ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1639/2022 от 18.05.2022 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД 04RS0007-01-2022-002628-85

2-1639/2022

Решение

именем Российской Федерации

18 мая 2022 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Осеевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявление Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» о понуждении к совершению действий,

Установил:

Обращаясь в суд, Читинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круг лиц, просит обязать ответчика ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС») в лице филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Забайкальского предприятия магистральных электрических сетей выполнить работы в соответствии с требованиями пунктов 2.1 и 3.1 ФАП «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», утвержденных приказом Росаэронавигации от 28.11.2007 № 119, по маркировке и светоограждению опоры ЛЭП ... расположенных в границах третьей подзоны аэропорта г. Чита, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что по обращению АО «АэроЧита» в январе 2022 года Читинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения воздушного законодательства РФ в сфере безопасности полетов, в ходе которой выявлены факты отсутствия маркировочных и светоотражающих знаков на опорах линии электропередачи, принадлежащих филиалу ПАО «ФСК ЕЭС» - Забайкальскому предприятию магистральных электрических сетей и расположенных на приаэродромной территории аэропорта г. Чита. Проверкой установлено, что на приаэродромной территории аэропорта г. Чита расположены объекты электроэнергетики, принадлежащие филиалу ПАО «ФСК ЕЭС» - Забайкальское предприятие магистральных электрических сетей, а именно опоры ЛЭП. Земельные участки с кадастровыми номерами ..., ..., на которых находятся опоры ЛЭП, расположены в границах третьей подзоны аэропорта <адрес>. Опоры ЛЭП, являясь неподвижными препятствиями, выступают за ограничительную горизонтальную поверхность, в нарушение ст. 51 ВК РФ, ФАП «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» и ФАП «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов» не промаркированы и не имеют соответствующего сетевого ограждения. По выявленным нарушениям законодательства о безопасности полетов *** Читинским транспортным прокурором в адрес директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Забайкальское предприятие магистральных электрических сетей внесено представление, которое *** рассмотрено и удовлетворено. Согласно ответу филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Забайкальское предприятие магистральных электрических сетей внесено представление на представление прокурора от 28.02.2022светомаркировка (покраска) опор ..., выполненных в двухцепном исполнении, будет осуществлена с наступлением теплого времени года, светоотражение опор будет осуществлено после проведения закупочных процедур. В дополнении к ответу указано, что направлено письмо в адрес АО «Аэропорт Чита» от *** «О рассмотрении вопроса о возможности использования систем типа КЭМП-ССВ-12-700-120LTO-1CO-УХЛ1. Только после получения ответа от АО «Аэропорт Чита» филиалом ПАО будет продолжена работа по организации закупочных процедур на поставку и монтаж необходимого оборудования. Истец полагает, что принятие ответчиком формальных мер без реального устранения нарушений законодательства об авиационной безопасности, отложение проведения закупочных процедур свидетельствует об умышленном и необоснованном затягивании сроков исполнения требований закона, что обусловило необходимость обращения с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как отсутствие маркировки на опорах ЛЭП и отсутствие их светоограждения угрожает безопасности полетов, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Помощник Бурятского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Манданов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ПАО «ФСК ЕЭС» Карнофель Е.А., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что срок 6 месяцев указанных работ является недостаточным и просила установить срок выполнения работ в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьями 20, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

В соответствии с п.2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, приаэродромная территория – это прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно п.1 ст.47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (п.2 ст.47 ВК РФ).

В силу п.3 ст.47 ВК РФ на приаэродромной территории выделяются следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 48 ВК РФ требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно п.1 ст.51 ВК РФ собственники зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами.

Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 28 ноября 2007 года № 119 утверждены Федеральные аэронавигационные Правила «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов» (далее – Правила № 119).

Согласно п. 2.1 Правил № 119 дневная маркировка (далее - маркировка) наносится на все объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы, а также на препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за установленные переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность взлета и захода на посадку в пределах 4000 м от нижних границ.

