ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1638/20 от 13.10.2020 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Солодковой У.С.,

при секретаре судебного заседания Шефер М.М.,

с участием представителя истца Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Окульского С.А.,

представителей АО «Группа «Илим» ФИО1, ФИО2, представителей третьих лиц

Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» ФИО3,

Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1638/2020 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Группа Илим» о прекращении деятельности по использованию общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке, о понуждении провести рекультивацию земельного участка, о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, о понуждении внести в проекты освоения лесов сведения о негативном воздействии на леса,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проведенной природоохранной прокуратурой проверки выявлены допущенные АО «Группа «Илим» нарушения требований лесного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, установлены факты использования лесных участков в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых. Проверкой установлено, что деятельность общества привела к значительному экологическому ущербу и уничтожению компонентов лесной экосистемы. Обществом допущено повреждение и уничтожение плодородных слоев почв, кустарников, растительности, подроста, оказано негативное воздействие на животный мир. Также обществом не проведены мероприятия по предотвращению деградации земель, регламентированные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Отказавшись от части исковых требований, в окончательной редакции Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать акционерное общество «Группа «Илим» в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель на лесных участках, расположенных в Илимском лесничестве Иркутской области:

- Усть-Илимском участковом лесничестве, Бадарминской даче, кв. 29 выд. 21, кв. 72 выд. 49, кв. 108 выд. 8, кв. 215 выд.11, кв. 131 выд. 19, кв. 132 выд. 23, 24;

- Невонском участковом лесничестве, Невонской даче, кв. 6 выд.26, кв. 9 выд. 36,39, кв. 51 выд. 24,26, кв. 141 выд. 37, кв. 187 выд. 18, кв. 197, выд.1, кв. 258 выд. 29, кв. 326 выд. 12;

- Невонском участковом лесничестве, Кеульской даче, кв. 56 выд. 42;

- Воробъевском участковом лесничестве, Ершовской даче кв. 36 выд. 10, кв. 123 выд. 19,25, кв. 141 выд. 21, кв. 158 выд. 30,32;

- Усть-Илимском участковом лесничестве, Ревунской даче, кв. 39 выд.37, кв. 190 выд. 24.

Обязать акционерное общество «Группа «Илим» возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности по использованию общераспространённых полезных ископаемых в границах лесных участков по договорам аренды № 91-12-9/08 и № 91-12-10/08 от 23.12.2008 в размере 60 562 494 рубля 72 копейки с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».

В ходе судебного разбирательства Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор Окульский С.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении от 22.07.2020 (том 1 л.д. 4-24), с учетом уточнений и письменных пояснений от 01.10.2020 (том 3 л.д. 1-5, 6-17), уточнений от 13.10.2020 (том 4 л.д. 86-88) просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ФИО1, ФИО2 возражали против удовлетворения исковых требований, привели доводы о соответствии хозяйственной деятельности общества требованиям природоохранного законодательства, поддержали возражения, изложенные письменно (том 2 л.д. 76-82, том 4 л.д. 104-106).

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО4 требования прокурора поддержал, а также доводы министерства, изложенные в отзыве от 01.09.2020 (том 2 л.д. 69-70).

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» ФИО3 поддержала письменный отзыв (том 2 л.д. 66), просила требования удовлетворить.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства. В письменном отзыве от 01.10.2020 министр природных ресурсов и экологии Иркутской области привела доводы о законности и обоснованности требований прокурора (том 2 л.д. 229-230), просила требования удовлетворить.

Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Статьей 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 08.06.2020) "О недрах" предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Судом установлено, что согласно договорам аренды № 91-12-9/08 и № 91-12-10/08 от 23.12.2008 АО «Группа «Илим» в целях заготовки древесины предоставлены лесные участки, расположенные в Илимском лесничестве Иркутской области.

Освоение лесных участков осуществляется обществом на основании проектов освоения лесов, получивших положительное заключение государственной экспертизы (Распоряжение от 24.12.2018 № 44-35мр и Распоряжение от 24.12.2018 № 44-34мр).

