ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/16 от 26.07.2016 Районного суда Немецкого национального района (Алтайский край)

Дело № 2-163/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Гальбштадт 26 июля 2016 года

Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего судьи Комашко К.Н., с участием:

зам. прокурора Немецкого национального района ФИО1,

истицы ФИО2,

представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району - ФИО3,

при секретаре Остапенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края обратившегося в интересах ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району и Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защиты о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения, и освещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Немецкого национального района обратился с иском в интересах ФИО2 к ответчикам о признании решения незаконным и возложении обязанности включить ФИО2 в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения, и освещения, в обоснование иска, указав, что в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление ФИО2 о неправомерном отказе управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию.

В ходе проверки установлено, что ФИО2 более 10 лет, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проработала старшим воспитателем детского сада «Солнышко» Колхоза имени Кирова в <адрес> (с 2006 года колхоз переименован в Сельскохозяйственную артель «Племзавод им. Кирова»).

Ранее решением районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) частично были удовлетворены исковые требования ФИО2, и на комитет по социальной защите населения при Администрации Немецкого национального района была возложена обязанность признать за ФИО2 право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, как за педагогическим работником, проживающим в сельской местности.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволена с должности старшего воспитателя НДОУ детский сад «Солнышко» по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию. Таким образом, ФИО2 до выхода на пенсию являлась получателем льгот в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения как педагогический работник.

ДД.ММ.ГГГГ решением Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району ФИО2 прекращена компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГГГ, по причине увольнения из учреждения образования.

Впоследствии ФИО2 обратилась в Управление с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения отопления, освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, однако в предоставлении указанной льготы было отказано (ответ от ДД.ММ.ГГГГ).

С указанным отказом нельзя согласиться, поскольку тот факт, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении не являющимся государственным либо муниципальным, не может явиться основанием для лишения ей права получения указанных льгот при выходе на пенсию.

В связи, с чем, ФИО2 как в момент выхода на пенсию, так и в настоящее время имеет право на получение соответствующих льгот по коммунальным услугам, а именно право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, которая указана в ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим, и распространявшим свое действие, на спорные правоотношения.

Так же это не противоречит постановлениям Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года № 688 и от 09 ноября 2007 года № 515 «Об утверждении правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В свою очередь Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» устанавливает, что настоящий закон в соответствии со ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

Согласно п.7 вышеуказанного Закона перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края.

В соответствии с п.2 Правил предоставления компенсации расходов па оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам:

- работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;

- вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

Пункт 18 Правил в отношении педагогических работников, до 01 января 2012 года получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, управление социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений, переданных органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными образовательными учреждениями. Сформированный в отношении указанных педагогических работников реестр является основанием для назначения им с 01 января 2012 года компенсации и документам - основанием для расходования бюджетных средств. Реестр должен быть распечатан на бумажном носителе, сброшюрован, подписан руководителем управления социальной защиты населения, заверен печатью. Реестр подлежит постоянному хранению.

Согласно п.37 Правил предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на получение компенсации, выбытием на постоянное место жительства за пределы Алтайского края, района, города Алтайского края, а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

В соответствии с ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС и Постановление Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99,предусматривающие возможность компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, противоречат Закону Российской Федерации «Об образовании», и приведенных выше нормативно правовых актов, поскольку устанавливают дополнительные условия и основания предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для указанной категории граждан.

Таким образом, ФИО2, пользовавшаяся компенсацией расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности до дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на пенсию имеет право в настоящее время на получение вышеуказанной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию, несмотря на то, что истица работала в ведомственном детском саду, и у нее присутствует требуемый 10-летний стаж работы в образовательном учреждении, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08 февраля 2007 года № 322-0-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и п.5 ст.83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», а так же позиции указанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11- П.

Данное обстоятельство нарушает принцип справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на социальную защиту.

ФИО2 в Управление социальной защиты населения Немецкого национального района обратилась не позднее ДД.ММ.ГГГГ, то есть до момента отказа ей в компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Следовательно, управлением социальной защиты населения Немецкого национального района ДД.ММ.ГГГГ в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ФИО2 не включена, необоснованно. В связи, с чем ей неправомерно отказано и в предоставлении льготы на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию.

