочным принимать решения о предоставлении земельных участков, в связи с отнесением данных полномочий Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 «О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми»), следует возложить на Департамент ДЗО обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Багаутдиновой Л.В. Земельного участка.

 При этом, Багаутдиновой Л.В., с учётом её требований, следует разъяснить, что п. 1.11, п.1.3.1 Порядка установлено, что земельные участки для размещения временных объектов и автостоянок предоставляются в аренду на срок не более 4 лет 11 месяцев. В иных случаях срок аренды не может превышать 11 месяцев; временные объекты - объекты, которые не являются объектами недвижимости и представляют собой движимые вещи, прочно не связанные с земельным участком, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению.

 Согласно п.3 ст. 610 ГК РФ, законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

 Максимальные (предельные) сроки аренды для отдельных видов аренды, аренды отдельных видов имущества установлены в частности пунктом 1 статьи 627, абзацем 2 пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пунктами 3.1, 7 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Таким образом, как федеральным законодательством, так и местными нормативно-правовыми актами не установлены минимальные сроки предоставления земельных участков в аренду.

 При названных обстоятельствах, следует вывод о том, что поскольку законом не установлен минимальный срок для предоставления в аренду земельного участка, решение о возможности предоставления земельного участка в аренду на срок 11 месяцев прав Багаутдиновой Л.В. не нарушает, не влечет обязанность уполномоченного органа местного самоуправления, к компетенции которого относится самостоятельное решение вопросов по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставить испрашиваемый земельный участок на максимальный срок аренды - 4 года 11 месяцев, поскольку не создает препятствий для использования земельного участка для заявленной цели - для размещения пункта по оказанию услуг в области электросвязи и сотовой связи.

 Руководствуясь ст., ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

 Р е ш и л:

 Требования Багаутдиновой Л.В. удовлетворить:

 - признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка;

 - возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении Багаутдиновой Л.В. земельного участка, <Адрес>.

 Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми со дня составления решения в окончательной форме.

 Судья: Копылов-Прилипко Д.А.