Представленными суду доказательствами подтверждается, что на лесных участках, расположенных в Илимском лесничестве Иркутской области

- Усть-Илимском участковом лесничестве, Бадарминской даче, кв. 29 выд. 21, кв. 72 выд. 49, кв. 108 выд. 8, кв. 215 выд.11, кв. 131 выд. 19, кв. 132 выд. 23, 24;

- Невонском участковом лесничестве, Невонской даче, кв. 6 выд.26, кв. 9 выд. 36,39, кв. 51 выд. 24,26, кв. 141 выд. 37, кв. 187 выд. 18, кв. 197, выд.1, кв. 258 выд. 29, кв. 326 выд. 12, кв. 324 выд. 17, 20;

- Невонском участковом лесничестве, Кеульской даче, кв. 56 выд. 42;

- Воробъевском участковом лесничестве, Ершовской даче кв. 36 выд. 10, кв. 123 выд. 19,25, кв. 141 выд. 21, кв. 158 выд. 30,32;

- Усть-Илимском участковом лесничестве, Ревунской даче, кв. 39 выд.37, кв. 190 выд. 24,

ответчиком осуществлялась хозяйственная деятельность, а также использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых в целях строительства лесовозных дорог, используемых для вывозки леса, тушения лесных пожаров, лесовосстановительных работ.

Представленными суду уведомлениями АО «Группа «Илим», адресованными в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, лесными декларациями, актами проведения геодезических замеров проверки объемов выполненной работы, техническими заданиями, ведомостями выполненных работ, актами натурного обследования, таксационными описаниями лесных участков подтверждается, что на вышеуказанных лесных участках ответчиком осуществлялась сплошная рубка лесных насаждений, осуществлялись подготовительные работы с использованием тяжелой техники, расчистка от кустарника, порубочных остатков, пней и мелколесья, снега, разработка резерва грунта, в том числе рыхление мерзлоты, осуществлялись вскрышные работы, перемещение грунта бульдозером до 30-50 м., выемка грунта, подготовительные работы по просеке, отсыпка дорожной одежды из резерва грунта, планировка и уплотнение дорожной одежды, укладка металлических труб.

Согласно пояснительной записке специалиста маркшейдера ФИО5 общая площадь нарушенных земель в ходе хозяйственной деятельности общества только на лесных участках Воробъевском участковом лесничестве, Ершовской даче, кв. 36 выд. 10 (участок № 1), Невонском участковом лесничестве, Невонской даче кв. 324 выд. 17, 20 (участок № 2), кв. 326 выд. 12 (участок № 3) составила 68 600 м2 (том 1 л.д. 143-145).

Истцом суду представлена экологическая оценка воздействия хозяйственной деятельности ответчика на компоненты окружающей среды при использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых в границах лесных участков № 1, 2, 3 (том 1 л.д. 146-156).

Так, из заключения специалиста-почвоведа ФИО6 подготовленного по результатам проведённой экологической оценки хозяйственной деятельности на состояние лесных экосистем при использовании для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых следует, что указанная деятельность привела к значительному экологическому ущербу и уничтожению компонентов лесной экосистемы.

Деятельность общества оказала значительное негативное воздействие и причинение экологического ущерба компонентам окружающей среды вследствие деградации, нарушения и уничтожения почвенного слоя, среды обитания объектов животного мира, произрастания растений древостоя и других компонентов окружающей среды. Нарушение и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом несоблюдения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых, установленного режима использования земель, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов.

Несоблюдение требований, регламентирующих порядок проведения работ связанных с сохранением плодородного слоя почв, привело к возникновению необратимых процессов и негативных влияний. Наиболее опасным из которых является эрозия. Места использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, очищаются от растительности, что приводит к уменьшению стойкости почвы к различным видам эрозии, снижению биологической продуктивности растений.

Воздействие на животный мир на рассматриваемых территориях выражается в исключении площади отвода земель как местообитания, в факторе беспокойства, связанного с присутствием людей, работой техники и движением автотранспорта. На время производства работ участки, занятые карьерами, исключены из пути сезонной миграции млекопитающих. Планируемая деятельность вызывает смену биотопов и перемещение их на прилегающую территорию с идентичными характеристиками, что не отражается на состоянии популяций распространенных в районе видов животных вследствие незначительных площадей карьеров.

Кроме того, уничтожение имеющегося до начала деятельности на лесном участке подроста, не позволит обеспечить непрерывное восстановление лесных насаждений после проведения заготовки древесины, что противоречит основным принципам восстановления лесов, сохранения и возобновления лесной экосистемы в целом.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 238-О-О, по смыслу приведенных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П).