Таким образом, права ФИО2 на гарантированные законом льготы, подлежат восстановлению путем включения в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

В результате необоснованного отказа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 несла дополнительные траты в размере 78713 рублей 73 копейки на оплату отопления <адрес>, в котором она проживает и который находится в ее собственности. Следовательно указанные затраты подлежат возмещению.

Так как ФИО2 является пенсионером по возрасту, в связи с возрастом не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы в судебном порядке, что является основанием для обращения прокурора района в суд в ее интересах.

Просит суд признать решение управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району обязанность включить ФИО2 в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ, а так же взыскать с управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району за счет средств Главного управления Алтайского края по социальной защиты населения в пользу ФИО2 денежные средства в размере 78 713 рублей 73 копейки, затраченные ею на оплату услуг отопления <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор требования изменил, и в окончательной форме просил суд признать решение управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району обязанность включить ФИО2 в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ.

От требований в части взыскания с управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району за счет средств Главного управления Алтайского края по социальной защиты населения в пользу ФИО2 денежных средства в размере 78 713 рублей 73 копейки, затраченных ею на оплату услуг отопления <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокурор и истица ФИО2 отказались, в связи, с чем производство по делу в данной части было прекращено определением районного суда Немецкого национального района ДД.ММ.ГГГГ.

Так же в судебном заседании прокурор суду пояснил, что заявленные требования с учетом их уточнений, они поддерживают в полном объеме. В прокуратуру района поступило обращение ФИО2, в ходе проведения проверки установлено, что ФИО2 получила необоснованный отказ в предоставлении ей льготы как педагогическому работнику, проживающему и проработавшему более 10 лет в сельское местности, поскольку ФИО2 имеет стаж работы учителя в сельской местности более 10 лет. Кроме того, ФИО2 пользовалась льготой на отопление и освещение как педагогический работник до выхода на пенсию. После отказа в данной льготе, она обратилась в управление социальной защиты населения о предоставлении ей льготы как ветерану труда и пользовалась данной льготой до настоящего времени. В случае наличия у лица различных оснований для предоставления льгот, лицо имеет право выбора, на каком основании она будет получать льготу. Так как истице было отказано Управлением в предоставлении льготы как педагогическому работнику, а данная льгота являлась более выгодной, то истица в настоящий момент обратилась в прокуратуру с просьбой разобраться по данному вопросу, чтобы прокурор обратился в ее интересах в суд, за восстановлением нарушенного Управлением ее права на предоставление льгот как педагогическому работнику. После выхода истицы на пенсию, она изъявляла свое желание пользоваться льготой как педагогический работник, и в настоящее время ФИО2 изъявляет желание, получать льготу как педагогический работник, вышедший на пенсию. Полагает, что в случае удовлетворения исковых требований ответчик произведет перерасчет. Они настаивают, чтобы начисление производились именно с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истица обратилась с заявлением в управление по социальной защиты населения по Немецкому национальному району в ДД.ММ.ГГГГ и отказ, данный ей Управлением в ДД.ММ.ГГГГ, был неправомерным.

