ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1639/20 от 15.06.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-1639/2020

66RS0006-01-2020-000903-45

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 годаРЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июня 2020 года Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Нагибиной И. А., при секретаре Рыковой К. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Юг-Энерго» о перерасчете платы за коммунальную услугу, освобождении от уплаты пеней,

установил:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование исковых требований указывая, что по договору долевого участия в строительстве приобрела квартиру < адрес >. Квартира оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии. Ответчик является управляющей компанией, с которой у истца заключен договор управления общим имуществом многоквартирного дома.

С даты ввода дома в эксплуатацию расчет платы за отопление производился ответчиком по тарифу, установленному для многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

С 01 марта по 15 мая 2019 года указанная коммунальная услуга рассчитывалась ответчиком по тарифу, установленному для многоквартирных домов, не оборудованных индивидуальными приборами учета тепла, что, по мнению истца, нарушает ее права. При этом с сентября 2019 года расчет платы за тепло вновь стал производиться по тарифам, установленным для многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, однако перерасчет за период с марта по май 2019 года ответчик не произвел.

Истец просила суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 01.03.2019 по 30.10.2019 в порядке, установленном для многоквартирных домов, оборудованных приборами учета тепловой энергии с указанием суммы перерасчета в квитанции на оплату текущего расчетного периода; отменить ответственность (пени) в связи с отсутствием вины.

В ходе судебного разбирательства истец, уточняя исковые требования, просила суд обязать ответчика определить ежемесячные суммы платы за коммунальные услуги, предоставленные по отоплению за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 включительно, начисленные по показаниям количества индивидуального прибора учета в соответствии с порядком, установленным для многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии; провести перерасчет платы за услугу «отопление» с внесением соответствующих данных в квитанцию на оплату в текущем расчетном периоде; отменить ответственность (пени) в связи с отсутствием вины.

В судебном заседании истец на исковых требованиях, с учетом их уточнения, настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик с иском не согласился, в судебном заседании его представителем приобщен письменный отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержал.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абз. 2).

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абз. 5).

Судом установлено, не оспаривается сторонами, что истец несет бремя содержания жилого помещения - квартиры < адрес >. Управлением указанным многоквартирным домом осуществляется ответчиком.

Также не оспаривалось сторонами, что в отношении многоквартирных домов по < адрес > установлен единый на два дома прибор учета тепловой энергии в соответствии с рабочим проектом 06.001.23/15-01 УКУТЭТ «Узел коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя».

Как следует из пояснений истца, с которыми согласен ответчик, в период с января 2019 года до марта 2019 года начисление платы за отопление производилось ответчиком истцу в порядке, установленном для многоквартирных домов, оборудованных как коллективным прибором учета тепла, так и индивидуальными приборами учета тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях.

02.11.2018 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка соблюдения управляющей компанией ООО УК «Юг-Энерго», осуществляющей управление многоквартирными домами по адресу: < адрес >, обязательных требований жилищного законодательства, по результатам которой составлен акт < № >.

Проверкой установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, расположенный в многоквартирном доме < адрес >, фиксирует совокупный объем тепловой энергии, потребленный на нужды отопления и горячего водоснабжения двумя многоквартирными домами: < № > и < № > по < адрес >. Все помещения в указанных домах оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии на нужды отопления.

Поскольку многоквартирный дом < адрес > не оборудован прибором учета тепла, который бы фиксировал объемы потребления тепловой энергии только данным домом, контролирующий орган пришел к выводу о том, что установленный прибор учета тепловой энергии является групповым, а многоквартирный дом - не оборудованным общедомовым прибором учета, потому начисление платы за услугу отопления в доме < адрес > должно производиться исходя из норматива потребления коммунальной услуги и утвержденного тарифа на тепловую энергию. Однако начисление платы за услугу отопление и горячее водоснабжение производилось исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии из месяца в месяц.

По результатам проверки надзорный орган усмотрел нарушения управляющей компанией порядка начисления платы за отопление, установленного жилищным законодательством.

02.11.2018 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ООО УК «Юг-Энерго» вынесено предписание на устранение выявленных проверкой нарушений жилищного законодательства.

Согласно разъяснениям Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 16.11.2018, по вопросу применения порядка начисления платы за коммунальную услугу отопления в многоквартирном доме < адрес >, в котором находится жилое помещение истца, в акте от 02.11.2018 < № > исследовался порядок начисления платы за услугу отопления в многоквартирном доме < № >, исследование порядке начисления платы за коммунальную услугу отопления в многоквартирном доме < № > не проводилось, однако, поскольку в ходе проверки было установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, расположенный в многоквартирном доме < адрес >, фиксирует совокупный объем тепловой энергии, потребленный на нужды отопления и горячего водоснабжения двумя многоквартирными домами: < № > и < № > по < адрес >, начисление платы за услугу отопления в доме < адрес > должно производиться исходя из норматива потребления коммунальной услуги и утвержденного тарифа на тепловую энергию (аналогично порядку, определенному в акте от < дд.мм.гггг >< № > для многоквартирного дома < № >).

