ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1638/2015 от 10.03.2015 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1638/2015 10 марта 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

судьи Муравлевой О.В.,

при секретаре Покатиловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Капитана морского порта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд с иском об оспаривании решения Капитана морского порта и просит признать незаконным отказ Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» в регистрации судна «Плавдок-462» в Государственном судовом реестре от 21.11.2014 года; обязать Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» зарегистрировать судно «Плавдок-462» и права на него в Государственном судовом реестре на его имя. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 14.11.2014 года он подал заявление Капитану морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" о регистрации права собственности на судно "Плавдок-462" на основании договора купли-продажи от 30.06.2009 года, заключенного между ним, с одной стороны, и АООТ "Ленрыбпром", с другой стороны, а и акта о передаче судна, однако, 21.11.2014 года Капитан морского порта отказал в регистрации судна "Плавдок-462" в Государственном судовом реестре сославшись на абз.4,7,8 ч.1 ст.46 КТМ РФ и абз. 4,7 п.39 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 декабря 2010 года N 277. Заявитель считает данный отказ незаконным, в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением (л.д.4-6).

Заявитель ФИО1 о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд не явился.

Представитель заявителя – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, считает, что Капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» без законных на то оснований отказано заявителю в регистрации судна.

Заинтересованное лицо - Капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв (л.д.44-47), считает отказ Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» в регистрации судна законным и обоснованным.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица иностранная компания «ELAG Ember Lagerhaus und Automotive GmbH» в лице представителя ФИО4, действующего на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя, представил письменный отзыв (л.д.149-150), в судебном заседании пояснил, что компания является владельцем и собственником судна «Плавдок-462» и Ганзейским Верховным судом г.ХХХа (Германия) вынесено решение по спору о праве собственности на судно. В признании за ФИО1 права собственности на судно было отказано. В связи с чем, Капитаном морского порта было правомерно отказано в регистрации судна.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

Главой 25 ГПК Российской Федерации предусмотрен порядок обжалования решения, действия (бездействия) органа государственной власти.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ, в случае признания заявления обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 130 ГК РФ, морские суда относятся к недвижимым вещам и подлежат государственной регистрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ, судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

1) государственном судовом реестре;

2) реестре маломерных судов;

3) бербоут-чартерном реестре;

4) Российском международном реестре судов;

5) реестре строящихся судов.

Помимо самого судна, подлежит государственной регистрации право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение (ст. 8.1, 131, 223 ГК РФ, ч.2 ст. 33 КТМ РФ)

В соответствии с ч.1 ст. 35 КТМ РФ, ч.3 ст.10 ФЗ от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», регистрация судов осуществляется капитаном морского порта руководствуясь ч.4 ст.33 КТМ РФ и Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах, утв. Приказом Министерства Транспорта РФ от 09.12.2010 года №277.

В судебном заседании установлено, что в государственном судовом реестре морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» зарегистрировано судно – плавучий док «Плавдок–462» 1990 года постройки, регистрационный номер 30-0776. Со 2 июля 2004 года по настоящее время право собственности на судно зарегистрировано за АООТ «Ленрыбпром». Регистрационная запись в Государственный судовой реестр Капитаном морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» была внесена 21.10.2009 года после ликвидации ФГУ «Администрация рыбного порта Санкт-Петербург» и передачи судовых дел, которые велись Капитаном Санкт-Петербургского рыбного порта.

Как усматривается из материалов дела, 14.11.2014года в адрес Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» поступило заявление ФИО1 с просьбой произвести регистрацию судна «Плавдок – 462» и прав на него в Государственном судовом реестре с приложениями, указанными в Расписке в получении документов на государственную регистрацию (л.д.8).

21.11.2014 года Капитаном морского порта отказано ФИО1 в регистрации судна "Плавдок-462" в Государственном судовом реестре по основанию, предусмотренному абз.4, 7, 8 ч.1 ст.46 КТМ РФ, абз.4,7 п.39 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 декабря 2010 года N 277, по основаниям, что :

- Имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Из текста Заявления следует, что Заявитель – ФИО1, являясь представителем Собственника, Судовладельца судна (по доверенности), просит о регистрации судна «Плавдок-462» в Государственном судовом реестре на имя АООТ «Ленрыбпром». Но, во-первых, судно уже зарегистрировано в Государственном судовом реестре, во-вторых, право собственности на судно уже зарегистрировано на АООТ «Ленрыбпром», в-третьих, ФИО1 не представлена нотариальная доверенность на подачу заявлений о государственной регистрации прав и сделок от АООТ «Ленрыбпром», в соответствии со ст. 185.1 ГК РФ.