В силу п.3.1 Правил № 119 объекты в виде зданий и сооружений, линий связи и линий электропередач, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение (далее - светоограждение).

В соответствии с п. 1.1 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утв. Приказом Минтранса России от 25.08.2015 № 262, Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» (далее – Правила) разработаны в соответствии со ст. 48 ВК РФ, устанавливают требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные аэродромы, а также лицами, эксплуатирующими светосигнальное, метеорологическое, радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, установленное на этих аэродромах

В силу п. 4.2 Правил на аэродроме должна быть обеспечена маркировка соответствующих покрытий, зон ограниченного использования (при их наличии) и препятствий.

В соответствии с п. 4.242 Правил на аэродромах, предназначенных для использования в ночное время или днем в сложных метеорологических условиях, должно обеспечиваться светоограждение неподвижных объектов (установка на них заградительных огней), подлежащих маркировке согласно пунктам 4.48 - 4.50 настоящих Правил, а также допускающих отсутствие маркировки объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 4.48 настоящих Правил и пункте 4.51 настоящих Правил.

Пунктом 4.48 Правил установлено, что неподвижные препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, а также за поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 4000 м от их нижних границ, должны иметь маркировку согласно пункту 4.51 настоящих Правил, за исключением случаев, когда:

препятствие затенено другим неподвижным препятствием;

препятствие светоограждено в дневное время заградительными огнями средней интенсивности типа А и его высота относительно уровня земли не превышает 150 м;

препятствие, указанное в абзаце втором настоящего пункта, светоограждено в дневное время заградительными огнями высокой интенсивности;

многочисленные препятствия в виде неподвижных объектов или рельефа местности возвышаются над внутренней горизонтальной или конической поверхностями, однако правилами полетов введены специальные ограничения (полеты только по установленным маршрутам и/или зоны ограничения полетов).

Согласно п.4.49 Правил неподвижные постоянные или временные объекты, расположенные на летной полосе за пределами ее спланированной части, должны иметь маркировку, за исключением знаков и огней систем PAPI (система визуальной индикации глиссады точного захода на посадку) и APAPI (упрощенная система визуальной индексации глиссады точного захода на посадку).

В силу п.4.50 Правил маркировке подлежат расположенные на аэродроме объекты органов воздушного движения (далее - ОВД), связи, радионавигации и посадки (исключая командно-диспетчерский пункт (далее - КДП), а также объекты метеорологического оборудования и отдельно стоящие блочные трансформаторные подстанции.

Согласно п.4.51 Правил все неподвижные препятствия, подлежащие маркировке, когда это практически осуществимо, должны быть окрашены в контрастные цвета - красный (оранжевый) и белый, в противном случае на них или над ними должны быть установлены маркеры или флажки. Исключения составляют объекты, которые благодаря своей форме, размерам или цвету являются заметными и не нуждаются в маркировке.

Как установлено судом, по обращению АО «АэроЧита» о нарушении требований воздушного законодательства РФ в сфере обеспечения безопасности полетов в деятельности ПАО «ФСК ЕЭС» Забайкальского предприятия магистральных электрических сетей в эксплуатации немаркированных и не светоогражденных опоры ЛЭП ... на приаэродромной территории аэропорта <адрес>, Читинской транспортной прокуратурой проведена проверка, которой установлены отдельные нарушения требований воздушного законодательства РФ на приаэродромной территории аэродрома «Чита» (Кадала), а именно: указанные опоры ЛЭП превышают препятствия над ограничительной поверхностью, при этом, в нарушение не имеют соответствующего светового ограждения и маркировки, что создает угрозу безопасности полетов.

Земельные участки с кадастровыми номерами 75:32:040349, 75:32:040333, на которых находятся опоры ЛЭП, расположены в границах третьей подзоны аэропорта <адрес>.

