ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1638/2016 от 27.12.2016 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1639/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Апшеронск 27 декабря 2016 года Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе

судьи Якименко Н.В.,

при секретаре Карамышевой Е.П.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Апшеронского района Бессалого К.М..,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Апшеронского района, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещаемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Апшеронского района осуществлен мониторинг сети "Интернет" с целью выявления сайтов с информацией о продаже водительских удостоверений без фактического обучения и сдачи экзаменов. При проведении данного мониторинга установлено, что на сайте 000 размещены сведения о продаже водительских удостоверений. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной статьи страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. В силу п.1 ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Федерального закона №196 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В силу ст. 3 Федерального закона № 196 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни - и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Статьей 24 Федерального закона № 196 закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Согласно ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 25 Федерального закона № 196 право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. В силу ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 196 обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах. На интернет-сайте с адресом 000 размещены сведения о продаже водительских удостоверений. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан. В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 9,10,15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Согласно п.6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов. Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет») является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной. Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов. Изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа являются уголовно наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность ст. 327УК РФ. Размещенная на указанном сайте информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже водительских удостоверений и является рекламой. Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Размещение на указанном сайте информации о возможности получения водительских удостоверений без обучения и сдачи экзаменов в установленном законом порядке, указание на факт содействия сотрудников органов внутренних дел при оформлении водительских удостоверений, указывает на коррупционный характер отношений, возникших между продавцом и должностными лицами указанного ведомства. В соответствии со ст.ст. 1,3,6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами является коррупционными действиями. Деятельность органов государственной власти всех уровней, организаций и физических лиц должна быть нацелена на предупреждение коррупции, в том числе на выявление и последующее устранение причин, способствующих ее проявлению, в пределах своих полномочий. Одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению, в частности, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Информация, размещенная на указанном сайте, подрывает авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, способствует развитию коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению. Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации. Просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте 000 запрещенной к распространению на территорию Российской Федерации. Решение обратить к исполнению, направив в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <...>) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Представитель истца – помощник прокурора Апшеронского района Бессалый К.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Полагался на усмотрение суда. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Апшеронского района, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещаемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворить частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 3 Федерального закона № 196 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни - и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 24 Федерального закона № 196 закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 25 Федерального закона № 196 право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены.

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.

Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

В силу ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 196 обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа являются уголовно наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1, ст. 9 Закона № 149-ФЗ определено, что основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети « Интернет » и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети « Интернет », содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено », является вступившее в законную решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети « Интернет », информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет », содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

Поскольку информация, размещенная на сайте 000 подрывает авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, способствует развитию коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, суд признает обоснованными доводы прокурора о том, что доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать информацию, содержащуюся в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте http://kupit-prava.space/spb.htm запрещенной к распространению на территорию Российской Федерации, обратив решение суда после вступления в законную силу к исполнению, путем направления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Апшеронского района, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещаемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте 000 запрещенной к распространению на территорию Российской Федерации.

Решение после вступления в законную силу обратить к исполнению, направив в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <...>) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.

...