- Из документов, приложенных к Заявлению, можно сделать вывод о намерениях ФИО1 зарегистрировать переход права собственности на основании сделки купли-продажи, оформленной Договором от 30.06.2009 года. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 8.1 ГК РФ, запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку. Заявления Продавца – АООТ «Ленрыбпром» – нет среди документов, поданных в орган регистрации судов – Капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург.

- По информации, имеющейся в распоряжении Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», в отношении судна «Плавдок-462» имеется спор о праве, который в настоящее время рассматривается в суде города ХХХ, между ФИО1 и ФИО5 Эмдер Лагерхаус унд Аутомотиве ГмбХ». Это обстоятельство, до разрешения спора о праве и определения спорных прав, является основанием для отказа в регистрации, в соответствии с абз.7 п. 39 Правил регистрации, что подтверждено Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15.04.2013 по делу №2-3110/2013 и Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 04.09.2013 года, оставившим Решение без изменения (л.д.7).

Считая отказ Капитана морского порт «Большой порт Санкт-Петербурга» в регистрации судна «Плавдок-462» в Государственном судовом реестре незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч.1 статьи 68 ГПК РФ объяснения сторон признаются в качестве доказательства и подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Согласно пункту 1 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.

Пунктом 4 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, определено, что Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Пунктом 25 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 09.12.2010 N 277 "Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских портах", установлен перечень необходимых для регистрации в Государственном судовом реестре судов документов, в том числе анкеты судового реестра, которая должна содержать в себе следующие сведения: название судна (настоящее и все прежние на русском и английском языках), морской порт предыдущей регистрации и дата ее аннулирования (если таковые имелись), идентификационный номер, присвоенный Международной морской организацией, бортовой номер (для судов рыбопромыслового флота), позывной сигнал, тип и назначение судна, район плавания, размеры судна (длина наибольшая, ширина наибольшая, высота борта), регистровая вместимость (чистая и валовая), дедвейт, максимальная осадка (в грузу и в балласте), высота надводного борта, год и место постройки, наименование судостроительной верфи, материал корпуса, количество палуб, тип и место постройки главного двигателя, мощность главного двигателя, максимальная скорость хода (в грузу и в балласте), тип движителя (включая количество винтов), вид топлива, вместимость топливных танков (в кубических метрах), вместимость танков пресной воды (в кубических метрах), количество грузовых трюмов (танков) и их вместимость (в кубических метрах), грузовые устройства, количество пассажирских мест, вид парусного вооружения, количество мачт, тип судовой радиостанции, количество спасательных шлюпок и плотов, вид рулевого устройства, характеристика якорного устройства, количество и мощность водоотливных и противопожарных средств, реквизиты мерительного свидетельства (кем и когда выдано, номер, срок действия), реквизиты пассажирского свидетельства (кем и когда выдано, номер, срок действия), реквизиты свидетельства о годности к плаванию (кем и когда выдано, номер, срок действия), реквизиты классификационного свидетельства (кем и когда выдано, номер, срок действия, символ класса), информация о собственнике (сособственниках) судна (указывается наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес места нахождения, по праву какого государства зарегистрирован - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество, гражданство, адрес места жительства, ИНН (при наличии) для физических лиц), доля, принадлежащая каждому из сособственников (при их наличии), основание возникновения права собственности на судно или долю в праве собственности на него (реквизиты договора купли-продажи, договора на постройку судна и др.), владелец (владельцы) судна (указывается наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес места нахождения, по праву какого государства зарегистрирован - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество, гражданство, адрес места жительства, ИНН (при наличии) - для физических лиц), вещные права на судно, обременения (основание возникновения, реквизиты договора или документа, срок, бенефициар); правоустанавливающие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на суда; мерительное свидетельство; пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).