В результате проведенной проверки директору ПАО «ФСК ЕЭС»-Забайкальского предприятия магистральных электрических сетей *** внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства РФ в сфере безопасности полетов.

Согласно ответу и.о. директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Забайкальского предприятия магистральных электрических сетей от *** на внесенное прокуратурой представление светомаркировка (покраска) вышеуказанных опор будет выполнена с наступлением теплого времени года, светоограждение опор будет выполнено на основании федерального закона ... от *** «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» после проведения закупочных процедур, изготовления, монтажа.

Решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» (протокол ... заседания Совета директоров от ***) утвержден внутренний документ ПАО «ФСК ЕЭС»: Единый стандарт закупок ПАО «ФСК ЕЭС» (Положение о закупке) в новой редакции (размещен в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)), согласно которому осуществляется закупочная деятельность в ПАО «ФСК ЕЭС».

Согласно письму ООО «1» от *** стоимость системы ... составит ... руб., согласно письму ООО «2» от *** - ... руб. Срок изготовления – 120 календарных дней.

В соответствии с п.4 ч.5 ст.3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 5.1.3 Единого стандарта закупок ПАО «ФСК ЕЭС» (Положение о закупке) конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства может включать следующие этапы:

- проведение в срок до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг;

- обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора, содержащихся в заявках участников конкурса в электронной форме, в целях уточнения в извещении о проведении конкурса в электронной форме, документации о конкурентной закупке, проекте договора требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг;

- рассмотрение и оценка заказчиком поданных участниками конкурса в электронной форме заявок на участие в таком конкурсе;

- сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора.

Согласно ч.15 ст. 3.2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Как следует из пояснений представителя ответчика, ориентировочный срок публикации закупок «Поставка комплектов автономной системы КЭМП ССВ-12-700-12LTO-1xCO-УХЛ1 для нужд Забайкальского ПМЭС» и «Выполнение работ по покраске металлических опор ВЛ для нужд Забайкальского ПМЭС в 2022 году», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с учетом корректировки плана закупок и его размещения в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru) – до 28.06.2022. Учитывая проведение конкурса в несколько этапов, ориентировочный срок подписания итогового протокола по выбору поставщика/подрядчика, сроки заключения договоров на поставку систем светоограждения и выполнения работ по покраске опор, ориентировочный срок поставки систем светоограждения – до 18.12.2022.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, действительно, ответчиком не выполняются требования, предусмотренные статьей 51 ВК РФ, п.2.1 Правил № 119, следовательно, заявленные исковые требования об обязании выполнить работы в соответствии с требованиями пунктов 2.1 и 3.1 Правил № 119 являются правомерными, поскольку они основаны на представленных в дело письменных доказательствах и соответствуют положениям закона.

Вместе с тем, при определении срока выполнения указанных работ, с учетом длительности согласовательных процедур, проведения торгов и длительности проведения самих работ, суд полагает установить данный срок - до 01 сентября 2023 г.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... руб. в доход муниципального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать филиал ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» - Забайкальское предприятие магистральных электрических сетей, выполнить работы в соответствии с требованиями пунктов 2.1 и 3.1 ФАП «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», утвержденных приказом Росаэронавигации от 28.11.2007 № 119, по маркировке и светоограждению:

- опоры ЛЭП ...

- опоры ЛЭП (номер опоры в реестре собственника ...);

- опоры ЛЭП (номер опоры в реестре собственника ...);

- опоры ЛЭП (номер опоры в реестре собственника ...);

- опоры ЛЭП (номер опоры в реестре собственника ...);

- опоры ЛЭП (номер опоры в реестре собственника ...),

расположенных в границах третьей подзоны аэропорта <адрес>.

Установить срок выполнения работ - до 01 сентября 2023 г.

Взыскать с ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» государственную пошлину в размере 6 000 руб. в доход муниципального бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 25 мая 2022 г.

Судья М.В. Кудряшова