Истица ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, а так же дополнительно суду пояснила, что после выхода ДД.ММ.ГГГГ на пенсию, она в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району за предоставлением ей льгот как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности. Там ей отказали, ссылаясь на то, что не хватает трудового стажа, необходимого для того, чтобы льготы были предоставлены, а именно трудового стажа в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации или в муниципальных образовательных учреждениях. В материалах дела имеется письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако считает, что ею выполнены все условия для предоставления льгот. Она ушла на пенсию с того места работы, где работала воспитателем, и где получала льготы. Все необходимые документы в Управление социальной защиты населения были предоставлены. Однако ей стали выплачивать льготу как ветерану труда, а не как педагогическому работнику. Далее она обратилась в прокуратуру за восстановлением своего нарушенного права. В соответствии с Законом «Об образовании», а так же Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС, она имеет право на льготы как педагогический работник, проработавший в сельской местности более 10 лет и вышедший на пенсию. У нее более 39 лет педагогического стажа работы, она начала работать еще в Республике Казахстан, проработав там, в детском саду до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ она трудоустроилась в детский сад, принадлежащий СПК ПЗ колхозу им. Кирова, расположенный в <адрес> и проработала там до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до моменты выхода на пенсию. Трудовой стаж не прерывался, работала в одном месте. В связи, с чем просит суд, признать решение управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в предоставлении льгот как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности и проработавшей воспитателем в сельской местности более 10 лет - незаконным и возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району обязанность включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району - ФИО3 исковые требования прокурора, обратившегося в интересах ФИО2 не признала в полном объеме, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в управление с заявлением для начисления компенсации затрат на отопление и освещение как педагогический работник вышедший на пенсию, но получила письменный отказ, о чем было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. Представителем ответчика не оспаривается тот факт, что истица до момента ее увольнения, то есть по ДД.ММ.ГГГГ, включительно пользовалась льготами как педагогический работник, то есть имела право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности. Выплата ей прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Отказано истице в льготе было на том основании, что у истцы отсутствует 10-летний стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждениях. Истица проработала в ведомственном детском саду, и имеет стаж работы в сельской местности в ведомственном детском саду более 10 лет, данный факт ими также не оспаривается. С момента выхода на пенсию и по настоящее время ФИО2 пользуется льготой как ветеран труда. Хотя размер предоставляемой льготы как ветеран труда, и размер льготы как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, разнится. Они полагают, что в случаи удовлетворения исковых требований, льготу необходимо начислять с момента вынесения решения суда, так как предоставление льгот носит заявительный характер. Отказывая ФИО2 в предоставлении льгот как педагогическому работнику, ей было разъяснено, право обжаловать данный отказ, однако она своим правом не воспользовалась, а обратилась в управление с заявлением о назначении ей льготы как ветеран труда. В связи, с чем просит суд в иске отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыл, каких-либо письменных возражений суду не представил.

С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, вынесением решения в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав прокурора, истицу ФИО2, представителя ответчика ФИО3, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, находит исковые требования прокурора, обратившегося в интересах истицы ФИО2 обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Право педагогических работников проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено федеральным законодательством.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу ч.8 ст.47 названного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 указанного закона в редакции от 13 января 1996 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.В соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным относятся учреждения, в том числе и дошкольные.

Аналогичные и схожие положения нашли свое отражение и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где в ст.2 даны понятия, что такое образовательная деятельность, образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, организация, осуществляющая образовательную деятельность. Так же в ч.4 ст.10 вышеуказанного закона указано, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования.

На основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (п.7 ст.2 Закона).

Согласно п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

Пункт 18 Правил устанавливает, что в отношении педагогических работников, до 1 января 2012 года получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, управление социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений, переданных органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными образовательными учреждениями. Сформированный в отношении указанных педагогических работников реестр является основанием для назначения им с 1 января 2012 года компенсации и документом - основанием для расходования бюджетных средств.

Предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на получение компенсации, выбытием на постоянное место жительства за пределы Алтайского края, района Алтайского края, а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.37 Правил).

На основании пунктов 1, 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.

Как было установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в детском саду «Солнышко», принадлежащим СПК «ПЗ колхоза им. Кирова» и расположенном в <адрес>, то есть имела общий педагогический трудовой стаж в сельской местности более 10 лет, что так же подтверждается копией трудовой книжки (л.д.9-13), а так же на момент выхода на пенсию, работав старшим воспитателем в вышеуказанном детском саду, пользовалась льготами по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, что так же подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району (л.д.15).

Таким образом, истица, проживая в сельской местности, как непосредственно перед выходом на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, на момент выхода на пенсию, а так же на момент увольнения стаж ее работы в образовательном учреждении составил более 10 лет, что не оспаривается сторонами.

Поскольку до ее увольнения ДД.ММ.ГГГГ истица получала меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников сельской местности, постольку и после увольнения и выхода на пенсию, она, по мнению суда, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как сельский педагог.

Порядок реализации названного права регулируется, в том числе Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет).

Пунктом 23 Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» действие подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 было распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности. Вышеуказанные положения нормативных актов органов Союза ССР в настоящее время сохраняют свое действие в силу ст.4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».

Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 указанного закона в редакции от 13 января 1996 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Из содержания названной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ норма абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции подтверждается ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Приведенные положения действующего в настоящее время Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по сути, аналогичны положениям ранее действовавшего Закона Российской Федерации «Об образовании» и не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, на получение мер социальной поддержки.

Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в действительности приобретенных прав, их защите и уважении властями.

В связи, с тем, что истица пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений, тот факт, что она определенный период занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющимся государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что лишение ФИО2 мер социальной поддержки, не может свидетельствовать о конституционности, справедливости и защищенности прав гражданина.

В связи, с чем суд не соглашается с доводами представителя ответчика, что истица ФИО2, пользовавшаяся компенсацией расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности до дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на пенсию не имеет право в настоящее время на получение вышеуказанной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию, так как истица работала в ведомственном детском саду, и у нее отсутствует требуемый 10 летний стаж работы в образовательном учреждении имеющим статус краевого или муниципального образовательного учреждения, как того требуют Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, (утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99).

Данная позиция представителя ответчика противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08 февраля 2007 года № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», а так же позиции указанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П.

В соответствии с ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС и Постановление Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, предусматривающие возможность компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, противоречат Закону Российской Федерации «Об образовании», и приведенных выше нормативно правовых актов, поскольку устанавливают дополнительные условия и основания предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для указанной категории граждан.

Данное обстоятельство нарушает принцип справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на социальную защиту, установленную статьями 18, 19 Конституции Российской Федерации, а так же предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть4), 17 (часть 1), 18,19, и 55 (часть1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Так же, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу п.10 названного Постановления, Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ст.1 Протокола № 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что «требование» - даже относительно льготы - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.

В материалах дела имеется справка, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлялись льготы, а именно компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности.

Однако в последующем истице было отказано в получении указанной льготы, что повлекло для нее неблагоприятные последствия, поскольку она лишилась права на получение льготы, которая предоставлялась ей длительное время, в связи, с чем суд приходит к выводу, что ФИО2 имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения ФИО2 как педагогическому работнику, пенсионеру, является незаконным и подлежит отмене.

В части требования истицы о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, суд считает, что данные требования истицы так же подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым производить компенсацию данных расходов истице с ДД.ММ.ГГГГ, так как истица с заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения обратилась в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району в ДД.ММ.ГГГГ и согласно справке из Управления по социальной защиты населения по Немецкому национальному району выплата ей осуществлялась по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по данную дату ей назначалась компенсация расходов на оплату жилого помещения, освещения и отопления как педагогическому работнику сельской местности, что не оспаривается представителем ответчика.

Довод представителя ответчика в той части, что требования истицы подлежат удовлетворению с момента вынесения решения суда, а не с ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необоснованными, поскольку как было установлено в судебном заседании и не оспаривается представителем ответчика с заявлением о предоставлении льгот как педагогическому работнику, истца обратилась в ДД.ММ.ГГГГ, однако ей в предоставлении льгот было отказано, путем вынесения соответствующего решения Управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГГГ, которое в настоящий момент истица, выбрав способ защиты своих прав через прокурора обжалует. По мнению суда, бездействие, выразившееся в непринятии должных мер по исполнению требований законодательства Российской Федерации и законодательства Алтайского края, регламентирующего реализацию прав педагогических работников на получение компенсационных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг, незаконность которого просил признать прокурор, по своей природе носит длящийся характер, и не устранено до обращения прокурора в суд с указанными выше требованиями.

В связи, с чем суд как было указано выше считает требования подлежащими удовлетворению с ДД.ММ.ГГГГ, как указано прокурором в исковом заявлении, поддержанным истицей ФИО2

Суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу будет являться Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району, в связи, с чем считает ответчика, указанного в исковом заявлении прокурора, а именно Главное управление Алтайского края по труду и социальной защиты, не надлежащим ответчиком по данному делу, в связи, с чем требования прокурора, обратившегося в интересах ФИО2, подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Немецкого национального района Алтайского края обратившегося в интересах ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району и Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защиты о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения, отопления и освещения удовлетворить частично.

Признать решение Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району обязанность включить ФИО2 в реестр лиц педагогических работников, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ.

В части требований прокурора к Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защиты отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в районный суд Немецкого национального района в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Дата изготовления решения в окончательной форме 31 июля 2016 года.

Председательствующий судья К.Н. Комашко