Согласно ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе, осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Свердловской области от 08.11.2013 N 1379-ПП «О региональном государственном жилищном надзоре на территории Свердловской области» (вместе с «Положением о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области») в целях осуществления государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Департамент в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к управлению многоквартирными домами, установлению размера платы за содержание жилого помещения, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов, обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы.

Из представленных суду документов усматривается, что ООО УК «Юг-Энерго» с предписанием Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.11.2018 < № > согласилось, в установленном законом порядке его не обжаловало, приняло к исполнению, в связи с чем, 21.2019 направило директору ООО «ЕРЦ» письмо с просьбой закрыть все ИПУ отопления с показаниями согласно приложенного реестра, при необходимости провести перерасчет за предыдущие периоды, убрать графы для внесения показаний по отоплению из квитанций и личного кабинета на сайте ООО «ЕРЦ», разместить информационный текст в квитанции: «Во исполнение предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.11.2018 < № > и < № > от 16.11.2018 начисления по услуге «отопление» с 01.03.2019 проводятся по рекомендованным нормативам потребления».

Судом не установлено, истцом не доказано, что она, не будучи согласной с предписанием Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.11.2018 < № >, обжаловала его в установленном законом порядке, в связи с чем, доводы истца о неправомерном начислении ей ответчиком платы за спорный период за услугу «отопление», судом отклоняются, поскольку опровергаются исследованными судом доказательствами.

Оснований для признания неправомерными действий ответчика по начислению платы за отопление за спорный период с 01.03.2019 по 01.05.2019 по правилам начисления в многоквартирных домах, не имеющих общедомового прибора учета тепловой энергии, исходя из фактических обстоятельств дела, у суда не имеется при наличии не оспоренного предписания надзорного органа, обязательного к исполнению управляющей компанией.

Проверив порядок расчета платы за отопление, произведенный ответчиком по лицевому счету истца в спорный период, отраженный в отзыве не исковое заявление, суд не находит оснований с ним не согласиться, поскольку расчет произведен исходя из показаний общедомового прибора учета тепла и индивидуального прибора учета в период до 01.03.2019, а с 01.03.2019 по май 2019 - исходя из норматива на тепловую энергию в соответствии с требованиями предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.11.2018 < № >.

При таком положении требования истца о возложении на ответчика обязанности определить ежемесячные суммы платы за коммунальные услуги, предоставленные по отоплению за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 включительно, начисленные по показаниям количества индивидуального прибора учета в соответствии с порядком, установленным для многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии; провести перерасчет платы за услугу «отопление» с внесением соответствующих данных в квитанцию на оплату в текущем расчетном периоде, удовлетворению не подлежат.

Из представленных ответчиком расчетов за услугу «отопление» по жилому помещению истца усматривается, что в период с 01.03.2019 по 31.05.2019 истцу начислено 22 644 рубля 55 копеек, в период с 01.02.2019 по 31.03.2019 - 2 512 рублей 24 копейки за вычетом суммы перерасчета 377 рублей 65 копеек за предыдущий период.

Согласно информации о расчете пеней по лицевому счету истца, предоставленной ответчиком, у истца имеется общая задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 11.05.2019 по 11.10.2019 в сумме 2 015 рублей 84 копейки, в связи с чем, ответчиком истцу начислены пени в сумме 86 рублей.

В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Доводы истца об отсутствии у нее задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг перед ответчиком судом отклоняются, поскольку противоречат представленным доказательствам, свидетельствующим об обратном.

Ссылки истца на то, что ею оплачивалась в спорный период услуга по отоплению согласно расчетам, применяемым к многоквартирным домам, имеющим общедомовой и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, не свидетельствуют о правильности ее позиции, поскольку как указывалось ранее, ответчиком расчет платы за услугу по отоплению производился в соответствии с предписанием Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 02.11.2018 < № >, которое никем не оспорено.

Более того, абз. 3 п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы. При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (абз. 1 п. 118 Правил).

При таком положении не имеется оснований для удовлетворения требования истца об отмене ответственности в виде начисленных пеней.

Иных требований истцом не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Юг-Энерго» о перерасчете платы за коммунальную услугу, освобождении от уплаты пеней, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения, с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья И. А. Нагибина