Суд признает доказанным, что в результате хозяйственной деятельности ответчика произошло безвозвратное уничтожение объектов животного и растительного мира и (или) мест их обитания. Вред, причиненный окружающей среде хозяйственной деятельностью АО «Группа «Илим», с учетом особенностей типа почв, характерных для данной территории, трудновосполним или невосполним вовсе, а прежнее ее состояние, существовавшее до правонарушения, невосстановимо.

Для восстановления экосистемы необходимо проведение масштабных рекультивационных работ по восстановлению ландшафта, почвенного и растительного покрова. Почвенная фауна восстановится до состояния, характерного для этого типа леса, не ранее, чем через 150 лет.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).

В развитии приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с требованиями законодательства (пункты 2, 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса).

Исходя из пункта 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется не только названным Кодексом, но и лесным законодательством, а также законодательством об охране окружающей среды.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

При этом под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле под природными объектами - естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; под природным комплексом - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками (статья 1 Закона об охране окружающей среды).

Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с требованиями статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов должно осуществляться в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Леса подлежат охране от загрязнения и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов (статьи 50.7, 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.

В силу подпункта «и» пункта 11 Договоров арендатор обязан приводить лесной участок в прежнее состояние в случае уничтожения, верхнего плодородного слоя почвы.

Статьями 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Являясь стороной договоров аренды лесных участков № 91-12-9/08, № 91-12-10/08 от 23.12.2008, АО «Группа «Илим», в нарушение положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации свои обязательства по восстановлению верхнего плодородного слоя почвы, восстановлению лесных участков не выполнило.

В целях сохранения плодородного слоя почв не выполнены мероприятия по засеиванию буртов многолетними травами. Не обеспечено формирование отвалов и карьерных выемок, устойчивых к оползням и осыпям, защищенных от водной и ветровой эрозии (требования «ГОСТ 17.4.3.02-85 (СТ СЭВ 4471-84). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ»).

Мероприятия, направленные на уменьшение вредного влияния дефляции пород на окружающую среду по границам и на откосах отвалов путем посадки быстрорастущей древесной и другой растительности обществом не проведены (требования «ГОСТ 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»).

Также, обществом не проведены мероприятия, по предотвращению деградации земель, регламентированные Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статьей 78 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения ответчиком требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, основанные на положениях части 1 статьи 45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению.

Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законам.

Постановлением Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800

(ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила проведения рекультивации и консервации земель).

По смыслу пункта 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;

в) со дня выявления деградации земель;

г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

При этом необходимо отметить, что причиненный АО «Группа «Илим» ущерб в добровольном порядке не возмещался, мероприятия по рекультивации нарушенных земель на лесных участках до настоящего времени не проведены, проект рекультивации нарушенных земель, в установленном законом порядке не разработан, что подтверждается ответом Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству от 18.05.2020 (том 1 л.д. 124).

Факт использования лесных участков, нарушение целостности слоя почвы на этих участках, в судебном заседании представителями ответчика не оспорен.

Исходя из указанных норм, обязательные работы по рекультивации земельных на спорных лесных участках должны были быть начаты не позднее 7 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Суд не усматривает оснований не согласиться с требованиями истца о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в результате хозяйственной деятельности по использованию общераспространённых полезных ископаемых в границах лесных участков в Воробъевском участковом лесничестве, Ершовской даче, кв. 36 выд. 10, Невонском участковом лесничестве, Невонской даче кв. 324 выд. 17, 20, кв. 326 выд. 12.

Согласно расчету территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству, ущерб от хозяйственной деятельности АО «Группа «Илим» при снятии почвы в целях использования общераспространённых полезных ископаемых в границах лесных участков в Воробъевском участковом лесничестве, Ершовской даче, кв. 36 выд. 10, Невонском участковом лесничестве, Невонской даче кв. 324 выд. 17, 20, кв. 326 выд. 12 составил 60 562 494 рубля 72 копейки (том 1 л.д. 142).