При получении документов на регистрацию должностное лицо органа регистрации вносит соответствующую запись в книгу учета входящих документов. При несоответствии представляемых документов требованиям настоящих Правил или их недостаточности заявителю отказывается в приеме документов. По требованию заявителя ему выдается мотивированное письменное подтверждение отказа в приеме документов (пункт 29 Правил).

Документы, представленные ФИО1 Капитану морского порта 14.11.2014 года в целях регистрации судна "Плавдок-462", перечислены в представленной в материалы дела расписке в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 9).

Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на регистрацию.

Согласно п.32 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, основанием для регистрации судна, наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения)прав на судно являются:

договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на момент совершения сделки;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные решения;

акты о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

иные акты передачи прав на судно и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на судно и представленные на регистрацию указанных прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для регистрации прав на судно. Указанные документы должны содержать сведения о судне и вид регистрируемого права и в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (п. 33).

Не подлежат приему на регистрацию судна и прав на него документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание (п. 36).

Статьей 46 КТМ РФ установлены основания к отказу в государственной регистрации судна, прав на него и сделок с ним:

с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;

не соблюдены требования, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 37 настоящего Кодекса, об исключении судна из прежнего реестра судов;

документы, представленные на государственную регистрацию, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно;

правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;

права на судно и сделки с судном, о государственной регистрации которых просит заявитель, не являются правами и сделками, подлежащими государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

В соответствии с п.39 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, в регистрации судна и прав на него отказывается в случае, если:

с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;

не соблюдены требования, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации об исключении судна из прежнего реестра судов;

документы, представленные на регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно;

правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;

права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются
правами, подлежащими регистрации в соответствии с Кодексом торгового
мореплавания Российской Федерации.

При принятии решения об отказе в регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более трех рабочих дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в судовое дело.

Вместе с тем, в ходе проведения регистрационных действий были выявлены противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Из текста Заявления следовало, что заявитель – ФИО1, являясь представителем собственника, Судовладельца судна (по доверенности), просит о регистрации судна «Плавдок-462» в Государственном судовом реестре на имя АООТ «Ленрыбпром», что являлось невозможным, поскольку:

-судно уже зарегистрировано в Государственном судовом реестре, а Заявитель просил о регистрации уже зарегистрированного в Государственном судовом реестре судна, а не о регистрации перехода права собственности на него;

- право собственности на судно уже зарегистрировано в Государственном судовом реестре на АООТ «Ленрыбпром», но, несмотря на это, заявление от 14.11.2014 года ФИО1 подписано как «Собственник судна (по доверенности)». В качестве собственника судна, в Заявлении было указано АООТ «Ленрыбром», из чего капитан сделал вывод о том, что ФИО1 было подано заявление от имени Собственника АООТ «Ленрыбром»;

- доверенность, на которую имеется ссылка в Заявлении от 14.11.2014 года, в орган регистрации не представлена.

Установленный п. 25 Правил регистрации перечень документов необходимых для государственной регистрации не является исчерпывающим, поскольку отсылает к п. 33-37 Правил регистрации, в которых указано, что документы, представленные на регистрацию должны соответствовать закону, а также однозначно и в достаточной мере подтверждать возникновение (переход) права.

Также в судебном заседании было установлено, что в отношении судна «Плавдок-462» имеется спор о праве, который в настоящее время рассматривается в Ганзейском Верховном суде, между ФИО1 и ФИО5 Эмдер Лагерхаус унд Аутомотиве ГмбХ».

Данные обстоятельства также были установлены вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15.04.2013 года (л.д.52-71).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно ч. 2 ст. 209 ГПК РФ, после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

При рассмотрении гражданского дела № 2-3110/2013 в Калининском районном суде Санкт-Петербурга было установлено наличие спора о праве на судно «Плавдок-462».

Таким образом, решение Калининского районного суда от 15.04.2013 года имеет для настоящего спора преюдициальное значение.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Капитаном морского порта правомерно было отказано заявителю в регистрации судна «Плавдок-462» в Государственном судовом реестре.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя ФИО1

На основании изложенного ст.ст.254-258 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным отказа Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» в регистрации судна «Плавдок-462» в Государственном судовом реестре от 21.11.2014 года; обязании Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербурга» зарегистрировать судно «Плавдок-462» и права на него в Государственном судовом реестре на имя ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.

СУДЬЯ