ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/18 от 18.09.2018 Сараевского районного суда (Рязанская область)

Дело №2-163/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п.Сараи 18 сентября 2018 года

Сараевский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего – судьи Суханова В.В.,

с участием истца – ФИО1,

представителя истца – ФИО2, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности 62 АБ 1127976 от 11.07.2018 г.,

представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области ФИО3, действующей на основании доверенности от №5 от 01.12.2017 г.,

при секретаре – Даллакян Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в педагогический стаж периода работы в должности инструктора по физическому воспитанию и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в педагогический стаж период работы в должности инструктора по физическому воспитанию в Сараевском детском саду №4 с 2 сентября 1991 года по 6 сентября 1994 года, назначении досрочной страховой пенсии с 28 июня 2018 года.

В обоснование исковых требований указала, что 28 июня 2018 года обратилась в ГУ-УПФР по Сараевскому району с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФР по Сараевскому району от 4 июля 2018 года ей отказано в назначении страховой пенсии на основании 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа.

В специальный стаж пенсионный орган не засчитал периоды ее работы в должности инструктора по физическому воспитанию в Сараевском детском саду с 2 сентября 1991 года по 6 сентября 1994 года.

Считает, что пенсионным органом вышеуказанный период трудовой деятельности необоснованно не включен в специальный педагогический стаж, поскольку, работая в должности инструктора по физическому воспитанию в детском саду, она фактически выполняла обязанности, предусмотренные должностной инструкцией воспитателя, то есть выполняла работу, которая дает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей.

Уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) исковые требования, ФИО1 просила признать отказ пенсионного органа необоснованным и назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения в пенсионные органы, поскольку работая в должности инструктора по физическому воспитанию в детском саду она фактически выполняла обязанности, предусмотренные должностной инструкцией руководителя физического воспитания. Функции, характер и условия ее деятельности полностью соответствовали содержанию трудовых функций, условиям и характеру работы в должности руководителя физического воспитания, так как ее трудовая деятельность содействовала сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечивала выполнение программы по физическому воспитанию детей, индивидуально-дифферинцированный подход при проведении физкультурных занятий и оздоровительных мероприятий, безопасноть детей, консультирование родителей по вопросам физического воспитания дошкольников, принятие участия в педагогических советах, родительских собраниях, подготовку и проведение различных детских праздников, спортивных мероприятий, открытых занятий, оформление необходимой документации в соответствии с нормативными требованиями.

Считает, что наименование ее должности в приказе о приеме на работу и в трудовой книжке как «инструктор по физическому воспитанию» является ошибочным, поскольку она фактически выполняла работу руководителя физического воспитания, должность руководителя физического воспитания поименована в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067.

Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования и настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых ФИО1, указав, что решение пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, является законным и обоснованным.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, показания свидетелей, суд приходит к следующему выводу.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судом установлено, что 28.06.2018 г. ФИО1 обратилась в ГУ-УПФ России по Сараевскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением УПФ по Сараевскому району от 04.07.2018 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в специальный трудовой стаж не был засчитан период работы ФИО1 в должности инструктора по физическому воспитанию в Сараевском детском саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 года 00 месяцев 5 дней, поскольку должность инструктора по физическому воспитанию не предусмотрена Списками должностей и учреждений, утвержденными – Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 г., Постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 г., Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г. (л.д.8-11)

Также не включены период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и отпуск по уходу за ребенком от полутора до трех лет и курсы повышения квалификации, которые истицей не оспариваются.

Ответчиком определен стаж на соответствующих видах работ с учетом действующего законодательства 22 лет 02 месяца 16 дней.

Не соглашаясь с решением пенсионного органа в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий права на льготное назначение пенсии, периодов работы в должности "инструктор физического воспитания", ФИО1 указывает, что в спорные периоды выполняла функции по воспитанию, фактически присущие должности "воспитатель" и "руководитель физического воспитания", работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.

Однако указанные доводы истца являются ошибочными по следующим основаниям.

Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ по Сараевскому детскому саду ФИО1 назначена инструктором по физическому воспитанию (л.д.13).

В соответствии с выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ по Сараевскому детскому саду ФИО1 переведена с должности инструктора по физическому воспитанию учителем физической культуры в Сараевскую среднюю школу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Указанные факты также подтверждаются трудовой книжкой истца (л.д.15-16).

В свою очередь перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», не предусматривал должности "инструктора по физическому воспитанию".

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 в разделе "Наименование должностей", не предусматривает должности "инструктора по физическому воспитанию", "инструктора по физической культуре".

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность "инструктора по физическому воспитанию", отсутствовало.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Названным Списком должность "инструктора по физическому воспитанию", также не поименована, а предусмотрена должность "руководитель физического воспитания".

Анализируя должностную инструкцию «воспитателя детского сада», «инструктора по физическому воспитанию» и должностную инструкцию «руководителя физического воспитания», показания свидетелей Свидетель №2 и Свидетель №1 суд приходит к выводу о том, что исполняемые истцом должностные обязанности соответствуют должности "инструктор по физической культуре".

То обстоятельство, что должности "инструктор по физической культуре", "руководитель физического воспитания" и "воспитатель" являются различными должностями, отражено как в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 298, и в приказах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 N 593 и 26.08.2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования".

Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность различных наименований работ, профессий и должностей.

То есть, если гражданин работал в должности, наименование которой соответствует наименованию должности, указанному в Тарифно-квалификационных справочниках (ЕТКС), то оснований устанавливать тождественность данной должности другой должности, работа в которой дает право на льготное пенсионное обеспечение, наименование которой также предусмотрено Тарифно-квалификационным справочником или ЕТКС, не имеется.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года N 367, вступившим в действие с 01.01.1996, предусмотрена должность "инструктора по физической культуре". Имеется в указанном классификаторе указание на должность "руководителя физического воспитания". Данная должность включена в указанный выше Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Должности "инструктора по физической культуре" и "руководитель физического воспитания" являются различными должностями, что отражено как в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 года N 298 и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 года N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования".

Согласно Единому квалификационному справочнику, действующему в настоящее время, к должностям педагогических работников наряду с должностью инструктора по физической культуре отнесена и должность руководителя физического воспитания.

Для каждой из этих должностей в Едином квалификационном справочнике предусмотрены свои должностные обязанности. Должности инструктора по физкультуре, руководителя физического воспитания и соответствующие им должностные обязанности определены независимо друг от друга и не совпадают.

Следовательно, доводы истца о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности в должности "инструктора по физическому воспитанию" и "руководителя физического воспитания" являются ошибочными.

Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах, однако таковых обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено.

Вопреки доводам истца, также не может быть установлена тождественность и с должностью "воспитатель", поименованной в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 года N 367.

Таким образом, доводы истца о необходимости включения в специальный стаж периодов ее работы в должности «инструктора по физическому воспитанию», как соответствующей работе в должности «руководителя физического воспитания» либо «воспитателя», является неверным.

Поскольку работа в должности "инструктора по физическому воспитанию", не может быть включена в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, оснований для назначения досрочной трудовой пенсии с 28.06.2018 года не имеется, т.к. у ФИО1 отсутствует необходимый 25-летний стаж для назначения пенсии в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 г.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявленияФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ по Сараевскому району Рязанской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в педагогический стаж периода работы в должности инструктора по физическому воспитанию и назначении досрочной страховой пенсии по старости – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Сараевский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2018 года.

Судья – подпись

Копия верна: судья Сараевского

районного суда В.В. Суханов