ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/14 от 21.02.2014 Белогорского городского суда (Амурская область)

Дело Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Белогорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Е.С.,

при секретаре Тесленок Т.В.,

с участием истицы ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя администрации <адрес> ФИО3, представителя МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи администрации <адрес>» ФИО4, представителя МКУ Отдел образования <адрес>ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки <адрес>, администрации <адрес> о включении в списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, и обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в котором просит обязать Министерство образования и науки <адрес> включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 15 января 2013 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>.

Требования мотивированы тем, что по своему социальному статусу она являлась ребенком сиротой и в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, должна быть вне очереди обеспечена жилой площадью по месту закрепления за ней жилого помещения. Однако на сегодняшний день она жильем не обеспечена, проживает в <адрес>, где арендует жилье. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, администрацией <адрес>ФИО1 была включена в список из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Данным постановлением на МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи администрации <адрес>» возложена обязанность включения ФИО1 в реестр детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к председателю Комитета имущественных отношений с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Министру образования и науки <адрес> был направлен пакет документов, однако ФИО1 было отказано во включении в реестр по причине достижения на момент обращения 23 лет. Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее права.

В судебном заседании истица и ее представитель ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, приведенным в иске, на их удовлетворении настаивали. Истица дополнительно пояснила, что ей не разъяснялся порядок предоставления жилья лицам из числа детей-сирот. Она жила с опекуном, в детском доме никогда не находилась. В ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в органы опеки попечительства администрации <адрес> с устным заявлением о предоставлении ей жилья как ребенку-сироте, однако ей устно было разъяснено, что она не имеет права на получение жилья, т.к. у нее есть жилье, в котором она зарегистрирована (жилье опекуна). После такого разъяснения она, полагая, что каких-либо прав на получение жилья не имеет, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ никуда не обращалась с данным вопросом.

Представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленного отзыва, возражает против исковых требований ФИО6, в связи с тем, что она до 23 лет не обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не состояла на учете ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, тем самым утратила право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На момент обращения в администрацию <адрес> ей было более 23 лет, а значит действие Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на нее уже не распространяется. По требованию о предоставлении истцу жилого помещения Министерство является ненадлежащим ответчиком.

Представитель соответчика администрации <адрес>ФИО3 возражала против исковых требований о предоставлении жилья, указав, что требования заявлены преждевременно, до настоящего времени истица не включена в реестр лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, поэтому обязанность по предоставлению жилья у администрации до настоящего времени не возникла, в связи с чем оснований считать, что администрацией <адрес> нарушены права истицы, не имеется. Просила в удовлетворении данной части требований отказать.

Представитель третьего лица - МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи администрации <адрес>» ФИО4 поддержала исковые требования, указала, что ФИО1 относится к числу детей-сирот и имеет право на получение жилья, в связи с чем она на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ была включена в соответствующие списки, которые были направлены для утверждения в Министерство образования и науки <адрес>. Также пояснила, что истица была поставлена на учет в органах опеки и попечительства <адрес>, однако вопрос об обеспечении ее жильем не был решен – за ФИО1 не было закреплено жилое помещение, и в тоже время она не была признана нуждающейся в получении жилья. Просила иск удовлетворить.

Представитель третьего лица - МКУ Отдел образования <адрес> ФИО5 пояснила, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в органах опеки и попечительства <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она была передана под опеку С.В.С. и опекунское дело было передано в органы опеки и попечительства <адрес>. Какое-либо жилье за ней не закреплялось, <данные изъяты> администрацией она не была поставлена на учет как лицо, имеющее право на получение жилья.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Амурской области от 11.10.2013 N 242-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона.

По смыслу указанных норм, обязанность по обеспечению жилыми помещениями возникает в отношении лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Статьей 4 (1) Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (введенной Законом Амурской области от 24.12.2012 № 132-ОЗ) установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п. 1 указанной статьи, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.

Согласно п. 2 указанной статьи, в список включаются указанные в абзаце первом части 1 статьи 4 настоящего Закона лица, достигшие возраста 14 лет.

По достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ).

Вместе с тем, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Аналогичная норма предусмотрена п. 10 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанное свидетельствует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Отсутствие же лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.