Доказательств, свидетельствующих об ином размере ущерба, ответчиком в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что не подлежит возмещению ущерб, причиненный в результате хозяйственной деятельности на лесном участке Невонском участковом лесничестве, Невонской даче кв. 324 выд. 17, 20 в размере 28 250 726 рублей 40 копеек, поскольку не утрачена возможность предотвращения деградации снятого плодородного слоя почвы. По мнению ответчика деятельность на спорном участке началась в 2019 года, следовательно двухлетний срок хранения плодородного слоя почвы в буртах, в течение которого почвы сохраняют свои плодородные свойства без засеивания их многолетними травами, в настоящий момент не истек.

Данные доводы ответчика основаны на неверной оценке доказательств, представленных истцом в подтверждение своих доводов, а также неверном толковании норм материального права.

Согласно таксационному описанию лесного участка, расположенного в Невонском участковом лесничестве, Невонской даче кв. 324 выд. 17, 20 до проведения рубки и осуществления деятельности по использованию общераспространенных полезных ископаемых в выд. 17 произрастал спелый древостой с составом 6С1Л2ОС1Б, с наличием подроста 4С4Е2Л в количестве 3 тыс.шт/га, подлесок шиповник. Тип леса бруснично – разнотравный и разнотравный, почвы супесчаные сырые. Максимальный возраст древостоя 130 лет. Хозяйственное распоряжение предусматривает сплошные рубки с минерализацией почв.

В выделе 20 до проведения рубки и осуществления деятельности по добыче ОПИ произрастал спелый древостой с составом 3Б3ОС3С1Л, с наличием подроста 4Е3С3Л в количестве 3 тыс.шт/га, подлесок шиповник. Тип леса разнотравный, почвы супесчаные сырые. Максимальный возраст древостоя 100 лет. Хозяйственное распоряжение предусматривает сплошные рубки с минерализацией почв.

Правилами проведения рекультивации и консервации земель предусмотрено, что нарушение почвенного слоя - это снятие или уничтожение почвенного слоя.

Представленной суду экологической оценкой подтверждается, что на участке произведена разработка карьера механизированным способом с использованием тяжелой техники, допущено механическое разрушение почвенного покрова.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К неналоговым доходам бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (абзац 4 пункт 3 статьи 41).

Согласно пункту 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.

Ущерб, причиненный АО «Группа «Илим» в результате самовольного снятия и уничтожения почв в границах лесных участков, расположенных в Илимском лесничестве, Воробъевском участковом лесничестве, Ершовской даче, кв. 36 выд. 10, Невонском участковом лесничестве, Невонской даче кв. 324 выд. 17, 20, кв. 326 выд. 12 в сумме 60 562 494,72 рублей подлежит взысканию с зачислением в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».

В соответствии с требованиями статей 98, 103 ГПК РФ с ответчика в пользу муниципального образования город Усть-Илимск, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 60 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:


Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Группа «Илим» в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель на лесных участках, расположенных в Илимском лесничестве Иркутской области:

- Усть-Илимском участковом лесничестве, Бадарминской даче, кв. 29 выд. 21, кв. 72 выд. 49, кв. 108 выд. 8, кв. 215 выд.11, кв. 131 выд. 19, кв. 132 выд. 23, 24;

- Невонском участковом лесничестве, Невонской даче, кв. 6 выд.26, кв. 9 выд. 36,39, кв. 51 выд. 24,26, кв. 141 выд. 37, кв. 187 выд. 18, кв. 197, выд.1, кв. 258 выд. 29, кв. 326 выд. 12;

- Невонском участковом лесничестве, Кеульской даче, кв. 56 выд. 42;

- Воробъевском участковом лесничестве, Ершовской даче кв. 36 выд. 10, кв. 123 выд. 19,25, кв. 141 выд. 21, кв. 158 выд. 30,32;

- Усть-Илимском участковом лесничестве, Ревунской даче, кв. 39 выд.37, кв. 190 выд. 24.

Взыскать с акционерного общества «Группа «Илим» ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной деятельности по использованию общераспространённых полезных ископаемых в границах лесных участков по договорам аренды № 91-12-9/08 и № 91-12-10/08 от 23.12.2008 в размере 60 562 494 рубля 72 копейки с зачислением в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».

Взыскать с акционерного общества «Группа «Илим» в доход муниципального образования город Усть-Илимск государственную пошлину в размере 60 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционных жалобы, представления в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья У.С. Солодкова

Мотивированное решение составлено 05.11.2020.