В судебном заседании установлено, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются всеми участниками процесса и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Согласно свидетельства о рождении, ФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родители: отец – Ю.А.Н., мать – Ю.Н.И..

Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ю.Н.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец – Ю.А.Н. решением Белогорского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был лишен был лишен родительских прав в отношении истицы.

В судебном заседании установлено, что истица была поставлена на первоначальный учет в ДД.ММ.ГГГГ в органах опеки и попечительства <адрес>, поскольку на тот момент проживала в <адрес>. Жилье за ней не закреплялось, <данные изъяты> администрацией она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья по льготной категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке МКУ Отдел образования администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , истица была снята с учета в органах опеки и попечительства <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ в связи с установлением над ней опеки С.В.А. (постановление от ДД.ММ.ГГГГ), проживающей в <адрес>.

Опекунское дело было передано в органы опеки и попечительства <адрес>.

Из пояснений истицы следует, что ей не разъяснялось ее право и порядок предоставления жилья лицам из числа детей-сирот. Она жила с опекуном, в детском доме никогда не находилась.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Юра Т(И.)А. обучалась в ГОБУ СПО АО «<данные изъяты> техникум <данные изъяты>», что подтверждается справкой ГОБУ СПО АО «<данные изъяты> техникум <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пояснений истицы, по рекомендации директора техникума в ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в органы опеки попечительства администрации <адрес> с устным заявлением о предоставлении ей жилья как ребенку-сироте, однако ей устно было разъяснено, что она не имеет права на получение жилья, т.к. у нее есть жилье, в котором она зарегистрирована (жилье опекуна). После такого разъяснения она, полагая, что каких-либо прав на получение жилья не имеет, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ никуда не обращалась с данным вопросом.

Факт обращения истицы по вопросу предоставления ей жилья подтвержден свидетельскими показаниями Г.М.С., пояснившей, что в ДД.ММ.ГГГГ она вместе с ФИО6 ходила в администрацию в отдел опеки по вопросу предоставления жилья ФИО6 и специалист отдела пояснила, что жилье ей не положено, т.к. она не находится в детском доме.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением.

Установленные обстоятельства достоверно свидетельствуют о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления, органами опеки и попечительства обязанностей по защите прав ФИО6 в тот период, когда она была несовершеннолетней: при отсутствии закрепленного за ней жилья она не была своевременно поставлена на учет как лицо, имеющее право на получение жилья; при обращении в органы опеки по вопросу обеспечения жильем она получила необоснованный отказ; со стороны органов опеки и попечительства каких-либо мер, направленных на разъяснение ей порядка реализации ее права на получения жилого помещения, не предпринималось. Данные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.

С заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после достижения ею 23-летнего возраста.

Вместе с тем, установленные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что отсутствие истицы на учете нуждающихся в жилых помещениях и несвоевременное обращение с заявлением о предоставлении ей жилого помещения было вызвано наличием уважительных причин, поэтому сам факт обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения после достижению ФИО1 23 лет не свидетельствует об утрате ею права на обеспечение жилым помещением.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была включена в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Однако Министерством образования и науки <адрес> она была исключена из данного Списка, в связи с отсутствием решения суда, подтверждающего право на обеспечение жильем после 23 лет.

С учетом изложенного, требования ФИО1 об обязании Министерства образования и науки <адрес> включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 4 Закона Амурской области от 15 января 2013 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обоснованы и подлежат удовлетворению.

Рассматривая исковые требования ФИО1 об обязании администрации <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, суд не находит оснований для их удовлетворения, в связи со следующим:

В соответствии со ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право.

В силу указанных выше норм обязанность по обеспечению жилым помещением у органов местного самоуправления возникает только в отношении лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Со стороны администрации <адрес> приняты меры к включению истицы в данный Список – издано соответствующее постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку Министерство образования и науки <адрес> исключило ФИО1 из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, то у администрации <адрес> на момент обращения истицы в суд обязанность по обеспечению ее жилым помещением не возникла, в связи с чем оснований считать нарушенным ее право бездействием администрации <адрес> не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Министерству образования и науки <адрес>, администрации <адрес> о включении в списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, и обязании предоставить жилое помещение, - удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования и науки <адрес> включить ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В удовлетворении остальной части иска, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года.

Председательствующий: